top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Жюль Бастьен Лепаж – «внук Милле и Курбе»


Жюль Бастьен-Лепаж. Октябрь. Сбор картофеля.1878 г. // Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия
Октябрь. Сбор картофеля.1878 г. // Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия

Этот французский художник второй половины XIX века покорил парижский Салон искренностью своих полотен. Жюля Бастьен-Лепажа (1848-1884) иногда называли «крестьянским художником» – он был одним из первых французских живописцев, изобразивших быт крестьян без сентиментальности и романтизма, стремясь всегда оставаться верным природе.


В 2023 году исполняется 175 лет со дня рождения французского художника Жюля Бастьен-Лепажа


Несмотря на то, что его творчество длилось не более десяти лет, Бастьен-Лепаж оказал большое влияние на европейскую живопись. Названный французским писателем Эмилем Золя «внуком Милле и Курбе», Бастьен-Лепаж, пусть и неосознанно, бросил вызов господствующему в то время импрессионизму. Сам того не желая, он стал основателем целой школы – его концепция натуралистической живописи покорила многих молодых художников, которые назвали его своим учителем. Для нового поколения живописцев, разочаровавшихся и в академической живописи, и в бунтарских течениях, подход Бастьен-Лепажа стал «золотой серединой».


Русский художник Валентин Серов (1865-1911) восхищался его творчеством и часто ходил в Третьяковскую галерею, чтобы увидеть полотно «Деревенская любовь» кисти Бастьен-Лепажа.

Детство Жюля Бастьен-Лепажа (1848-1884) прошло на севере Франции в Дамвилье, на скромной ферме, которой владели его родители. С самого детства Жюля окружали картины сельской жизни. Его отец был увлечённым художником-любителем и развивал в сыне склонность к рисованию. Однако он не хотел, чтобы рисование стало для Жюля больше, чем хобби и был недоволен, когда Жюль заявил, что хочет быть профессиональным художником. С 11 лет Бастьен-Лепаж посещал Верденский колледж, а в 19 лет выразил желание отправиться в Париж для изучения искусства. Это оказалось не по карману семье, и Жюль устроился на работу в Центральное почтовое управление.


Хотя его заработка едва хватало на жизнь, должность позволяла ему посещать художественные классы в Школе изящных искусств, где он зарегистрировался под своим именем Жюль Бастьен (вскоре он добавил Лепаж, девичью фамилию своей матери). В течение шести месяцев он работал на почте с 3 ночи до 7 часов утра в сортировочном отделении, до полудня разносил почту, а во второй половине дня посещал школу. Такую двойную жизнь долго вести не получилось – через полгода Бастьен-Лепаж уволился и поступил в художественную школу на дневное отделение.


Жюль Бастьен-Лепаж. Жанна д’Арк. 1879 // Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Жанна д’Арк. 1879 // Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

Благодаря рекомендательному письму от Вильяма Бугро (1825-1905), Бастьен-Лепаж смог попасть в ученики к знаменитому в то время академисту Александру Кабанелю (1823-1889). Жюль с головой ушёл в учёбу. Родители поддерживали талантливого сына как могли.


Впервые Бастьен-Лепаж представил свои работы на парижский Салон в 1870 году. В этих ранних работах он копировал пейзажи Жана-Антуана Ватто (1684-1721), украшая их модно одетыми молодыми женщинами. Эти картины остались практически незамеченными, но в 1874 году Жюль написал своего деда в семейном саду. И это полотно стало поворотным моментом в его творчестве. Своего деда Бастьен-Лепаж изобразил в чёрном бархатном берете, на фоне сочной зелени деревьев. Картина вызвала восторг парижской публики и принесла Бастьену медаль за третье место, его имя стало появляться в рецензиях.


Жюль Бастьен-Лепаж. Портрет моего дедушки. 1874 // Музей Орсе, Париж, Франция
Жюль Бастьен-Лепаж. Портрет моего дедушки. 1874 // Музей Орсе, Париж, Франция

Как и другие талантливые студенты, Бастьен-Лепаж участвовал в престижном конкурсе Prix de Rome, победа в котором давала возможность продолжить обучение в Италии. Жюль, надеясь победить, близко к сердцу принял своё первое поражение в 1875 году, но, потерпев неудачу во второй раз на следующий год, понял, что на самом деле не так уж и заинтересован в поездке в Италию. В этот период он начал сомневаться в ценности академического образования и решил искать свой собственный путь.


Жюль Бастьен-Лепаж. Портрет Сары Бернар. 1874 // Частная коллекция
Жюль Бастьен-Лепаж. Портрет Сары Бернар. 1874 // Частная коллекция

В живописи Бастьен-Лепаж предпочитал спокойные тона, что заметно отличало его от светлых и красочных импрессионистов, набиравших в то время популярность во Франции. Бастьен-Лепаж считал себя наследником реалистической традиции Милле и Курбе и придерживался философии: «Нет ничего лучше правды, а я родом из деревни в Лотарингии и хочу, прежде всего, писать крестьян и пейзажи моей родины именно такими, какие они есть».


Даже на историческом полотне с Жанной д'Арк, он поместил Орлеанскую Деву в сельскую местность родного Дамвилье, а в качестве модели использовал местного подростка.

