top of page
sanews logo
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Выставка: «Катарина Гроссе. Студийная живопись, 1988-2022. Возвращения, пересмотры, изобретения»

Катарина Гроссе. Без названия. 2005 // Kunstmuseum Bern, Schenkung Frau Marlies Kornfeld, Bern, für die Abteilung Gegenwart
Без названия. 2005 // Kunstmuseum Bern, Schenkung Frau Marlies Kornfeld, Bern, für die Abteilung Gegenwart

В Художественном музее Берна до 25 июня открыта большая выставка студийных работ современной немецкой художницы Катарины Гроссе. В экспозиции выставки представлены 43 картины, созданные Катариной с 1980-х годов и до настоящего времени, а также три новые крупноформатные работы на ткани.


Студийные картины Гроссе производят не менее драматический эффект, чем её масштабные инсталляции. Фактурные красочные слои, смешения ярких, иногда кричащих цветов, эмоциональные, энергичные мазки и буйство цветовых пятен нарушают привычные отношения между поверхностью картины и окружающей средой, путают понятия «сверху» и «снизу», «до» и «после», искажая отношения между видимым и невидимым. Полотна Катарины играют с пространством, многократно перекраивая и изменяя его.


Катарина Гроссе родилась в Германии, во Фрайбурге-им-Брайсгау 2 октября 1961 года. Она с детства любила рисовать и её всегда интересовало, как с помощью цвета и света можно выразить мысль.


Катарина Гроссе. Без названия. 1991 // Guide | KMB (kunstmuseumbern.ch)
Без названия. 1991 // Guide | KMB (kunstmuseumbern.ch)

Уже в конце 1980-х годов Катарина Гроссе начала разрабатывать свой собственный подход к живописи, который определил ее художественную позицию. Гроссе считает, что между реальностью и воображением не существует границ. По ее мнению, воображать, значит – осознавать. И реальность можно осознавать каждый раз иначе, потому что мир текуч и непостоянен, изменения естественны.


Своей живописью Катарина стремится вызвать у зрителей сильные эмоции, эмоциональное возбуждение.

Художница говорит о целях своего творчества: «Я хочу, чтобы мы были настолько взволнованы, позитивно или негативно, чтобы у нас появилось желание изменить что-то –желательно немедленно и неоднократно».


Катарина считает, что живопись – уникальный вид человеческой деятельности, который позволяет видеть прошлое, настоящее и будущее одновременно. Живопись может изменить течение времени и даже заставить его совсем исчезнуть.


Катарина Гроссе. Без названия. 1993 // https://guide.kunstmuseumbern.ch/en/artwork/29
Без названия. 1993 // Guide | KMB (kunstmuseumbern.ch)

Гроссе постоянно переосмысливает фундаментальные проблемы, лежащие в основе живописного процесса, в том числе и само понятие картины как единичного объекта, ограниченного размерами холста. Художница представляет себе живопись как некий способ отношения человека к окружающему миру, его восприятия и переживания.


В 1990-х годах Гроссе экспериментировала с холодными и тёплыми цветами различной плотности, повторяя на полотнах вертикальные полосы. Так появились работы, написанные на стенах: целые комнаты, коридоры и лестницы, заполненные разными цветами.

Однажды в качестве инструмента для рисования вместо кисти Катарина взяла пульверизатор. Свою первую монохромную работу в этой технике она создала в 1998 году в Художественном музее Берна, окрасив верхний угол галереи в насыщенный зеленый цвет, который частично охватывал две стены и часть потолка.



Катарина Гроссе. Без названия. 2021 // Private collection, courtesy Gagosian
Без названия. 2021 // Private collection, courtesy Gagosian
Катарина Гроссе. Да нет почему позже. // Музей современного искусства «Гараж», Катарина Гроссе и VG Bild-Kunst, Бонн, 2015 Courtesy of Galerie nächst St. Stephan/ Rosemarie Schwarzwälder, Вена and Johann König, Берлин
Да нет почему позже. // Музей современного искусства «Гараж», Катарина Гроссе и VG Bild-Kunst, Бонн, 2015 Courtesy of Galerie nächst St. Stephan/ Rosemarie Schwarzwälder, Вена and Johann König, Берлин

Используя распылитель, художница постепенно начала наносить краски не только внутри здания, изменяя его интерьер, но и вышла на улицу. Её картины постепенно увеличивались в масштабах, краски вытекали за границы холстов, разбрызгивались и проникали в окружающий мир. Теперь некоторые её проекты настолько масштабны, что зрителю необходимо двигаться вдоль или даже внутри живописного произведения, чтобы увидеть его полностью.


Катарина Гроссе.  Rockaway. 2016. // Fort Tilden and Rockaway Beach, New York, USA / MoMA PS1’s Rockaway! series
Rockaway. 2016. // Fort Tilden and Rockaway Beach, New York, USA / MoMA PS1’s Rockaway! series

Для Гроссе не существует различий между живописью, скульптурой и архитектурой. Помимо живописи на холстах, архитектурных и природных объектах, она создает масштабные скульптуры из литого металла, пенопласта или полиуретана. Иногда они играют роль своеобразной арматуры для её картин.


