top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Женщины-художницы «КРУПНЫМ ПЛАНОМ»



В Фонде Бейлера, в Базеле, проходит выставка «CLOSE-UP», на которой представлены работы девяти женщин-художниц. Экспозиция посвящена эпохе, в начале которой женщины в Европе и Америке впервые получили возможность профессионально заниматься художественной деятельностью.


Девять женщин-художниц ‒ главные героини выставки «CLOSE-UP» в Фонде Бейлера. Их работы посвящены изображению человека в портретах и автопортретах с 1870 года и до наших дней.


Главный акцент выставки ‒ особый взгляд художниц на своё окружение, выраженный в портретах, в картинах с собой и другими в главной роли. Это сопоставление позволяет нам узнать, как менялся взгляд художниц на своих моделей в период с 1870 года по сегодняшний день, что в нём отражается и что его характеризует.


Выставка посвящена эпохе, в начале которой впервые женщины в Европе и Америке получили возможность профессионально заниматься художественной деятельностью. Это также было время, когда концепция портрета претерпела глубокие изменения, сопровождавшиеся радикальной переоценкой понятия личности. Как импрессионизм положил начало трансформации классического портрета, так и в начале XX века художники пытались отстраниться от любого понятия подобия. Тогда портрет стал формой выражения, позволяющей исследовать новые концепции субъективности и новые возможности репрезентации. Работы художниц, представленных на выставке, наглядно иллюстрируют это развитие.


Хотя выставка не представляет собой историю портрета от истоков современного искусства, каждая из художниц демонстрирует специфическую форму портрета, уходящую корнями в свою эпоху и исходящую из неё.

Берта Моризо (1841-1895) и Мэри Кассатт (1844-1926) открывают выставку. Обе художницы сыграли важную роль в импрессионистском движении, став образцом для подражания для последующих поколений женщин-художниц.



Работы Паулы Модерзон-Беккер (1876-1907), представленные на выставке, датируются 1900-1907 гг. ‒ это года её необычайно интенсивного и многообещающего раннего творчества, которое внезапно оборвалось после её смерти при родах в ноябре 1907 года. Модерзон-Беккер отделяют от Моризо и Кассатт 30 лет, в художественном отношении она находится в другой группе, будучи одной из первых, кого можно назвать пионером современного искусства.




С Лоттой Лазерштайн (1898-1993) выставка перемещается из Парижа в Берлин 1920-х годов. На её портретах представлена современная повседневная жизнь, причём Лазерштайн особенно интересовал образ «новой женщины», пропагандируемый в то время в фотографиях, журналах и кино.




Работы Фриды Кало (1907-1954) ‒ самая сложная из представленных на выставке форма портрета и особенно автопортрета. Автопортреты Кало, несомненно, являются портретами художницы, но это не просто портреты, которые стремятся запечатлеть реальное «я», это очень сложные автопортреты, которые, тем не менее, глубоко аутентичны.



Принадлежа к тому же поколению, что Лотте Лазерштайн и Фрида Кало, Алиса Нил (1900-1984) занимает совершенно иное положение как в историческом, так и в художественном плане. В отличие от многих американских художников и художниц, выбравших путь абстракции, Нил осталась верна фигуративному искусству. Она не дистанцировалась от своих моделей, не бросала на них ироничный взгляд, а создавала реалистичные портреты, написанные с натуры или по памяти, в которых стремилась передать характер человека.



Выставка открывает новую главу: с Марлен Дюма (*1953), за которой следуют Синди Шерман (*1954) и Элизабет Пейтон (*1965), современный портрет выходит на первый план с трёх очень различных позиций.




Этих художниц объединяет то, что их восприятие и переживание реальности формируются, подвергаясь влиянию средств массовой информации, их силы воздействия. Это находит особое выражение в каждом из их портретов.


Выставка представлена в виде серии выставок, включающей около ста экспонатов из международных музеев и частных коллекций Европы, США и Мексики. Здесь предлагается по новому посмотреть на историю портрета и траектории художников.

Выставка также дополнена кинопортретами девяти известных международных актрис: Ирен Жакоб, Мартины Гедек, Луны Ведлер, Мерет Беккер, Анжелы Молина, Беттины Штукки, Романы Вреде, Марии Фуртвенглер и Валери Пахнер. Эти работы приглашают посетителей открыть для себя сложные и разнообразные личности художниц с другой точки зрения.//SA


 

// Место //Дата //Время //Стоимость


Выставка:

«КРУПНЫМ ПЛАНОМ»

CLOSE-UP


Даты: 19.09.2021 ‒ 02.01.2022


Место:


FONDATION BEYELER

Baselstrasse 101

CH-4125 Riehen/Basel

Phone +41 61 645 97 00

Fax +41 61 645 97 19

info@fondationbeyeler.ch


Время: ПН-ВС: с 10ч до 18ч СР: с 10ч до 20ч


Стоимость: от 15CHF до 30CHF













Comments


bottom of page