top of page
sanews logo
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Вечнозелёная, магическая, праздничная – ель в живописи


Константин Фёдорович Юон. «Конец зимы. Полдень». 1929 //  Третьяковская галерея
Константин Фёдорович Юон. «Конец зимы. Полдень». 1929 // Третьяковская галерея

Вечнозелёная ель ещё в древности у разных народов была символом вечной жизни, олицетворяя собой непрерывный жизненный цикл.


В колыбели европейской культуры, античной Греции, ель почиталась как символ надежды и считалась священным деревом богини охоты Артемиды. А поклонники бога Диониса во время своих шествий обычно несли в руках кроме веток плюща и еловые ветви с шишками. Существует версия, что именно из древесины серебристой ели был сделан Троянский конь.


Фердинанд Ходлер. Ель в Шамби. 1905 // Частное собрание
Фердинанд Ходлер. Ель в Шамби

В Скандинавии и в Северной Европе, где ель растёт повсеместно, она тоже была священным деревом. У многих народов, например, в России, ель была и деревом траура: еловый лапник использовался в погребальных церемониях, а гирляндами из еловых веток украшали могилы.

 

Фердинанд Ходлер. Ель в Шамби. 1905 // Частное собрание

 

В европейской живописи ель можно встретить уже в позднем Средневековье. Но особенно любили её писать мастера Северного Возрождения. На полотне «Вид на долину Дуная под Регенсбургом» Альбрехт Альтдорфер (1480-1538) показал дикую природу Германии: долина реки и густая тёмная чаща, над которой возвышаются еловые деревья. Мощный средневековый замок, несмотря на свои внушительные размеры, прячется за могучими елями.


Клевер Ю.Ю. Зимний закат в еловом лесу. 1889 // Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, Иркутск

Альбрехт Альтдорфер. Вид на долину Дуная под Регенсбургом. 1520 // Старая Пинакотека, Мюнхен


Иногда северные художники изображали еловые деревья даже в тех библейских сценах, где действие происходит в жарких странах и ель там не может присутствовать даже в качестве фона. На гравюре «Мученичество святой Екатерины» Альбрехта Дюрера заметны еловые деревья, хоть действие и происходит в египетской Александрии, где эти деревья не растут. Дело в том, что художники Ренессанса любили переносить библейские сцены в свою повседневность, в понятную им и их зрителям среду. Поэтому на гравюре Дюрера кроме елей присутствуют ещё и горы, и даже средневековые замки.


Лукас Кранах Старший. Мадонна под елями. 1510 // Архиепископский музей, Вроцлав
Мадонна под елями. 1510

Лукас Кранах Старший тоже изобразил мощную ель, на фоне которой показал Мадонну с младенцем. Распространённое название картины «Мадонна под елями» раскритиковали ещё в 1900 году, ведь на полотне видна только одна могучая ель и то она больше похожа на пальму.

 

Лукас Кранах Старший. Мадонна под елями. 1510 // Архиепископский музей, Вроцлав

 

Очень любили изображать ели немецкие художники-романтики. Альпы стали популярны во многом благодаря великому Гёте. В конце XVIII века он совершил три путешествия в швейцарские Альпы и описал их в стихотворениях. В результате в моду вошли альпийские пейзажи с изображениями снежных вершин и горных хвойных лесов.


Альбрехт Дюрер. Мученичество святой Екатерины. 1497-1499 // Смитсоновский музей дизайна Купер Хьюитт, Нью-Йорк
Мученичество святой Екатерины. 1497-1499
 

Альбрехт Дюрер. Мученичество святой Екатерины. 1497-1499 // Смитсоновский музей дизайна Купер Хьюитт, Нью-Йорк

 

Немецкий художник Йозеф Антон Кох тоже отправился путешествовать, посетил Швейцарию и запечатлел ее горные пейзажи: бурные ручьи, водопады и горы, покрытые хвойными лесами.


Часто писал ели и загадочный Каспар Давид Фридрих – один из крупнейших представителей немецкого романтизма в живописи. Используя сложный природный символизм, Фридрих любил обращаться к фантазии зрителя, предлагая ему интуитивно проникнуть в скрытые смыслы полотен.


