В Художественном музее Берна проходит выставка «Vivre notre temps!» («Жить настоящим!»), на которой представлены полотна из коллекции Ханлозер/Йеггли.
Это работы Пьера Боннара, Мориса Дени, Феликса Валлоттона и Эдуарда Вюйара, входивших в группу «Наби». Пока вилла «Флора» (дом семьи Ханлозер в Винтертуре) находилась на реконструкции, великолепная коллекция хранилась в Бернском Художественном музее, но скоро картины будут возвращены в Винтертур.
Vivre notre temps!
«Vivre notre temps!» – фраза из записки Хеди Ханлозер от 1940 года, в которой Хеди утверждала ценность общения с творческими людьми, с художниками, считая, что такой обмен мнениями необходим для лучшего понимания смысла и целей своего поколения.
Основанная в 1888 году группа «Наби», в которую входили Пьер Боннар, Морис Дени, Феликс Валлоттон, Эдуард Вюйар и другие художники, протестовала против засилья академизма. Участники группы разочаровались в искусстве, нацеленном на фотографический натурализм. Теоретик «Наби» Морис Дени писал: «Хватит правдоподобия, хватит пропорций, достаточно нюансов и импрессионизма. Переходим к ярким, плоским поверхностям, отменяем перспективу и выделяем фигуры контуром, как в традиционных средневековых витражах».
Выставка в Бернском художественном музее демонстрирует, как художники, работавшие с фигуративным искусством, постепенно переходили к абстракции.
Под влиянием живописи Поля Гогена участники группы стремились к возрождению декоративной, упрощённой живописи, опираясь на японскую гравюру, восточную литературу и картины прерафаэлитов.
Название группы «Наби» происходит от слова nebiim, которое на иврите означает «пророк» или «посвящённый». Эти художники и были пророками распада импрессионизма и зарождения современного искусства. По словам Мориса Дени, название «Наби» объединило членов группы в «мистическое тайное общество».
Расцвет деятельности «пророков» пришёлся на конец XIX века. Художники проводили еженедельные собрания, обсуждали новые картины и проблемы искусства.
Повседневная домашняя жизнь была основной темой картин художников группы «Наби». На их полотнах изображены люди в самых обычных ситуациях: в гардеробной или гостиной, в спальне или в столовой, на балконе или в саду на заднем дворе своего дома.
«Пророки», в отличие от импрессионистов, не стремились писать яркую и шумную жизнь города. Их больше интересовали окрестности, местная среда: виды из окон дома, члены семьи, отдыхающие в саду или за столиком в кафе на ближайшей улице.
Литографии французского художника Мориса Дени (1870-1943), представленные на выставке – его ранние работы. По словам художника они «наполнены любовью, восторгом от созерцания красоты женщин и детей».
Пьер Боннар. Но сердце бьётся слишком быстро. 1899 © Художественный музей Берна, Коллекция Ханлозер/Йеггли
Максимилиан Волошин писал о творчестве Дени: «Тона Мориса Дени очень светлые, очень прозрачные, точно южные сумерки, пронизанные ещё кое-где розовыми поцелуями дня». Именно такие тона можно увидеть на полотне «Но сердце бьётся слишком быстро» (1899).
Морис считал себя хранителем великой старой культуры в разрушающемся мире. За духовную насыщенность картин Дени получил в группе прозвище «Наби прекрасных икон». Отличительная особенность его полотен – удивительное благородство и достоинство людей и предметов.
Другой замечательный французский художник, работы которого можно увидеть на выставке – Эдуар Вюйар (1868-1940). Его мать была портнихой и с раннего детства Эдуара окружали всевозможные ткани. Благодаря этому он развил уникальную чувствительность к материалам и текстурам.
Эдуард Вюйар. Обнажённая в полосатой гостиной. 1905 © Художественный музей Берна, Коллекция Ханлозер/Йеггли
В начале XX века на полотнах Вюйара стали появляться обнажённые фигуры. Модель на полотнах Эдуара так тесно связана с окружающими её вещами, что фигура и пространство почти сливаются. Например, женщина на картине «Обнажённая в полосатой гостиной» (1905) не является смысловым центром полотна, интерьер вокруг неё не менее важен.
