top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Уютные «дворики» Питера де Хоха


Питер де  Хох. Голландский двор. 1658-1660 // Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, США
Голландский двор. 1658-1660 // Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, США

Этот голландский художник XVII века, задушевный бытописатель, любил помещать героев своих картин в интерьеры жилых комнат или в дворики домов и маленькие садики. Питер де Хох (1629-1684) умел придать обыденным сюжетам поэтичную прелесть.


Его часто называют вторым по значению художником делфтской школы живописи после Яна Вермеера, но по сюжетному разнообразию и количеству созданных произведений он по праву занимает первое место.


Среди картин, созданных Питером де Хохом, большинство составляют жанровые полотна, посвящённые жизни бюргерских семей – внимание художника сосредоточено на размеренном, тихом укладе быта с его повседневными заботами и развлечениями. Настоящим новаторством де Хоха стало создание полотен с бытовыми сценами не в закрытых интерьерах домов, а на террасах, пустынных улочках около городской стены, во дворах и садах, примыкающих к городским домам.


Питер де Хох. Групповой портрет неизвестной семьи. 1550-1565 // Венская академия изящных искусств, Вена, Австрия
Групповой портрет неизвестной семьи. 1550-1565 // Венская академия изящных искусств, Вена, Австрия

Эти композиции, отражающие очарование повседневности и поэтический образ Делфта, в искусствоведении часто называют «двориками». В «двориках» Питер де Хох мастерски объединил бытовой жанр с городским пейзажем. Герои домашних сцен покинули стены своих домов и оказались в открытом пространстве, на свежем воздухе.


Питер де Хох. Двое мужчин и женщина в беседке. 1658 // Частная коллекция
Двое мужчин и женщина в беседке. 1658 // Частная коллекция

Нередко на этих полотнах пространство двора, внутри которого живут персонажи, является всего лишь частью города – за стеной можно увидеть другие дома и даже целые улицы. Но двор всегда на переднем плане, он открыт для зрителя, который становится невольным свидетелем происходящих событий. Эти задворки городской жизни, скрытые за парадными фасадами, просты и незамысловаты, но обладают особым очарованием.


Такие маленькие кирпичные дворы и сейчас существуют в глубине старых делфтских домов, например, в районе Бинненватерслот, где когда-то жил Питер де Хох со своей семьёй.

В этих двориках сушили белье, прислуга выполняла разную домашнюю работу, матери выводили детей подышать свежим воздухом. Здесь же принимали гостей, угощая вином и развлекая музыкой. Всю эту милую повседневность и стремился показать Питер де Хох. Его интересовала частная жизнь одной семьи, размеренное течение которой было метафорой жизненного круговорота.


Питер де Хох. Двор делфтского дома с двумя женщинами и ребенком.  1657 // Музей искусств Толедо, штат Огайо, США
Двор делфтского дома с двумя женщинами и ребенком. 1657 // Музей искусств Толедо, штат Огайо, США

Один из ранних «двориков» хранится в Музее искусств Толедо, в США. Это «Двор делфтского дома с двумя женщинами и ребёнком» (1657). Старый двор обветшал. Кирпичи все в трещинах и выбоинах, штукатурка отвалилась. Эта картина очень достоверно отражает городской быт того времени. В домах состоятельных горожан уже в XVII веке был водопровод, на кухне – раковина, а вода подавалась с помощью насоса. У бедняков же колодец находился во дворе, за стеной кухни. Колодец, который написал на этой картине Питер де Хох, имел очень простое устройство в виде высокого шеста и привязанной к нему цепи. Он служил для ручной подачи воды. Кроме колодца на полотне есть множество деталей, позволяющих представить ежедневные заботы жильцов дома: керамические кувшины, ведро, стопка тарелок, метла.


На картине «Женщина с прялкой и служанка» (ок. 1657/1659) тоже изображены двор и сад, но художник применил совсем другой ракурс – показал вход во двор со стороны улицы.


Питер де Хох. Женщина с прялкой и служанка. 1657/1659 // Королевское собрание, Лондон, Великобритания
Женщина с прялкой и служанка. 1657/1659 // Королевское собрание, Лондон, Великобритания

На полотне «Женщина с ребёнком на лугу для отбеливания белья» (1657/1659) действие тоже происходит за территорией двора – на улице.


