top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

«Задумчивая жизнь» Луизы Катарины Бреслау


Луиза Катарина Бреслау. Подруги. 1902 // Musée Comtadin-Duplessis, Carpentras, France
Луиза Катарина Бреслау. Подруги. 1902 // Musée Comtadin-Duplessis, Carpentras, France

Эта швейцарская художница была великолепной портретисткой, писала сцены в интерьере, натюрморты, нежные пастели. Основной темой её творчества были женщины, которых она часто изображала меланхоличными, погруженными в раздумья.


На Всемирных выставках в Париже в 1889 и 1900 годах Мария Луиза Катарина Бреслау была удостоена золотой медали. А в 1893 году она стала первой женщиной, вошедшей в состав жюри Парижского салона (вместе с Мадлен Лемер). В 1901 году Франция впервые наградила художницу-иностранку званием «Кавалер ордена Почётного легиона».



Мария Луиза Катарина Бреслау (1856-1927)

Именем Луизы Катарины Бреслау назван сорт роз, выведенный французским селекционером Жозефом Перне-Дюше, её имя носит улица в Париже и баржа, спроектированная Ле Корбюзье в 1929 году.


Луиза Катарина Бреслау. Автопортрет. 1891 // Музей современного искусства, Страсбург, Франция
Луиза Катарина Бреслау. Автопортрет

Бреслау всегда больше ценили во Франции, чем в Швейцарии. Она была одной из самых успешных швейцарских художниц в Париже, но ей пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться признания в Женеве.

 

Луиза Катарина Бреслау. Автопортрет. 1891 // Музей современного искусства, Страсбург, Франция

 

Мария Луиза Катарина Бреслау родилась в Германии в семье польских евреев. Когда девочке было два года, отец получил должность профессора в Цюрихском университете, и семья переехала в Швейцарию. Через восемь лет Мария Луиза Катарина осталась без отца, который скоропостижно скончался от инфекции. Эмоциональное потрясение ухудшило течение астмы, которой девочка страдала с раннего детства. Для лечения мать отправила её в монастырь на Боденском озере.


Луиза Катарина Бреслау. Женщина перед зеркалом. 1904 Художественный музей, Базель, Швейцария
Женщина перед зеркалом

Мария Луиза Катарина очень скучала и, вынужденная почти постоянно сидеть или лежать в своей комнате, всё время рисовала. Постепенно девочке, да и всем окружающим, стало ясно – у неё есть талант к рисованию. И тогда Мария Луиза Катарина твёрдо решила, что будет художницей.

 

Женщина перед зеркалом. 1904 Художественный музей, Базель, Швейцария

 

Обучаться искусству живописи Бреслау начала в 1874-1876 годах – она посещала школу живописи Эдуарда Пфиффера (1836-1908) в Цюрихе. Затем Мария Луиза Катарина переехала во Францию и два года училась в Париже в известной Академии Жюлиана у Родольфа Жюлиана (1839-1907) и Тони Робера-Флери (1837-1911). В одном классе с Бреслау была и талантливая русская художница Мария Башкирцева (1858-1884). Девушки не ладили, говорили друг другу колкости, Луиза Катарина рисовала на Башкирцеву карикатуры, а Мария подробно описала в своём знаменитом дневнике историю их соперничества.


Луиза Катарина Бреслау. Туалет (Портрет Мадлен Циллхардт). 1898
Луиза Катарина Бреслау. Туалет (Портрет Мадлен Циллхардт). 1898

В 1884 году Мадлен Циллхардт, одна из учениц Академии Жюлиана, попросила Бреслау написать ее портрет. Художница согласилась. С этого момента они больше никогда не расставались. Почти сорок лет, до смерти Бреслау в 1927 году, Мадлен и Мария Луиза Катарина были вместе.


Луиза Катарина Бреслау. Портрет Мадлен Циллхардт. 1895
Портрет Мадлен Циллхардт

Художественная карьера Бреслау росла удивительно быстро. В 1879 году её единственную из всех студенток Академии Жюлиана допустили к участию в Парижском салоне.

