top of page
sanews logo
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Жан-Этьен Лиотар. Автопортреты


Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет в турецком костюме. 1745

Женевский художник Жан-Этьен Лиотар – один из самых известных и востребованных европейских портретистов своей эпохи, создал также удивительную галерею автопортретов.


В 1880-х годах, немецкий путешественник Карл Готтлоб Кюттнер, находясь в Женеве, однажды записал в своём дневнике: «Среди толпы людей я заметил гротескную личность, одетую в нечто вроде халата и ночного колпака, который, как я узнал позже, был тюрбаном. Этот человек нёс большую турецкую саблю. Это был не кто иной, как старый художник Лиотар». Кюттнер очень точно охарактеризовал швейцарского живописца – он, действительно, был человеком необычным, склонным к гротеску и театральности.



Жан-Этьен Лиотар // Jean-Etienne Liotard


Жан-Этьен Лиотар (1702-1789) – швейцарский художник, мастер пастели, писавший королей и прекрасных женщин. Все знают Лиотара как создателя знаменитой «Шоколадницы». Но мало кому известно, что Жан-Этьен был талантливым автопортретистом – он написал более двадцати автопортретов, в основном пастелью, а также маслом, мелом, эмалью, в миниатюре и в виде гравюр.


Жан Этьен Лиотар. Шоколадница. 1743-1745
Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница. 1743-45
 

Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница. 1743-1745 ©Галерея старых мастеров, Дрезден

 

В XVIII веке художники обычно стремились ограничить свою деятельность определенной специализацией: историческая живопись, портрет, пейзаж или натюрморт. Автопортреты писали очень редко. На этом фоне интерес Лиотара к этому жанру выглядел необычно. Его автопортреты – многочисленные «главы мемуаров», рассказывающие о жизни художника. Это этапы его самопознания, результаты философской рефлексии.


Жан-Этьен Лиотар родился в Женеве в 1702 году и в возрасте 25 лет приехал в Париж, чтобы работать подмастерьем у художника-академиста Жана-Батиста Массе. Свой самый ранний автопортрет Лиотар написал в 1730-х годах в Париже. Он абсолютно стандартен: перед нами молодой джентльмен в парике и костюме. Никаких кистей и палитр, никакого живописного реквизита. Ничто не говорит нам о профессии Лиотара – он в самом начале своей карьеры.


Жан Этьен Лиотар. Автопортрет. 1731-1733
Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет. 1731-1733
 

Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет. 1731-1733 ©Частная коллекция

 

В 1735 Жан-Этьен потерпел неудачу – ему не удалось получить Римскую премию Королевской академии живописи и скульптуры, которая позволила бы молодому художнику продолжить обучение в Италии. Лиотар отправился в путешествие самостоятельно. Он побывал в Италии, затем посетил Константинополь и Молдову.


Во время пребывания во Флоренции в 1737 году, Лиотар сделал небольшой пастельный автопортрет, который во многом похож на предыдущий. Лиотар снова пишет себя как образцового европейского джентльмена в парике и костюме, и кроме перехода от масла к пастели и несколько более яркой палитры, ничего не меняется.


Молодой Лиотар еще не реализовался, он не знает, как сложится его судьба. На этом автопортрете он настороженно вглядывается в будущее.


Жан Этьен Лиотар. Автопортрет. 1737
Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет. 1737
 

Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет. 1737 ©Musée d'art et d'histoire, Geneva, Cabinet d'arts graphiques

 

В 1740-х годах Лиотар отрастил бороду и начал носить восточные костюмы. На венском автопортрете 1784 года Жан-Этьен предстает в образе «турецкого художника». В большой меховой лапке, бесформенном коричневом кафтане и с кустистой бородой он нисколько не похож на чисто выбритого джентльмена с более ранних полотен.


В тот период творческой карьеры художник вызывал сенсацию везде, удивляя своим видом Вену, Париж, Лондон, Амстердам и Женеву. Постепенно Жан-Этьен завоевал репутацию модного портретиста, среди его клиентов появились влиятельные лица и даже члены королевских семей.


Жан Этьен Лиотар. Автопортрет. 1744 ©Galleria degli Uffizi, Florence
Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет. 1744 ©Galleria degli Uffizi, Florence

Добившись значительного успеха в качестве светского художника, в 1757 году Лиотар вновь поселился в Женеве, а вскоре сбрил свою знаменитую бороду.


В течение следующих двух десятилетий он создал не менее десяти автопортретов, выполненных в различной технике (масло, пастель, миниатюра, рисунок, гравюра), но эти работы удивительно однообразны – Лиотар показывал себя в одних и тех же позах и в одинаковой одежде.



// Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет в красной шапке. 1768. ©Bequest of Madame Louis Odier-Lecointe, Bibliothèque de Genève // Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет в красной шапке. 1768. ©Частная коллекция

// Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет с рукой у подбородка. 1770 ©Musée d'art et d'histoire, Geneva, Cabinet d'arts graphiques

// Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет с рукой у подбородка. 1781 ©Musée d'art et d'histoire, Geneva, Cabinet d'arts graphiques


Эти серийные автопортреты представляли собой художественные эксперименты – Лиотар исследовал свое собственное тело как некий набор цветов и форм. Он создавал одно и то же изображение самого себя в разных масштабах и техниках, вносил изменения в цвет, композицию, позу и освещение.


