top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Зима Питера Брейгеля Старшего


Памятник Питеру Брейгелю Старшему в Брюсселе, Бельгия//pixabay

Знаменитый художник Северного Возрождения Питер Брейгель Старший (около 1525/30 - 1569) – личность масштабная и таинственная. Его картины порождают множество самых противоречивых толкований и гипотез.


В западноевропейской живописи XVI века, когда пейзаж ещё только набирал силу как самостоятельный жанр, Брейгель сделал то, что до него никто не делал – написал несколько зимних пейзажей. Наиболее известны «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» (1565) и картина «Охотники на снегу» (1565), входящая в цикл «Месяцы» и олицетворяющая декабрь и январь.


Эти картины очень тесно связаны между собой. Что же их объединяет? Питер Брейгель был художником-философом и любил размышлять над тем, что он изображает. Зрителям тоже приходится задумываться, рассматривая его полотна: не спеша вникать в детали, искать скрытый смысл, разгадывать загадки.



Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц


Питер Брейгель Старший. Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц. 1565 © Королевский музей изящных искусств. Брюссель

Великий географ Абрахам Ортелий, друг Брейгеля, заметил о нём: «Он писал много такого, что написать попросту невозможно, в его работах таится больше, чем изображено». Прислушаемся к словам друга художника и попробуем понять, какое послание Брейгеля зашифровано на его зимних картинах.


В поисках скрытого смысла зрителю поможет название картины: «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц». В нём есть подсказка, на какую деталь следует обратить внимание. Если этого не знать, скрытый смысл может ускользнуть.

Когда зритель смотрит на полотно, не читая, как оно называется, то он видит только типичную нидерландскую деревню зимой: снег лежит на крышах домов, покрывает землю и ветви деревьев; снежные холмы до самого горизонта. В центре картины, на реке, схваченной льдом, – каток. Он многолюден: взрослые и дети катаются, играют в разные зимние игры. На этом знакомство с полотном может завершиться. Но если взгляд зрителя скользнёт в правый нижний угол, он найдёт там ту самую интересную деталь, о которой говорится в названии. Какая-то деревянная конструкция: доска, подпираемая колышком, насыпан корм, птички клюют зерно. От колышка странной конструкции тянется веревочка. К ближайшему дому…



Зритель догадывается: в доме сидит человек и внимательно следит за доверчивыми пташками! Как только их наберётся достаточно много, он дёрнет за верёвочку, и доска прихлопнет своих жертв. Совершенно бытовой момент, обыкновенная ловушка для птиц, но эта деталь картины разворачивает мысли зрителя в другом направлении и, переводя взгляд на каток, он, возможно, уже задумается о философском, назидательном смысле этого полотна.


Люди на льду – такие же беззаботные и глуповатые пташки, которые не чувствуют опасность.

На льду можно поскользнуться и упасть, можно провалится под лед и утонуть. Но они веселятся, играют и не думают о судьбе, о случайности, о законах природы, которые им неподвластны. Забывают, что смертны, а опасности подстерегают повсюду. При этом картина не производит зловещее впечатление – она спокойна, гармонична и естественна. Да, в мире всякое может случится. Просто об этом следует помнить.


Интересно, что полотно «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» было невероятно популярно в XVI-XVII веках – с него сделали более 100 копий!


Охотники на снегу


Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 © Музей истории искусства. Вена


На первый взгляд картина «Охотники на снегу» снова раскрывает тему характерных зимних занятий нидерландской деревни: кто-то возвращается с охоты, кто-то разжигает костёр или несёт хворост, а самые счастливые – у кого есть свободное время – могут позволить себе покататься на коньках, поиграть.

Часто полотно интерпретируют как символический портрет Вселенной. Оно действительно напоминает мироздание в миниатюре: здесь есть люди, их дома, показан труд и отдых, птицы и животные, холмы и равнины, реки и даже горы.


Горы удивляют зрителя. Откуда они в Нидерландах? Вероятно, Брейгель изобразил на картине Альпы. Известно, что он путешествовал в Италию и Швейцарию, пересекал Альпы, делая наброски и зарисовки.

