top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Жорж де Латур – загадочный мастер из Люневиля


Жорж де Латур. Новорожденный (Рождество). Около 1645  Музей изобразительных искусств, Ренн, Франция
Жорж де Латур. Новорожденный (Рождество). Около 1645 // Музей изобразительных искусств, Ренн, Франция

Этот французский художник XVII века был знаменит при жизни, а затем о нём абсолютно забыли на два столетия. В 2023 году исполняется 430 лет со дня рождения французского живописца Жоржа де Латура



Жорж де Латур (1593-1652)


В середине XIX века в музее города Ренна (Франция) было выставлено полотно кисти неизвестного живописца. Оно сразу обратило на себя внимание необыкновенной выразительностью: свет свечи выхватывал из мрака лица и фигуры двух женщин. Младшая, вероятно, молодая мать, осторожно держала на руках спящего младенца, а пожилая женщина задумчиво смотрела на них, прикрывая рукой свечу. Но этот жест был похож и на благословение. Может быть, на картине изображены Святая Анна, Дева Мария и младенец Христос? Но на полотне отсутствовали необходимые в XVII веке культовые атрибуты – нимбы и ангелы, поэтому картина называлась не «Рождество», а «Новорожденный». Загадочное полотно воодушевило ценителей искусства на поиски имени неизвестного автора. Поиски были долгими. На основании сочинений Александра Жоли (1863) и собственных изысканий немецкий исследователь Герман Восс только в 1915 году с уверенностью назвал имя художника – Жорж де Латур (1593-1652).


В настоящее время живописное наследие Жоржа де Латура включает в себя около 40 полотен и ещё 28 картин являются копиями с утраченных оригиналов.

Архивные данные, которые удалось найти исследователям, сообщают, что Жорж де Латур родился в 1593 году в небольшом живописном лотарингском городке Вик-сюр-Сей в семье пекаря. Родители дали сыну хорошее образование, а его первым учителем рисования стал единственный на весь город профессиональный художник Клод Дого (1570-1636).


Жорж де Латур. Святой Себастьян и Святая Ирина. 1638-1639 // Институт искусств, Детройт, США
Святой Себастьян и Святая Ирина. 1638-1639 // Институт искусств, Детройт, США

Существует мнение, что де Латур побывал в Италии. Документального подтверждения этой поездки не найдено, но влияние Караваджо (1571-1610) на творчество французского художника невозможно отрицать. Лотарингия, расположенная на оживлённом перекрёстке европейских путей, имела контакты с Италией, Голландией и Фландрией, что давало де Латуру, как и другим лотарингским живописцам, прекрасные возможности для знакомства с искусством этих стран.


Жорж де Латур. Девушка, раздувающая в жаровне огонь. Около 1645 // Частная коллекция
Девушка, раздувающая в жаровне огонь. Около 1645 // Частная коллекция

В 1616 году Жорж женился на девушке из знатной семьи. Её отец служил мастером серебряных дел у герцога Лотарингского. Художник поселился в Люневиле, на родине жены. В 1620 году герцог Лотарингский пожаловал де Латуру грамоту с привилегиями, которые позволили живописцу жить спокойную жизнь мелкого дворянина и с удовольствием писать картины, которые охотно покупал герцог и его придворные. Однако в 1638 году де Латуру пришлось переехать в Париж – Люневиль захватили французские войска и дом художника сгорел. Предположительно тогда были утрачены и многие его картины.


Довольно скоро де Латур получил должность художника короля. Среди парижских заказчиков Жоржа, кроме короля, были кардинал Ришелье, королевский архитектор Ленотр, министр финансов де Буллон. Вероятно, придворная атмосфера пришлась де Латуру не по душе, он всё время стремился вернуться в Люневиль и перебрался в любимый город в 1643 году.


Став известным и высокооплачиваемым художником, он мог позволить себе работать, полагаясь не на требования двора и церкви, а на свои собственные представления. Здесь, в Люневиле, в 1652 году художник умер, вероятно, во время вспышки эпидемии, через несколько дней после своей жены.


Жорж де Латур. Святой Фома с копьем. 1625-1632 // Лувр, Париж, Франция
Святой Фома с копьем. 1625-1632 // Лувр, Париж, Франция

Индивидуальный стиль де Латура сложился уже в конце 1620-х годов. Его жанровые полотна очень лаконичны: как правило, на них изображены две или четыре фигуры, выделенные ярким светом, совсем немного деталей интерьера. Предметный мир его картин очень скуп: несколько монет и бокал с вином говорят о пороках, трёх игральных костей на абсолютно пустом столе хватает, чтобы изобразить разнузданное веселье.


В то время уже были широко известны повествовательные жанровые картины голландских и фламандских мастеров. Жорж де Латур отличался от них особым изобразительным языком.

С помощью света и мощной цветовой гаммы художник придавал незамысловатому бытовому сюжету сложную психологическую окраску. Самый часто встречающийся на картинах де Латура предмет – светильник. Это может быть факел, свеча, фонарь или жаровня. Все эти разнообразные источники света формируют атмосферу картин, вырисовывая лица персонажей, окружённые темнотой.