Например, два пастельных автопортрета 1768 года почти идентичны. Повторяется каждый изгиб воротника, каждая складка одежды и вмятина на шляпе. Даже пряди волос лежат одинаково. Через лоб и вокруг рта проходят одинаковые линии, рисующие полуулыбку. Однако, несмотря на сходство, эти автопортреты совершенно разные, и второй не является точной копией первого. На втором автопортрете фон осветлен с почти черного до красновато-коричневого, цвета мягче и в целом он выглядит менее мрачным, выражение лица смягчается.


В 1768 году Лиотар создал очень необычный пейзаж – один из немногих пейзажей, которые он когда-либо писал. На картине изображен вид из окна студии Лиотара на бывшей улице Сен-Антуан в Женеве. Через открытое окно виден сад, поля и канал, снежные вершины Монблана на горизонте. Усеченная оконная рама – удивительно современная деталь для картины XVIII века!


Лиотар хотел показать на полотне именно то, что он видит. Такие композиции будут часто встречаться у импрессионистов во второй половине XIX века.

Необычность этого полотна еще и в том, что художник показывает две перспективы: мы одновременно видим пейзаж из окна глазами Лиотара, и смотрим на художника со стороны. Вот он - на левом переднем плане, напротив обрезанной оконной рамы! Его фигура в синей куртке, белом воротничке и красной шапочке очень узнаваема. Этот пейзаж одновременно и автопортрет художника.


Жан Этьен Лиотар. Вид из студии художника в Женеве. 1768 ©Rijksmuseum, Amsterdam
Жан Этьен Лиотар. Вид из студии художника в Женеве. 1768 ©Rijksmuseum, Amsterdam

В Женевском музее искусства и истории можно увидеть великолепную пастельную работу Лиотара – «Автопортрет за мольбертом» (1751-1752). Жан-Этьен изобразил себя в яркой роскошной одежде.

Жан Этьен Лиотар. Автопортрет за мольбертом
Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет за мольбертом

Он сидит в кресле, глаза устремлены на зрителя, рот приоткрыт, как будто художник что-то говорит. Этот автопортрет поражает ощущением реального присутствия: кажется, что мы зашли к Лиотару в студию. Чувство реалистичности усиливается близостью фигуры художника к зрителю и подробными деталями: тонко прорисован каждый волосок его прически и бороды, фактура бархата и шелка, мерцающее сияние, отражающееся в глазах.

 

Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет за мольбертом. 1751-1752 ©Musée d'art et d'histoire, Geneva, Cabinet d'arts graphiques

 

В Женевском музее хранится и самый необычный автопортрет Жана-Этьена – откровенно театральный «Смеющийся Лиотар» (1770). Художник написал себя в образе актера, стоящего рядом с занавесом. Беззубая улыбка, искрящийся плутоватый взгляд и странный жест – он как будто указывает пальцем направление, или приглашает на что-то посмотреть, но место, на которое указывается, находится за пределами картины, остается невидимым и неопределенным. И выражение лица художника, и указывающий жест привлекают внимание зрителя и озадачивают.


Несомненно, Лиотар считал этот автопортрет одной из своих самых ценных работ, поскольку картина оставалась в его коллекции до самой смерти художника, и потом перешла по наследству к одному из его пятерых детей.

Может быть, театральный занавес на автопортрете Лиотара – намек на историю о древнегреческих живописцах Зевксисе и Паррасии, которые однажды приняли участие в соревновании, чтобы выяснить, кто из них лучший художник. Зевксис написал виноградную гроздь так реалистично, что прилетели птицы и начали ее клевать. Однако победителем конкурса стал Паррасий, который изобразил на холсте занавес настолько убедительно, что Зевксис попытался его отодвинуть, чтобы открыть то, что находится за ним. Возможно, этот странный автопортрет Лиотара был для художника способом показать своим зрителям, что он «художник правды» и главное его стремление – писать реальность, не изменяя и не приукрашивая ее. В 1770 году швейцарский художник и историк искусства Иоганн Каспар Фюссли в своей «Истории лучших художников Швейцарии» заметил о Лиотаре: «Я не знаю ни одного художника, который бы так точно воспроизводил природу...»


Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет (Лиотар смеющийся). 1770 ©Musée d'art et d'histoire, Geneva
Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет (Лиотар смеющийся). 1770 ©Musée d'art et d'histoire, Geneva

Жан Этьен Лиотар. Автопортрет. 1782
Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет. 1782

На автопортрете 1782 года восьмидесятилетний Лиотар изобразил себя в полный рост, сидящим в кресле и работающим над наброском. Перед нами зрелый, состоявшийся мастер: он популярен и успешен, опубликован его «Трактат о принципах и правилах живописи» (1781). Это последняя живописная «глава мемуаров» Жана-Этьена Лиотара.

 

Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет. 1782 ©Musée d'art et d'histoire, Geneva, Cabinet d'arts graphiques

 

Множество работ Лиотара – пастелей, набросков, миниатюр и картин, написанных маслом – можно увидеть в Женевском музее искусства и истории. Знаменитая «Шоколадница» хранится в дрезденской Галерее старых мастеров. //SA




Comentários


bottom of page