Внимание зрителя привлекает костёр. Зачем он? Чтобы погреться? Для этого костёр слишком большой. Да и странно – греться у костра перед дверью дома. А в него ещё и солому подбрасывают…


У современного зрителя может не возникнуть правдоподобных версий. Но если он вспомнит другую картину Брейгеля – «Перепись в Вифлееме», где в нижнем левом углу изображена вполне реальная календарная примета декабря (крестьянин режет свинью и рядом уже приготовлена солома для костра, чтобы эту свинью опалять или коптить), то он поймёт, что происходит.



Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 © Королевские музеи изящных искусств. Брюссель


Скорее всего, и здесь крестьяне разожгли костёр, чтобы опалить или коптить свиную тушу. Они заняты важным делом, и всё у них хорошо. Чего не скажешь об охотниках.



Над дверью постоялого двора висит почти оторванная вывеска «У оленя». На ней изображен Св. Евстафий, покровитель охотников, стоящий на коленях перед оленем. Охотники, идущие мимо, явно очень устали: они тяжело переставляют ноги, вязнущие в снегу, за спиной у одного из них висит лисица – единственный трофей. Олень им сегодня не достался.

Охотников трое и вокруг них целая свора собак. Их так много! Сколько? Как интересно: их тринадцать.

Охотники вооружены пиками, их сопровождают собаки. Явно не на лису охотились. Но зима есть зима! Да и охота – процесс, во многом зависящий от судьбы, фортуны. Сегодня им не повезло. Но, с другой стороны, и лису поймать – тоже неплохо. Больше не будет воровать в деревне кур.


И, разглядывая охотников с собаками, зритель постепенно начинает понимать скрытый смысл, некий моральный урок, который ему дает Брейгель. Крестьяне, деловито разжигающие костер для свиной туши, олицетворяют устойчивый, надёжный быт, а охотники с лисой за спиной – капризы фортуны, непредсказуемость судьбы.


Брейгель любил задавать вопросы, подталкивать к размышлению, к выводам, но он никогда не давал ясный ответ. Ответ зрители должны найти сами.

Поэтому толкований может быть множество. Например, если предположить, что костёр крестьяне разожгли в ожидании охотников, вырисовывается совершенно иной смысл: пустые ожидания, тщетные надежды, не стоит ждать многого.


На этой картине есть еще две важные детали. Внимательно присматриваясь, почти в самом центре картины зритель замечает…. уже знакомую ловушку для птиц!



И домик, и каток, и людей на катке! Да, он всё это уже видел на картине «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц»! Но теперь это часть полотна «Охотники на снегу». Зачем он их объединяет?


Брейгель отсылает нас к своей же работе, в которой заложен назидательный смысл.

Внимательный зритель ищет ответ, ведёт взгляд по диагонали, которую задает движение охотников – из левого нижнего угла в сторону правого верхнего – и видит горящий дом! Из трубы – дым и пламя, кто-то уже залез на крышу, кто-то несёт лестницу, к горящему дому сбегаются люди…

Брейгель-философ на этой картине вновь предупреждает о том, что зима, как и жизнь в целом, полна опасностей, что наши ожидания могут не оправдаться. Но в этом нет ничего пугающего или создающего напряжение. Это естественный ход вещей. Так устроен мир.


Андрей Тарковский показал «Охотников на снегу» в «Солярисе». В фильме можно увидеть и другие картины цикла «Месяцы», но основное внимание режиссер уделил именно этому полотну. По замыслу Тарковского, образ зимы, созданный художником, предстаёт сном-воспоминанием главных героев, обитателей космической станции, о Земле. //SA


***


// Выставка «Питер Брейгель Старший. Гравюры и офорты»



В Художественном музее Базеля проходит выставка «Питер Брейгель Старший. Гравюры и офорты». Выставка продлится до 6 марта 2022 года.


Подробнее о выставке:




댓글


bottom of page