 

Луиза Катарина Бреслау. Портрет Мадлен Циллхардт. 1895

 

Вскоре после этого Бреслау изменила имя, сократив его, и стала Луизой Катариной. Она открыла свою студию и начала работать самостоятельно. В 1880 году молодая художница получила свой первый заказ, а через год её наградили премией с «почетным упоминанием» в Салоне за картину «Подруги» (1881), которая сейчас находится в Женевском музее искусства и истории.


Луиза Катарина Бреслау. Подруги. 1881 Музей искусства и истории, Женева, Швейцария
Луиза Катарина Бреслау. Подруги. 1881 Музей искусства и истории, Женева, Швейцария

На этой картине Бреслау изобразила себя в компании соседок по комнате и своей собаки. В 1879 году Луиза Катарина закончила обучение в Академии и переехала к двум своим подругам – швейцарке Софи Шеппи и итальянке Марии Феллер. На полотне Мария Феллер изображена за столом слева, Софи Шеппи – в центре, а себя Луиза Катарина написала за мольбертом, в профиль.


Эта картина была в 1883 году показана на Швейцарской национальной выставке в Цюрихе и куплена женевским Музеем истории и искусства. Полотно стало первой работой художницы, приобретенной государственным учреждением.


Луиза Катарина Бреслау. Ленивое утро. Около 1900
Луиза Катарина Бреслау. Ленивое утро. Около 1900

Популярность Бреслау росла. В 1881-1883 годах издатель Жорж Шарпантье (1846-1905) опубликовал её работы в журнале La Vie Moderne, а в 1887 году журнал Revue Illustrée заказал художнице целую серию портретов известных женщин.


Заказов было много и работы Луизы Катарины с удовольствием брали на выставки. Творчеством одаренной молодой художницы заинтересовались коллекционеры, появилась возможность писать не на заказ, а то, что ей самой доставляло удовольствие. Бреслау предпочитала писать женщин – портреты и жанровые сценки (подруги пьют чай, рисуют, беседуют, выбирают шляпки, играют на музыкальных инструментах).


Бреслау дружила со многими талантливыми художниками: Анри Фантен-Латуром (1836-1904), Жюлем Бастьен-Лепажем (1848-1884), Огюстом Роденом (1840-1917), Эдгаром Дега (1834-1917).

В 1880-е годы под влиянием Бастьена-Лепажа она увлеклась портретами сельских жителей и детей из бедных семей («Парижские гамины», 1885).


Луиза Катарина Бреслау. Парижские гамины (беспризорники). 1885 // Художественный музей, Цюрих, Швейцария
Парижские гамины

Уже к 90-м годам XIX века Бреслау стала очень известной парижской художницей и долгое время была одним из самых востребованных портретистов. Автопортрет 1891 года относится к периоду расцвета её художественной карьеры.

 

Парижские гамины. 1885 // Художественный музей, Цюрих, Швейцария

 

Со временем под влиянием импрессионизма Луиза Катарина всё чаще стала экспериментировать со световыми эффектами.


В Художественном музее Берна находится одна из картин Бреслау, написанная в традициях импрессионистского портрета, в стиле Эдгара Дега. Луиза Катарина изобразила себя и свою подругу Мадлен Циллхардт в одной из комнат своего дома в Нейи-сюр-Сен, недалеко от Парижа. Художница показала себя в любимом ракурсе – со спины и в профиль. На полотне атмосфера тишины, напряжения, печальной задумчивости. На белой скатерти в центре полотна – яркие акценты, разбивающие напряженную тишину – букет цветов, корзина с фруктами, графин и бокал, фарфоровая тарелка.


Луиза Катарина Бреслау. Задумчивая жизнь.1908 // Художественный музей, Берн, Швейцария
Задумчивая жизнь.1908 // Художественный музей, Берн, Швейцария

Эту картину приняли на девятую национальную выставку изобразительного искусства в Базеле в 1908 году только после того, как Бреслау обратилась в Федеральный совет с жалобой на Ассоциацию швейцарских художников и скульпторов, которая в очередной раз запретила женщинам участвовать в выставке.