Питер де Хох. Женщина с ребёнком на лугу для отбеливания белья. 1657/1659 // Частная коллекция
Женщина с ребёнком на лугу для отбеливания белья. 1657/1659 // Частная коллекция

На поле, рядом с городскими стенами, женщина достаёт из корзины простыни, чтобы разложить их на солнце. Именно такой способ отбеливания использовался вплоть до открытия хлора в 1774 году. Рядом стоит маленький ребёнок с игрушечной лошадкой. Две калитки в стенах открыты и видны дворы, в одном из которых дама и кавалер заняты беседой. Еще один персонаж – мужчина в черном плаще, спускающийся по узкой улочке. Эти горожане никак не связаны друг с другом, зритель видит только эпизоды городской жизни. Однако именно присутствие этих людей оживляет неподвижную архитектуру, создаёт атмосферу города.


Питер де Хох. Внутренний двор дома в Делфте. 1658 // Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Внутренний двор дома в Делфте. 1658 // Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Голландцы не представляли свои дома без хотя бы маленького островка зелени, создавали цветочные и фруктовые сады и садики. Лесенка в несколько ступеней из задней комнаты или из коридора выводила в огороженный дворик. У ремесленников он часто был продолжением мастерской, у торговцев – складом, но большинство горожан, даже со скромным достатком, старались на крошечном участке сделать миниатюрный садик или хотя бы зелёную лужайку. Если размеры позволяли, то возле стены сажали ракитник, кусты бузины, малины и ежевики. Голландцы выращивали в своих садах яблоки, груши, сливы, даже вишни, на грядках вызревали клубника и дыня. В больших садах аллеи украшались мраморными скульптурами.


Питер де Хох. Компания во внутреннем дворе. 1665 // Амстердамский исторический музей, Амстердам, Голландия
Компания во внутреннем дворе. 1665 // Амстердамский исторический музей, Амстердам, Голландия

И, конечно, особое внимание уделялось цветам: розам, ирисам, лилиям, гиацинтам. До 1615 года цветочной королевой была роза, но потом она уступила тюльпану, выходцу из Персии.


Питер де Хох. Женщина с ребенком во дворе. 1660 // Национальная галерея искусства, Вашингтон, округ Колумбия, США
Женщина с ребёнком во дворе. 1660 // Национальная галерея искусства, Вашингтон, округ Колумбия, США

Один из таких характерных голландских дворов с кустами и грядками Питер де Хох запечатлел на полотне, которое находится в Художественном музее Базеля. Это картина «Женщина с корзинкой бобов в огороде» (1651). Спокойный летний день: легкие белые облачка, солнце заливает хорошенький дворик дома и делает кирпичи дорожки золотисто-жёлтыми. Буднично одетая женщина с полной корзиной бобов в руках не знает, что за ней внимательно наблюдает художник. Она неторопливо занимается своими обычными повседневными делами. Питер де Хох приглашает зрителей в мир голландской семьи XVII века и показывает его в деталях: кирпичный дом с крышей из ярко-красной черепицы, на окнах ставни и белые наличники, чисто вымытая дорожка в заросшем зеленью дворике.


Питер де Хох. Женщина с корзинкой бобов. 1651 // Художественный музей, Базель, Швейцария
Женщина с корзинкой бобов. 1651 // Художественный музей, Базель, Швейцария

Художник, используя законы перспективы, уводит кирпичную дорожку в глубину картины, и зритель замечает, что на полотне есть ещё один человек – мужчина, входящий во двор. Пространство картины расширяется – за забором виден ещё один дом. Питер де Хох, как и Вермеер, прекрасно умел передавать световые эффекты – солнечный свет усиливает все краски, делая цвета более сочными и горячими.


Питер де Хох. Женщина и служанка во дворе. 1660-1661 // Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Женщина и служанка во дворе. 1660-1661 // Национальная галерея, Лондон, Великобритания

На творчество Питера де Хоха большое влияние, безусловно, оказал Ян Вермеер Делфтский, но богатое творческое наследие автора «двориков» убедительно доказывает, что он шёл своим собственным путём, уверенно экспериментируя с композицией и всегда проявляя внимание к деталям.


Питер де Хох. Хозяйка и служанка. Ок. 1660 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Хозяйка и служанка. Ок. 1660 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Связав бытовой жанр с городским пейзажем, Питер де Хох трансформировал архитектурную тему в живой образ города, который создаётся его жителями, нюансами и подробностями их повседневной частной жизни.//SA

留言


bottom of page