top of page
sanews logo
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Выставка «Барокко. Эпоха контрастов»


Выставка «Барокко. Эпоха контрастов» //  Swiss National Museum
Выставка «Барокко. Эпоха контрастов» // Swiss National Museum

15 сентября в Швейцарском национальном музее в Цюрихе открылась выставка «Барокко. Эпоха контрастов».

Барокко – стиль европейского искусства, давший название целому культурно-историческому периоду. Он возник как результат религиозной напряжённости в Европе в конце XVI века и развивался в разных странах в XVI-XVIII веках. Барокко охватило все области художественной жизни, проявившись в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, декоративно-прикладном искусстве.


В переводе с португальского «барокко» – «жемчужина неправильной формы». Это слово первоначально употребляли моряки, но позже оно стало использоваться для обозначения стиля в искусстве.

Барокко, действительно, эпоха великих контрастов, которая у большинства людей ассоциируется с шедеврами живописи и архитектуры, с образами всесильных монархов, живущих в роскошных дворцах. Но эпоха барокко, длившаяся почти 200 лет (приблизительно с 1580 по 1780 год) имела и тёмные, даже трагические стороны. Великолепие и роскошь на фоне религиозных войн и жестокой колонизации, эпидемии чумы и холеры, затяжная борьба за власть в Центральной Европе – все это мир барокко.


Филипс Вауверман. Битва при Нёрдлингене. 1665-1668 // Bayerische Staatsgemäldesammlungen
Филипс Вауверман. Битва при Нёрдлингене. 1665-1668 // Bayerische Staatsgemäldesammlungen

Выставка открывается анимированной географической картой, дающей представление о картине мира того времени: военных действиях, торговых путях и взаимосвязях.


Мир эпохи барокко – результат великих географических открытий. Европейская экспансия породила интерес к картографии. Искусно составленные карты не просто помогали во время морских путешествий, их стали собирать в атласы и даже коллекционировать.

Расширение географических горизонтов изменило представление людей об окружающей их реальности. Развитие науки, а особенно естественнонаучной философии и астрономии (Дж. Бруно, Г.Галилей, И.Кеплер) раздвинуло границы Вселенной, поколебало ренессансный антропоцентризм, сместив человека из центра мироздания и сделав его лишь малой частью огромного мира. Вселенная предстала перед людьми хаотичной и непредсказуемой. Научный прогресс усиливал осознание сложности, несовершенства и противоречивости окружающей реальности.


Атлас Питера Гуса. Амстердам. 1676 // Utrecht University Library
Атлас Питера Гуса. Амстердам. 1676 // Utrecht University Library

Всеобщее беспокойство и динамичные изменения во всех сферах жизни не могли не проявиться в искусстве. Мир вокруг увеличился – архитектурное и живописное пространство тоже расширилось, открывшись в бездонные небеса на эффектно расписанных потолках, ушло в глубину в сложных архитектурных перспективах и театральных декорациях, обманывая человеческое восприятие пространственными иллюзиями. Выход за пределы плоскости и акцент на пространственной глубине породили барочный динамизм, противостоящий всему постоянному и имеющему устойчивые границы.


Искусство эпохи барокко контрастно. Оно построено на взаимодействии реального и иллюзорного. Реальность все время меняется, она подвижна и искусство барокко стремилось показать это с помощью резких диагоналей, неожиданных ракурсов, ярких контрастов света и тени, сложных форм и многоплановости.


Итальянский архитектор эпохи барокко Джованни Лоренцо Бернини говорил: «Искусство заключается в том, чтобы все было вымыслом, но казалось правдой».

В искусстве барокко принцип иллюзорности, стирающий границы между истинным и ложным, был одним из самых главных. Бернини, увлечённый театром, очень гордился, что изобрёл театральные машины, способные имитировать восход и заход солнца, наводнение или пожар. Подобные иллюзии приводили зрителей в восторг. Искусство барокко все время балансировало между реальностью и вымыслом, между естественной сущностью вещей и их иллюзорным подобием. Утверждению принципа иллюзорности способствовала огромная популярность театра, занявшего в культуре XVII века исключительное место.


В самом начале выставки посетители попадают в «колыбель барокко» – Рим. Экспозиция показывает, что в формировании архитектурного облика Вечного города важную сыграли мастера из швейцарского Тичино. Карло Мадерно принимал участие в строительстве собора Святого Петра, Доменико Фонтана разрабатывал планы перестройки Рима.