Луиза Катарина Бреслау. Чаепитие в пять. 1883 // Художественный музей, Берн, Швейцария
Чаепитие в пять. 1883 // Художественный музей, Берн, Швейцария
Луиза Катарина Бреслау. Портрет мадемуазель Луизы Фёргар (Под яблонями). 1886 // Художественный музей, Лозанна, Швейцария
Портрет мадемуазель Луизы Фёргар (Под яблонями). 1886 // Художественный музей, Лозанна, Швейцария

Еще одна очень импрессионистическая картина Бреслау находится в Художественном музее Лозанны. За полотно «Портрет мадемуазель Луизы Фёргар» Луиза Катарина получила золотую медаль на Всемирной выставке 1889 года в Париже. В том же году полотно приобрёл Художественный музей Лозанны.


Критики сразу же зачислили Бреслау в импрессионисты, возмущаясь зелёным лицом девушки на картине.

Луиза Катарина, действительно, постаралась показать эффекты меняющегося освещения и не побоялась добавить зелёной краски, выписывая лицо своей модели под тенью шляпы. Она изобразила свою подругу-художницу смело смотрящей на зрителя. Это был способ борьбы Бреслау за признание женщин-художников в то время, когда двери парижской Академии изящных искусств всё ещё оставались для них закрыты.


Эдуард Мане. Портрет Анри де Рошфора. 1881 // Художественная галерея, Гамбург, Германия
Эдуард Мане. Портрет Анри де Рошфора. 1881 // Художественная галерея, Гамбург, Германия

В женевском Музее искусства и истории хранятся ещё два полотна Бреслау: одна из известных ранних работ художницы – «Портрет Анри Ле Кроснье» и одна их последних – «Художник и модель».


В 1882 году Луиза Катарина написала портрет молодого эстета Анри Ле Кроснье. Этот портрет сочетает в себе черты живописи Северного Возрождения и импрессионизм. За год до его создания Бреслау видела в Салоне работу Эдуарда Мане «Портрет господина Анри Рошфора». Эта картина, вероятно, и вдохновила художницу. А тёмный фон и надпись в верхнем правом углу напоминают портреты Бонифациуса Амербаха и Эразма Роттердамского кисти Ганса Гольбейна Младшего, которыми Луиза Катарина восхищалась, ещё в юности увидев их в Базельском музее.


Луиза Катарина Бреслау. Портрет Анри Ле Кроснье. 1882 // Музей искусства и истории, Женева, Швейцария
Луиза Катарина Бреслау. Портрет Анри Ле Кроснье. 1882 // Музей искусства и истории, Женева, Швейцария
Ганс Гольбейн Младший. Портрет Бонифациуса Амербаха.1519 // Художественный музей, Базель, Швейцария
Ганс Гольбейн Младший. Портрет Бонифациуса Амербаха.1519 // Художественный музей, Базель, Швейцария
Луиза Катарина Бреслау. Художник и модель. 1921 // Музей искусства и истории, Женева, Швейцария
Луиза Катарина Бреслау. Художник и модель. 1921 // Музей искусства и истории, Женева, Швейцария

На картине «Художник и модель» Луиза Катарина изобразила себя и Элен, дочь своей подруги Марии Феллер и Анри Ле Кроснье. В 1920 году Бреслау взяла тринадцатилетнюю Элен на воспитание. В последние годы жизни Луиза Катарина очень часто писала её. «Художник и модель» – последний автопортрет Бреслау.


Катарина Луиза Бреслау. Дома. 1885 // Музей Орсе, Париж, Франция
Катарина Луиза Бреслау. Дома. 1885 // Музей Орсе, Париж, Франция

После войны здоровье художницы ухудшилось и это сказалось на творчестве. Однако, в 1921 году её выставка в парижской галерее Гектора Браме принесла новую популярность и заказы, в том числе и из Швейцарии.


Ретроспективная выставка, организованная Дюран-Рюэлем в 1926 году, стала последним большим успехом Бреслау. Луиза Катарина умерла в Нейи-сюр-Сен в 1927 году. Она была похоронена на кладбище города Баден рядом со своей матерью.


В Швейцарии работы Бреслау можно увидеть в художественных музеях Аарау, Базеля, Берна, Женевы, Лозанны, Люцерна, Золотурна и Цюриха.//SA

Comments


bottom of page