Полотна, представленные на бернской выставке, охватывают три десятилетия карьеры художницы, но показаны они не в хронологическом порядке, а во взаимосвязи друг с другом. Сопоставление картин разных десятилетий позволяет понять процесс творчества, увидеть, как цвета и формы, материалы и методы работы исчезают и появляются вновь.


Катарина Гроссе. Без названия. 2006 // https://guide.kunstmuseumbern.ch/en/artwork/15
Без названия. 2006 // Guide | KMB (kunstmuseumbern.ch)

Выставка состоит из двух частей. Первая «глава» экспозиции называется «Возвращения, пересмотры, изобретения». Полотна, собранные в этом разделе, демонстрируют основную особенность творчества Гроссе – циклический подход. С помощью этого метода Катарина постоянно возвращается к предыдущим моментам собственного творчества, развивает и меняет их, изобретая новое. Прошлое, настоящее и будущее переплетаются, размывая границы времени: горизонтальные и вертикальные цветовые полосы на картинах то появляются, то пропадают, потом трансформируются, снова и снова пересматриваются художницей. Иногда полосы на полотнах абсолютно прямые и строгие, а потом они вдруг изгибаются и возникают неправильные формы, похожие на органические.


Краску Катарина тоже наносит всё время по-разному: меняется толщина красочного слоя, некоторые слои совсем прозрачные, другие нанесены плотно, густо.

Главную роль в своём творчестве Гроссе отводит цвету. Художница любит с ним экспериментировать. Катарина говорит: «Цвет так важен для меня, потому что он создаёт немедленный резонанс внутри вас». С помощью красок Катарина пытается разрушить привычные отношения между передним планом и фоном. И не только в рамках холста, но и за его пределами.


Гроссе любит чистые, насыщенные цвета: желтый, красный, зеленый и синий. Они особенно эффектны на полотнах большого формата и в полную силу проявляют свою способность погружать зрителя в игру красок.


Катарина Гроссе. Без названия. 2013  // Museo Helga de Alvear, Cáceres, Spain
Без названия. 2013 // Museo Helga de Alvear, Cáceres, Spain

Есть на полотнах Катарины и промежуточные тона. Они создают переходы от холодного к теплому, от непрозрачного к прозрачному.


Вторая «глава» выставки называется «Трещины и разрывы». Этот раздел посвящен различным методам, которые Гроссе применяет в своих живописных экспериментах.


Катарина Гроссе. Без названия. 2021 // https://guide.kunstmuseumbern.ch/en/artwork/24
Без названия. 2021 // Guide | KMB (kunstmuseumbern.ch)

В 1998 году Катарина начала использовать технику распыления, в 2010-х годах в её творчестве появились трафареты, а в 2020 году – разрезанные холсты.


Использование промышленного распылителя вместо кисти позволяет Катарине рисовать без какого-либо контакта с поверхностью и с лёгкостью выходить за рамки холста, вовлекая в художественный процесс окружающее пространство.


Катарина Гроссе. Без названия. 2021 //  https://guide.kunstmuseumbern.ch/en/artwork/26
Без названия. 2021 // Guide | KMB (kunstmuseumbern.ch)

С помощью трафаретов Гроссе создает на холстах пустоты, которые сами собой становятся активными элементами полотен. Использует она и метод коллажа, который позволяет создавать картины внутри картин. Разрезанные холсты тоже есть на выставке – их красочные части свободно падают и слоями свисают иногда до самого пола. Пустоты между фрагментами открывают белую стену за картиной и создают эффект трафарета.

Иногда Гроссе использует природные объекты, приклеивая ветки дерева к холсту или фиксируя их отпечатки на мокрой краске.


Знакомясь с работами Гроссе, не стоит пытаться понять их логически и объяснить словами. Ее живопись находится в до-лингвистическом пространстве, в её творчестве отсутствуют повествовательные конструкции. Это территория интуиции, созерцания, ощущения, инсайта. Территория, где смысл понимается без слов.


Катарина Гроссе. Без названия. 2002 //  https://guide.kunstmuseumbern.ch/en/artwork/11
Без названия. 2002 // Guide | KMB (kunstmuseumbern.ch)
Катарина Гроссе. Без названия. 2002 // https://guide.kunstmuseumbern.ch/en/artwork/5
Без названия. 2002 // Guide | KMB (kunstmuseumbern.ch)


Масштабные инсталляции Катарины Гроссе можно увидеть здесь:

https://gagosian.com/artists/katharina-grosse/


 

// Место //Дата //Время //Стоимость

// Выставка «Катарина Гроссе. Студийная живопись, 1988-2022. Возвращения, пересмотры, изобретения» // Katharina Grosse. Studio Paintings, 1988 – 2022. Returns, Revisions, Inventions


Даты: 03.03.2023 ‒ 25.06.2023


Место: Kunst Museum Bern // Hodlerstrasse 12, CH-3011 Bern


Время: ВТ - ВС: с 10:00 до 17:00


Стоимость: CHF 10 - CHF 24

Comments


bottom of page