Франческо Борромини, знаменитый итальянский архитектор, работавший в Риме, родился в Биссоне, недалеко от Лугано в Тичино, который в то время был под юрисдикцией Швейцарской Конфедерации. Швейцарец по происхождению, Борромини проектировал здания по всей Европе, способствуя распространению стиля барокко. В Вечном городе Франческо Борромини построил множество прекрасных зданий в стиле барокко (в частности, выдающийся памятник архитектуры – церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане).

А швейцарский архитектор Энрико Цуккалли из Ровередо был очень популярен в южной части Германии, где проектировал здания в итальянском стиле и в 1672 году стал главным архитектором баварского двора.


Джованни Серодине. Богородица Мерседарианская
Богородица Мерседарианская

Ещё один уроженец Тичино – живописец Джованни Серодине (1594/1600-1630), чьё полотно представлено на выставке, был пионером религиозной живописи раннего барокко.


Кафедральный собор Санкт-Галлена, модель которого посетители увидят в одном из залов – результат сотрудничества архитекторов и художников из Швейцарии, южной Германии и Австрии.

 

Джованни Серодине. Богородица Мерседарианская. 1625–1627 // Pinacoteca cantonale Giovanni Züst, Rancate (Mendrisio), Cantone Ticino, Svizzera (Foto: Roberto Pellegrini)

 

Искусству садоводства на выставке посвящён отдельный зал. В эпоху барокко строительство вилл и обустройство окружающих из парков и садов переживали настоящий бум. Образцом для барочных дворцовых и парковых ансамблей стал Версаль. Французский садовый стиль очень быстро распространился в Золотурне, Берне и Базеле.


Сад был не только местом отдыха, но и местом проведения пышных празднеств. Опера, танцы и музыкальные представления были неотъемлемой частью придворной жизни. С театром были связаны многие художники барокко – Джованни Лоренцо Бернини, Андреа Поццо, Никколо Сабатини.


Джованни Баттиста Пиранези, «Ведута делла Пьяцца дель Пополо», лист из серии «Ведуты Рима», 1750-1775, офорт.
Джованни Баттиста Пиранези, «Ведута делла Пьяцца дель Пополо», лист из серии «Ведуты Рима», 1750-1775, офорт.

Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778) написал поразительный образ города в стиле барокко. Многие из его основных памятников, например, обелиск на площади Пьяцца дель Пополо, восходят к Доменико Фонтана.


В эпоху барокко пейзаж постепенно стал отдельным жанром живописи.

На выставке представлены пейзажи швейцарских художников Альбрехт Каува и Феликса Мейера, которые писали топографически точные картины швейцарских ландшафтов.


Шарль Ле Брюн. Встреча Филиппа IV и Людовика XIV. Мануфактура Гобеленов. Париж. 1668 // (Collection du) Mobilier national, Paris, Philippe Sébert
Шарль Ле Брюн. Встреча Филиппа IV и Людовика XIV. Мануфактура Гобеленов. Париж. 1668 // (Collection du) Mobilier national, Paris, Philippe Sébert

Рост и развитие монархий, роскошные потребности придворной жизни способствовали расцвету декоративно-прикладного искусства. Пышное декорирование фасадов зданий, сложные орнаменты и инкрустации, использование полудрагоценных камней и позолоты в декоре интерьеров, в изделиях из металла, дерева, стекла и фарфора требовали новой технологической организации художественного процесса. По указу Ж.Б.Кольбера в Париже была создана «Королевская гобеленная мануфактура», объединившая разнообразные художественные мастерские. В мануфактуре работали архитекторы, декораторы, сценографы, живописцы и скульпторы, литейщики и золотых дел мастера, ткачи и краснодеревщики, портные. Постепенно в отдельные мануфактуры выделились фарфоровое производство, производство зеркал и изделий из драгоценных металлов.

Швейцарская Конфедерация была активной частью мира барокко и в некоторых случаях даже лидировала. В эпоху барокко в Швейцарии тоже возникли свои центры текстильного и часового дела.