В конце 1870-х годов Бастьен-Лепаж задумал серию больших картин, написанных на пленэре и напоминающих о его собственном детстве, и создал, пожалуй, свои самые значительные работы – «Сенокос» (1877) и «Октябрь. Сбор картофеля» (1878). Эти картины одинаковы по размеру и форме, с одной и той же моделью, кузиной Бастьен-Лепажа Мари-Адель Робер.


Жюль Бастьен-Лепаж. Сенокос. 1877 // Музей Орсе, Париж, Франция
Жюль Бастьен-Лепаж. Сенокос. 1877 // Музей Орсе, Париж, Франция

Оба полотна были выставлены на парижском Салоне 1879 года и привлекли внимание своим откровенным реализмом. «Октябрь. Сбор картофеля» критика сразу сравнила с картиной Милле «Сборщицы колосьев» (1857). Обе картины воспевали благородство и красоту тяжёлого ручного труда, но картина Бастьен-Лепажа была уже гораздо менее сентиментальной. Именно это полотно покорило и публику, и жюри Салона.


Франсуа Милле. Сборщицы колосьев. 1857 // Музей Орсе, Париж, Франция
Франсуа Милле. Сборщицы колосьев. 1857 // Музей Орсе, Париж, Франция

Вместе с «Сенокосом» и «Сбором картофеля» Бастьен-Лепаж выставил также портрет восходящей французской актрисы Сары Бернар.


Хотя сцены крестьянского труда и сельские пейзажи приносили Жюлю успех и удовлетворение, Бастьен-Лепаж прославился и как художник, пишущий прекрасные и очень реалистичные портреты. Его репутация распространилась за пределы Франции среди английской знати, и он даже получил важный заказ на написание портрета принца Уэльского, который выполнил в 1879 году.


Мария Башкирцева. Встреча. 1884 // Музей Орсе, Париж, Франция
Мария Башкирцева. Встреча. 1884 // Музей Орсе, Париж, Франция

О том, что его творчество вдохновляло других молодых живописцев того времени, свидетельствует дружба, которую Бастье-Лепаж завязал с русской художницей Марией Башкирцевой в 1882 году. Его влияние заметно в том, как она писала портреты и уличные сцены. К сожалению, им обоим было суждено прожить трагически короткую жизнь: Башкирцева умерла от туберкулёза в возрасте двадцати пяти лет, менее чем за два месяца до смерти самого Бастьен-Лепажа.


Жюль Бастьен-Лепаж. Деревенская любовь. 1882 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия
Деревенская любовь. 1882 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия

В начале 1881 года Бастьен-Лепаж посещал Швейцарию и Италию. К сожалению, из-за тяжёлой болезни это были его последние зарубежные поездки. В 1883 году у Бастьен-Лепажа начались сильные боли в почках. Врачу удалось убедить художника поехать в прибрежную Бретань в надежде, что это поможет ему выздороветь. На короткое время прекрасная природа и солнечный свет помогли ему забыть о своих проблемах, и он погрузился в творчество. Но вскоре его состояние ухудшилось, и он был вынужден вернуться в Париж для лечения.


Жюль Бастьен-Лепаж. Урожай винограда. 1880 // Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды
Урожай винограда. 1880 // Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды

Парижские врачи сообщили художнику о тяжести его положения и на этот раз посоветовали ему отправиться в Алжир, полагая, что климат Северной Африки может помочь его состоянию. Здоровье художника было настолько плохим, что он не мог отправиться в путь один, поэтому мать сопровождала его в качестве сиделки. Поначалу казалось, что он идёт на поправку, и, вдохновлённый новыми впечатлениями, он всерьёз занялся живописью. К сожалению, его здоровье продолжало ухудшаться. Тяжело больной Бастьен-Лепаж вернулся в Париж в мае 1884 года. Ему по-прежнему хотелось рисовать, и, пока он мог держать кисть, художник продолжал работать. Он говорил: «Если бы мне сказали: «Вам отрежут две ноги, но после этого вы снова сможете рисовать», я бы с готовностью пошёл на эту жертву».


Бастьен-Лепаж скончался через полгода после возвращения в Париж. Ему было всего тридцать шесть лет.


Жюль Бастьен-Лепаж. Дровосек (Отец Жак). 1881 // Художественный музей Милуоки, Милуоки, США
Дровосек (Отец Жак). 1881 // Художественный музей Милуоки, Милуоки, США

Бастьен-Лепаж предложил новый путь для будущих поколений и оказал непосредственное влияние на таких художников, как Джеймс Гатри (1859-1930), Джон Лавери (1856-1941) и Уильям Йорк Макгрегор (1855-1923), которые последовали примеру Бастьена-Лепажа и писали сельскую Шотландию. Его стиль оказал влияние и на группу австралийских художников-импрессионистов: Чарльза Кондера (1868-1909), Фреда Маккаббина (1855-1917) и Артур Стритона (1867-1943).


Жюль Бастьен-Лепаж. Бедная маленькая дикарка. 1881 // Художественная галерея и музей Келвингроув, Глазго, Шотландия
Бедная маленькая дикарка. 1881 // Художественная галерея и музей Келвингроув, Глазго, Шотландия

Влияние Бастьен-Лепажа ощущается и в работах современных художников: Джона Фелсинга (род. 1954) и Стива Кестрела (род.1947), пишущих в стиле натурализма.//SA

Comentarios


bottom of page