Ткани, которыми играли обнажённые модели на картинах Вюйара, постепенно превратились в центральный объект и заменили тело. На полотне «Розы на столе» (1900/1901), представленном на выставке, человеческой фигуры нет вообще.
Эдуар Вюйар. Розы на столе. 1990/1901© Художественный музей Берна, Коллекция Ханлозер/Йеггли
На рубеже веков ещё один знаменитый участник группы «Наби» – французский художник Пьер Боннар (1867-1947) тоже пытался определить отношения между фигурой и пространством. Он экспериментировал с импрессионистским стилем живописи и строил необычные ракурсы. Постепенно мотив домашнего интерьера стал встречаться все чаще, причём Боннар предпочитал изображать близких ему людей в знакомой обстановке.
Примером домашнего интерьера может служить представленная на выставке картина «Скатерть в красную клетку» (1910). В центре полотна – накрытый яркой скатертью стол. Он явно доминирует на картине, разделяя её почти пополам. Центральные фигуры – Марта Боннар и её собака – расположены на границе между передним и задним планом. Как и у Вюйара, люди на картинах Боннара не играют значительную роль. Они гармонично сливаются с окружающим их интерьером, всего лишь дополняя его своим присутствием.
Пьер Боннар. Скатерть в красную клетку. 1910 © Художественный музей Берна, Коллекция Ханлозер/Йеггли
На картине Боннара «Графин в стиле прованс» (1915) неподвижно сидящие женщина и собака являются просто частью композиции. Художник не рассказывает о них какую-то историю, он просто с удовольствием экспериментирует с сочетаниями цветов. Несмотря на то, что перед нами фигуративная живопись, по смыслу это уже почти абстракция.
Пьер Боннар. Графин в стиле прованс. 1915 © Художественный музей Берна, Коллекция Ханлозер/Йеггли
На выставке можно увидеть полотно Пьер Боннара «Отражение» (1909). Здесь художник играет с восприятием зрителя. Зеркало на картине служит одновременно барьером между двумя реальностями и продолжением пространства. Внимательно вглядываясь в изображение, зритель видит, что только расчёска и два флакона на полке перед зеркалом в левом нижнем углу находятся в «реальном пространстве», а не в отражении.
Пьер Боннар. Отражение. 1909 © Художественный музей Берна, Коллекция Ханлозер/Йеггли
Швейцарский художник Феликс Валлоттон (1865-1925) присоединился к группе «Наби» в 1892 году. «Пророки» называли его «наби-иностранец». А сам он называл себя художником обнажённой натуры. Этот жанр, действительно, составляет большую часть его работ. На полотне «Спящая обнажённая» (1913) почти сюрреалистическая сцена – тело модели чётко очерчено и контрастирует с зелёным фоном. Невозможно понять ни окружающее фигуру пространство, ни время, настолько ярко изображение воссоздаёт состояние сна или видения.
Феликс Валлоттон. Спящая обнажённая. 1913 © Художественный музей Берна, Коллекция Ханлозер/Йеггли
Именно Феликс Валлоттон в 1903 году написал групповой портрет художников группы «Наби».
Феликс Валлоттон. Пять художников. 1903 © Винтертурский художественный музей, Винтертур. Стоят: (слева) Феликс Валлоттон, (справа) Кер-Ксавье Руссель. Сидят: (слева направо) Пьер Боннар, Эдуар Вюйар и Шарль Котте.
Художники группы «Наби» выставлялись вместе до 1899 года, а затем их пути разошлись. «Пророки» различались идеями и философскими настроениями. Примерно в 1905 году группа распалась. Дени, убеждённый католик, сосредоточился на религиозных сюжетах и стенных росписях. Боннар и Вюйар продолжили создавать картины на тему интимной домашней жизни, за что их в итоге назвали «интимистами», а Валлоттон развил свой собственный стиль нестандартного реализма. //SA
Comments