Йозеф Антон Кох. Гора Веттерхорн с Райхенбахским водопадом. 1824 // Художественный музей, Винтертур, Швейцария
Йозеф Антон Кох. Гора Веттерхорн с Райхенбахским водопадом. 1824 // Художественный музей, Винтертур, Швейцария

На известной картине Каспара Давида «Зимний пейзаж с церковью» (1818) изображён странник, прислонившийся к валуну и молящийся перед большим распятием, возвышающимся среди рощи заснеженных елей. 


Каспар Давид Фридрих. Зимний пейзаж с елями. 1811 // Национальная галерея, Лондон
Каспар Давид Фридрих. Зимний пейзаж с елями. 1811 // Национальная галерея, Лондон

На заднем плане Фридрих изобразил храм, а точнее – его силуэт в тумане над горизонтом. Визуально он абсолютно рифмуется с елями, которые окружают распятие. Собор поднимается точно на высоту самой высокой ели, повторяя симметрию и порядок природного мира. Видение Церкви делает еловую рощу символом божественного. Фридрих использовал здесь и общепринятые символы. Камень – древний символ дома, храма, основы, устойчивости, незыблемости, неизменяемости, крепости. Ель, как вечнозеленое дерево, традиционно символизирует вечную веру.


В русской живописи любителем писать ели был Иван Шишкин (1832-1898). Он прекрасно умел передать состояние дикого елового леса со всеми его пеньками, сучками и поваленными деревьями.


Иван Шишкин. Еловый лес. 1889-1890 // Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иван Шишкин. В еловом лесу. 1870-е // Приморская государственная картинная галерея, Владивосток



Любил писать ели и русский ученик швейцарского художника Александра Калама – Арсений Мещерский.


Арсений Мещерский. Пейзаж с елями. 1860-е // Частное собрание
Арсений Мещерский. Пейзаж с елями. 1860-е // Частное собрание

Ель не только дерево магическое, ритуальное, сакральное, но и, конечно же, праздничное - дерево Рождества и Нового года.


Эта традиция сложилась в Германии в XVI веке. Часто идею использования ели как символа Рождества связывают с именем знаменитого немецкого реформатора Мартина Лютера (1483–1546). Но это всего лишь легенда, исторических свидетельств нет. Достоверно известно лишь то, что Лютер действительно одобрял празднование Рождества, полагая, что это может послужить основанием для вполне невинных общественных и семейных торжеств. С ним были не согласны Ульрих Цвингли и Жан Кальвин, выступавшие против рождественских празднеств.


Мартин Лютер в канун Рождества в кругу семьи. Гравюра. Около 1860 © Public Domain
Мартин Лютер в канун Рождества в кругу семьи. Гравюра. Около 1860 // Public Domain

Первое достоверное письменное свидетельство того, что традиция празднования Рождества уже стала общепринятым обычаем относится к 1605 году, когда один немецкий путешественник пришёл в Страсбург и увидел в домах местных жителей украшенные ёлки.


Франц Крюгер. Перед Новым годом. Отец и сын рубят ёлку в зимнем лесу.  XIX век // Частная коллекция
Франц Крюгер. Перед Новым годом. Отец и сын рубят ёлку в зимнем лесу. XIX век // Частная коллекция

Постепенно традиция распространилась по всей Европе и дошла до Америки, куда рождественские ёлки привезли немецкие эмигранты. В России празднование Нового года и Рождества в 1699 году узаконил Пётр Первый. Ранее началом года считалось 1 сентября.


Борис Кустодиев. Елочный торг. 1918 // Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко, Краснодар
Борис Кустодиев. Елочный торг. 1918 // Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко, Краснодар
В. Юхансен. Светлое Рождество. 1891 //  Собрание Хиршпрунга, Копенгаген
В. Юхансен. Светлое Рождество. 1891 // Собрание Хиршпрунга, Копенгаген

А.М. Корин. Рождественская ёлка. 1910 // Национальная галерея республики Коми, Сыктывкар
А.М. Корин. Рождественская ёлка. 1910 // Национальная галерея республики Коми, Сыктывкар
Генри Мослер. Рождественское утро. 1916 // Частная коллекция
Генри Мослер. Рождественское утро. 1916 // Частная коллекция
Антон Пик. Городские сцены. Перед Рождеством, Винчестер. 1960-е // Частная коллекция
Антон Пик. Городские сцены. Перед Рождеством, Винчестер. 1960-е // Частная коллекция
Дэвид Якобсен. Продажа новогодних ёлок. 1853 // Частная коллекция
Дэвид Якобсен. Продажа новогодних ёлок. 1853 // Частная коллекция

コメント


bottom of page