Диего Веласкес и мастерская. Мария-Анна, королева Испании. 1652–1653 // Kunsthistorisches Museum Wien, Gemäldegalerie, photo: KHM-Museumsverband
Диего Веласкес и мастерская. Мария-Анна, королева Испании. 1652–1653 // Kunsthistorisches Museum Wien, Gemäldegalerie, photo: KHM-Museumsverband

В одном из залов выставки напротив французского гобелена посетители увидят стол в стиле барокко, сервированный серебряной посудой из Западной Швейцарии – изысканные манеры поведения за столом, характерные для европейских дворов, распространились и среди швейцарского высшего сословия.


Среди экспонатов выставки – уникальные декоративные предметы эпохи барокко: мейсенский фарфоровый сервиз, драгоценная лакированная шкатулка из Амстердама, перламутровый кубок. Все эти великолепно выполненные, роскошные вещи дают посетителям представление о масштабах мирового торгового обмена в эпоху барокко.

Эмоциональному погружению способствуют разнообразные экспонаты, характеризующие мужскую и женскую моду: украшения, платья, костюмы, обувь. Платье испанской королевы на портрете кисти Диего Веласкеса в середине XVII века уступило место французской придворной моде. Не случайно преобладающий тип женской одежды в ту эпоху назывался robe à la française – как и вся Европа, Швейцария последовала за Францией.


Симон Люттихёйс (приписывается). Натюрморт. 1650-1680 // Rijksmuseum, Amsterdam
Симон Люттихёйс (приписывается). Натюрморт. 1650-1680 // Rijksmuseum, Amsterdam

В эпоху барокко натюрморт, также как и пейзаж, стал самостоятельным жанром. Натюрморт Симона Люттихёйса, представленный на выставке, восхищает золотыми и серебряными изделиями, сиянием венецианского стекла, восточными тканями и тонким китайским фарфором.


Выставка обращает внимание и на науку эпохи барокко. Продолжающаяся колонизация Северной и Южной Америки и расширение глобальных торговых связей привели, с одной стороны, к эксплуатации, насилию и обогащению, а с другой – к ускоренному распространению новых знаний и открытий. Швейцарские учёные – Иоганн Якоб Шойхцер, Мария Сибилла Мериан и Йост Бюрги занимались изучением природы, отправлялись в долгие путешествия, создавали академии и обсерватории. Мария Сибилла была также прекрасной художницей и гравёром.


Корнелис И. де Бальёр. Галерея коллекционера. Около 1640// The Princely Collections, Vaduz–Vienna
Корнелис И. де Бальёр. Галерея коллекционера. Около 1640// The Princely Collections, Vaduz–Vienna

Интенсивно развивалось коллекционирование. В аристократических и буржуазных художественных коллекциях накапливались, исследовались и обсуждались новые знания о мире. Именно коллекционированию посвящена картина Корнелиса де Бальёра «Галерея коллекционера», представленная на выставке.


Завершает выставку масштабный витраж, выполненный цюрихскими архитекторами Триксом и Робертом Хаусманнами. Этот витраж – прекрасный пример пространственной иллюзии, созданной с помощью воображаемого занавеса, своеобразное возрождение барочных элементов уже в XX веке. Витраж был сделан в 1970-х годах. В этот период понятие «барокко», благодаря книге философа Жиля Делеза «Складка. Лейбниц и барокко», стало обозначать уже не просто эпоху или стиль, а одно из базовых качеств человеческой психики и даже принцип организации мироздания. Делёз, анализируя философские представления Лейбница и художественные принципы той эпохи, пришёл к выводу, что барокко утверждает новую гармонию мира, гармонию бесконечности и текучести.



Выставка в Национальном музее раскрывает перед зрителями эпоху барокко, показывая её великолепие (от архитектуры до сервизов) и её контрастность (от беспечной роскоши до ужасов войны и колонизации). Экспозиция приглашает зрителей почувствовать противоречивость окружающего нас мира, прекрасного и несовершенного, как барочная жемчужина. //SA

 

//Место //Дата //Время //Стоимость

​​ Дата: 16.09.2022 – 15.01.2023 ​​ Время: с 10:00 до 17:00, ЧТ до 18:00

​​ Тарифы: от 8 CHF (детям до 16 лет свободный вход)

​​​ Адрес:

Landesmuseum Zürich

Museumstrasse 2

Postfach

8021 Zürich

​​ Вебсайт: Landes museum


Comentários


bottom of page