
В Художественном музее Базеля 2 сентября 2023 года открылась выставка «Матисс, Дерен и друзья. Парижский авангард 1904 – 1908», посвящённая одной из революций, совершившихся в живописи в начале XX века.
В 1905 году на Осеннем салоне в Париже Анри Матисс и несколько других художников показали вызывающие картины, написанные настолько дерзко и ярко, что на их фоне даже импрессионизм можно было назвать спокойным и традиционным. Критик Луи Воксель назвал этих живописцев «дикими зверями» – «фовистами» (lesfauves – «дикие»). Художники оценили такое пренебрежительное название, сочтя его вполне подходящим для обозначения целей и методов своего творчества. Так появилось понятие «фовизм».
На выставке в Базеле представлено около 120 живописных работ фовистов, многие из которых никогда не выставлялись в Швейцарии, а также керамика и скульптура. В центре внимания экспозиции – смелые эксперименты с цветом, которые проводили Анри Матисс (1864-1954), Андре Дерен (1880-1954), Жорж Брак (1882-1963), Морис де Вламинк (1876-1958) и другие художники-фовисты в период с 1904 по 1908 годы.

Фовизм – это «детство» авангарда. Фовисты были первым авангардным движением в живописи ХХ века. Они не являлись организованным сообществом с чёткой программой, но их объединяли одинаковые представления об искусстве.

Фовизм появился не внезапно. Он начал формироваться ещё в стенах парижской Школы изящных искусств, в классе выдающегося художника-символиста Гюстава Моро (1826-1898) у которого учились Анри Матисс (ставший позднее «королём диких»), Шарль Камуан (1879-1965) и Альбер Марке (1875-1947). Моро любил чистый цвет и привил эту любовь своим ученикам. Он говорил: «Цветом следует мыслить. Если у вас нет воображения, вы никогда не получите красивого цвета».
Гюстав Моро. Поэт и русалка. 1893 // Частная коллекция
Анри Матисс вспоминал об учителе: «Он направил нас не по правильному пути, но мимо каких-либо путей. Он вывел нас из состояния самоуспокоенности».
Кроме Моро, на творчество фовистов повлияли идеи неоимпрессионистов, а также постимпресионистов: Ван Гога, Гогена, Сезанна, Синьяка.

Нарочитая необычность композиций, примитивизация, отрицание линейной перспективы – характерные особенности творчества фовистов. Но рационализм Андре Дерена, экспрессивность Вламинка, мечтательность Матисса и яркие индивидуальности других членов группы сделали фовизм очень разноплановым и многоликим. Экспозиция базельской выставки позволяет увидеть эту многоликость, неоднородность и удивительное разнообразие фовизма.
Сообщество художников-единомышленников распалось уже через несколько лет, пути их постепенно разошлись, каждый нашел для себя что-то в близких по духу стилях. Однако, даже за короткий период своего существования фовисты создали огромное количество удивительно революционных произведений искусства.
«Лицо» базельской выставки – фрагмент картины Андре Дерена «Женщина в рубашке» («Танцовщица»). На этом чувственном портрете изображена танцовщица из кафе «LeRatmort» («Дохлая крыса»). Работа была выставлена в Салоне 1906 года, и художник Поль Синьяк был «шокирован плоской раскраской и линиями толщиной в палец».

Андре Дерен писал в основном пейзажи и их тоже можно увидеть на выставке. Картины, представленные в экспозиции, были написаны Дереном в парижском пригороде Шату, где он в 1900 году вместе с Морисом Вламинком арендовал студию. Художники совершали длительные прогулки по окрестностям и писали на берегу Сены. Посетители выставки увидят и солнечные пейзажи Коллиура, отдаленной рыбацкой деревушки на юге Франции, где Матисс и Дерен разработали новый живописный язык, основанный на сочетании ослепительно яркого средиземноморского света и отрицании тени. Именно эти пейзажи стали новаторскими и привели к скандалу в Салоне 1905 года.
Полотно Матисса «Красный пляж» (1905) шокировало зрителей ярко-красным цветом песка. Анри взорвал эту цветовую бомбу, чтобы показать – он больше не привязывает цвет к реальности, его цель - передать личное восприятие пейзажа, а не сам пейзаж.
Фовисты заменили принцип гармонии принципом «цветовых оркестров» (как говорили о них современники). Эти кричащие, бьющие в глаза полотна возмутили зрителей. Большинство увидело в картинах фовистов только грубость, настоящую дикость, «взбесившийся цвет». В ярких до болезненности сочетаниях цветовых пятен фовисты искали новую гармонию, считая, что цвет, прежде всего, должен быть экспрессивным, выразительным, должен основываться на опыте и ощущении, а не опираться на какие-либо научные теории. Они придавали большое значение линии, поэтому некоторые полотна фовистов похожи на орнамент – с помощью линий предметы становились элементами цветной плоскости, сливались в нечто целое. Академисты с возмущением отрицали такое явное выделение контуров.