Жорж де Латур. Гадалка. 1630-1640 // Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Гадалка. 1630-1640 // Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

Знаменитые картины Жоржа де Латура «Гадалка» (1630-1640) и «Шулер» (1633-1639) – ранние произведения художника. «Гадалка» – одна из немногих картин де Латура, на которой изображена сцена, происходящая при дневном свете. Старая гадалка, настоящая злая ведьма, отвлекает юношу, а две её молодые сообщницы бессовестно его обворовывают. Неподвижные фигуры персонажей передают ощущение напряженной ситуации, смысл которой становится понятен благодаря жестам и выражениям глаз.


Для полотна «Шулер» де Латур взял распространённый сюжет карточной игры, но раскрыл его непривычно: через строгую статичную композицию и сдержанные позы персонажей.

Только игра глаз и рук вновь подсказывает зрителю, что куртизанка и шулер явно обманывают неопытного юношу. Вся композиция ярко освещена и в тени остаётся только фигура шулера, играющего отрицательную роль в этом сюжете. Лицо женщины выглядит зловещим: неприятная усмешка и косой взгляд делают его похожим на маску.

В настоящее время известно два варианта полотна: «Шулер с трефовым тузом» (находится в США), и «Шулер с бубновым тузом» (хранится в Лувре).


Жорж де Латур. Шулер с бубновым тузом. 1633-1639 // Лувр, Париж, Франция
Шулер с бубновым тузом. 1633-1639 // Лувр, Париж, Франция
Жорж де Латур. Шулер с трефовым тузом. 1634 // Музей искусств Кимбелла, Форт-Уэрт, Техас, США
Шулер с трефовым тузом. 1634 // Музей искусств Кимбелла, Форт-Уэрт, Техас, США

В зрелые годы де Латур писал картины религиозного содержания. Многие сюжеты его полотен заставляют вспомнить о католическом культе святых и говорят о том, что художник был католиком. Но он не следовал догматической программе, не изображал чудовищные сцены мученичества и страстные экстазы, как это было принято в то время. Его интересовали вечные темы: рождение, судьба человека, раскаяние, измена, смерть, память об умерших.


Картины позднего периода тоже очень просты по композиции, сдержанны и лаконичны.

В одиночестве, во мраке ночи думает о быстротечности человеческой жизни Мария Магдалина. Де Латур писал её не один раз. Обычно Магдалину изображали в образе привлекательной соблазнительницы, а де Латур сделал её печальной, усталой, отягощенной тяжёлыми мыслями. На коленях Магдалины лежит череп – символ «суеты сует». Такое явное использование символики необычно для де Латура. Различные сочетания религиозных персонажей и атрибутов, символические смыслы предметов, по которым зрители XVII века легко узнавали, что изображено на полотне и понимали его, мало занимали художника. Он не использовал сборники аллегорий, символов и эмблем, подобные «Иконологии» Чезаре Рипы, хотя такие книги были тогда очень популярны.


Кающаяся Мария Магдалина. 1640-1645 // Лувр, Париж

Кающаяся Мария Магдалина. 1640-1645 // Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США


В Музее искусств Нанси хранится шедевр де Латура – «Отречение Святого Петра» (1650). Фоном для сцены отречения художник выбрал обычный трактир. Солдаты играют в кости, а Пётр, закутанный в плащ, одиноко сидит в стороне. Жестом отрицания он отвечает на вопрошающий взгляд служанки, узнавшей его, а в лице Петра видны страх, раскаяние и, одновременно, надежда на прощение.


Жорж де Латур. Отречение Святого Петра. // Музей изобразительных искусств, Нант, Франция
Отречение Святого Петра. // Музей изобразительных искусств, Нант, Франция

Обыденность обстановки, простая одежда и отсутствие каких-либо культовых предметов не делают религиозные полотна Жоржа де Латура слишком реалистичными или приземленными. Герои этих картин обладают удивительным достоинством и духовной глубиной, которые поднимают их над мирской суетой и придают спокойное величие обычным, бытовым, по сути, сценам. В темноте и тишине ни жесты, ни движения не нарушают медитативной задумчивости персонажей и их обращенности внутрь себя.


Жорж де Латур. Едоки гороха. 1620-1625 // Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин, Германия
Едоки гороха. 1620-1625 // Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин, Германия

Когда-то одно из полотен Жоржа де Латура находилась в Швейцарии, но об этом никто не догадывался.


В 1975 году в провинциальном швейцарском музее были обнаружены две картины неизвестного мастера. На одном полотне была изображена пожилая женщина, на другом – старик с бородой. Оба они ели горох из керамических тарелок. На обеих картинах были следы разреза с одной из сторон, что позволило искусствоведам сделать вывод: учитывая сходство сюжета, можно считать эти две картины частями одной, разрезанной когда-то по вертикали. Исследователи начали поиски автора полотна, отправили запросы во множество музеев мира. Из городского музея Нанси был получен ответ, что в музее есть картина, на которой те же персонажи заняты поеданием гороха. И замечательно было то, что на обороте полотна стояла подпись: «Копия с работы де Латура».


Так удалось установить авторство. Разрезанные части соединили, картину отреставрировали и под названием «Едоки гороха» она была продана Берлинской Художественной галерее, где и хранится в настоящее время.//SA

Kommentare


bottom of page