Фовисты не просто отказались от перспективы и отвергли общепринятое в живописи понимание цвета и линии, они попытались изменить привычный способ видения. Их творчество было попыткой вернуть живописи первобытную силу, преодолеть заученный эстетизм.
«Дикие» очень любили путешествовать и часто посещали Нормандию, юг Франции – места, которые ранее запечатлели на своих полотнах импрессионисты. Дерен и Брак с удовольствием писали прибрежные пейзажи и морские курорты. Они постоянно экспериментировали: не грунтовали холсты, использовали в основном чистые, несмешанные краски, пробовали различные формы их нанесения. За своеобразную манеру, нарочитую сочность цвета и плоскостность картин, критики называли этих художников «афишистами» (художниками плаката). На выставке можно увидеть яркий пример – полотно Альбера Марке «Афиши в Трувиле» (1906). На этой картине, плоской и яркой как афиша, Марке изобразил множество больших и красочных рекламных плакатов – знак развивающейся рекламной индустрии и массового потребления.
Однако, «дикари», кроме возмутительно ярких пейзажей и «афиш», писали тихие семейные сцены и натюрморты.
На портрете Шарля Камуана «Мадам Матисс за таписсерией» (1904), который можно увидеть на выставке, Амели Матисс-Парейр изображена за работой. Она была талантливой модисткой и с 1899 по 1902 год держала собственный шляпный магазин, обеспечивая семью – первое время картины Матисса не пользовались спросом и дохода не приносили.
Замечательно, что, кроме живописи «дикарей» на выставке в Базеле есть и работы «дикарок» – посетители выставки увидят откровенный автопортрет Эмили Шарми (1878-1974) с обнажённой грудью. И совсем иную по настроению её картину – портрет подруги Берты Вейль, покровительницы фовистов.

В 1901 году Берта Вейль открыла в Париже собственную художественную галерею, а в феврале 1902 года организовала выставку работ Матисса и Марке. Она встала на защиту фовистов и призвала своих коллег, владельцев галерей, не бояться покупать у «диких» работы. Берта была уверена, что ценность этих полотен со временем будет постоянно расти. Интуиция её не подвела. Через несколько десятилетий на картинах фовистов она заработала миллионы.
Эмили Шарми. Берта Вейль, 1910 // Photo courtesy of Galerie Bernard Bouche, Paris.
В экспозиции выставки представлено полотно эксцентричной Мари Лорансен (1883-1956) «Диана охотится», на котором первобытно простой мир растений и животных окружает богиню Диану, владычицу лесного царства, олицетворяющую уверенную в себе женственность.

Невозможно пройти мимо захватывающе яркого, громко звучащего портрет Кеса ван Донгена «Моджеско. Певица сопрано» (1908). Это портрет певца – Клода Моджеско, гастролировавшего в Европе в начале XX века. Он выступал в женской одежде и под сценическими именами «Черная Патти» или «Патти Креоль».
Фовизм просуществовал недолго, но быстро вышел за пределы Франции и получил международную популярность. «Дикие» эксперименты французских фовистов оказали влияние на Василия Кандинского (1866-1944) и Алексея Явленского (1864-1841). Немецкие экспрессионисты Эмиль Нольде (1867-1956) и Отто Дикс (1891-1969) тоже вдохновлялись творчеством «дикарей». А после Второй мировой войны в США абстракционисты начнут свои эксперименты с цветом и появятся чистые цветовые плоскости Марка Ротко (1903-1970).


Выставка в Базеле даёт своим посетителям уникальную возможность прочувствовать смысл высказывания Матисса о том, что фовизм – это «решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым жёлтым – первичным элементам, которые будоражат чувства до самых глубин...».//SA
댓글