top of page
sanews logo
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Уильям Блейк: Этот мир есть Мир Воображения…


Уильям Блейк. Ньютон. 1795 // Галерея Тейт, Лондон, Великобритания
Уильям Блейк. Ньютон. 1795 // Галерея Тейт, Лондон, Великобритания

Этого английского художника и поэта объявляли мистиком, сектантом, просто сумасшедшим. Его считали одиночкой, первым романтиком и даже предтечей символизма начала XX столетия. Он умер в полной безвестности, но после второго «рождения», случившегося 160 лет назад, слава его постепенно стала такой громкой, что теперь кажется непостижимым, как его могли не заметить.



Уильям Блейк (1757-1827)

Уильям Блейк (1757-1827) – английский поэт, художник и гравёр. Не получивший признания при жизни, в наше время Блейк считается ярчайшей фигурой в истории английской и мировой поэзии и изобразительного искусства XIX века.


Автопортрет Уильяма Блейка. 1802
Автопортрет Уильяма Блейка. 1802

Однажды английский художник Данте Габриэль Россетти (1828-1882), изучая гравюры в Британском музее, случайно обратил внимание на листы с рисунками Блейка, лежащие на столе хранителя коллекции. Иллюстрации его поразили и Россетти, заплатив 10 шиллингов, забрал листы. С этой рукописи, носящей теперь название «Манускрипты Россетти», началось возрождение Уильяма Блейка.


160 лет назад, в 1863 году была открыта выставка графических работ Блейка и вышла его первая биография, написанная британским искусствоведом Александром Гилкристом. Несколько позднее были опубликованы его стихи и «Пророческие поэмы». И Блейк постепенно стал общепризнанным классиком английской литературы.


Теперь имя Уильяма Блейка широко известно и его произведения переиздаются массовыми тиражами и в оригинале, и в переводах. В Великобритании создан даже специальный фонд Уильяма Блейка. С 1969 года в Лондоне существует Блейковское общество, объединяющее любителей его поэзии и живописи со всего мира.


Уильям Блейк родился 28 ноября 1757 года на Брод-стрит, 28 (теперь Бродвик-стрит) в лондонском районе Сохо. Он с детства ненавидел правила и ограничения и в общеобразовательной школе учиться не смог. Пришлось обучаться дома. Однако Уильям очень много читал (не систематически и только то, что ему нравилось) и вырос эрудированным человеком.


Сам Блейк сказал о своём обучении: Я, слава Богу, в школу не ходил. И глупостей под розгой не зубрил!

С раннего детства Блейк был подвержен видениям. В четыре года он увидел, как Бог заглянул в окно его детской.

Уильям Блейк. Творец вселенной. Фронтиспис к поэме «Европа: пророчество». 1794 //Британский музей, Лондон, Великобритания
Уильям Блейк. Творец вселенной.

Писать стихи и рисовать Уильям начал очень рано. Родители поддержали интерес мальчика к рисованию и отдали его в рисовальную школу Генри Парса в Стрэнде. Это была главная школа Лондона при королевской Академии живописи и ваяния, созданная для многообещающих молодых художников. Здесь не занимались рисованием с натуры – ученики изо дня в день копировали гипсовые слепки, что Блейку не очень нравилось. Живописцем он не стал.

 

Творец вселенной. Фронтиспис к поэме «Европа: пророчество». 1794 //Британский музей, Лондон, Великобритания

 

Когда Уильяму исполнилось 14 лет – родители отдали его на семь лет в качестве ученика к гравёру Джеймсу Безайру.


Выполняя ученические задания, Блейк увлекся готикой. Он проводил много времени в Вестминстерском аббатстве и других церквях Лондона, делая зарисовки средневековой английской скульптуры, украшений и орнаментов. Блейк утверждал, что в аббатстве у него были видения: он видел Христа с Апостолами и огромной процессией монахов и слышал их пение.


Окончив обучение у Безайра, Блейк начал работать самостоятельно, выполняя репродукционные гравюры для издателей. От ремесленного гравирования Блейк постепенно перешел к художественному творчеству.

Первыми произведениями Уильяма Блейка стали офорты к его собственным поэмам «Песни невинности» (1789) и «Песни Опыта» (1794). Офорты были выполнены в необычной технике – раскрашены вручную. Текст и иллюстрации были согласованы как в средневековой рукописи, украшенной миниатюрами. Блейк рассказывал, что однажды во сне его посетил умерший брат и подсказал ему новый способ гравировки – высокую печать.

Позднее Блейк всегда переплетал «Песни Невинности» и «Песни Опыта» в одну книгу, сообщая в подзаголовке, что Песни Невинности и Опыта – два противоположных состояния человеческой души. В рисунках это противопоставление очень заметно. Например, образу «Дитя-Радости» соответствует символ «Больной розы», «Эху зелени» – «Древо яда», «Ягненку» – «Тигр».


Дитя-радость. Больная роза. Иллюстрации к поэмам «Песни Невинности» и «Песни Опыта»

Эхо Зелени. Древо Яда. Иллюстрации к поэмам «Песни Невинности» и «Песни Опыта»

Ягнёнок. Тигр. Иллюстрации к поэмам «Песни Невинности» и «Песни Опыта»

В 1788 году Уильям прочитал труды шведского мистика Эммануэля Сведенборга. Влияние этого чтения чувствуется в «пророческих книгах» Блейка, написанных в 1890-х годах. Это длинные и сложные поэмы «Книга Тиля» (1789), «Бракосочетание неба и ада» (1790-1793), вдохновленные, помимо Сведенборга, Библией и английским поэтом Джоном Мильтоном.


«Пророческие книги» Блейка похожи на романтический эпос. В них сплетены фрагменты христианской, индийской, античной мифологии, дополненные специфически блейковскими мотивами и персонажами.


Титульный лист к поэме «Европа: пророчество». 1794 // Галерея Тейт, Лондон, Великобритания

Летящий Ангел. Иллюстрация к поэме «Европа: пророчество». 1794 // Галерея Тейт, Лондон

Вскоре Блейк издал новые, обильно иллюстрированные пророческие сочинения: «Видения дочерей Альбиона» и «Америка» (1793), «Европа» и «Первая книга Уризена» (1794). В пророческих книгах («Америка» и «Европа») поля были заполнены рисунками, текст перемежался с иллюстрациями во весь лист, иногда имеющими независимое от текста значение. В этих книгах было множество эсхатологических видений и фантастических силуэтов. На фронтисписе «Европы» злой тиран блейковской мифологии бог Уризен, скорчившись на фоне раскаленного солнечного диска, измерял золотым циркулем подвластную ему бездну. Мрачные страницы чередовались с идиллически светлыми заставками.


Воображение было главным божеством в мифологии Блейка, основным понятием его философии, истоки которой можно найти в еретических и сектантских воззрениях средних веков, а продолжение – у романтиков, пришедших после Блейка.

Свободному Воображению Уильям противопоставлял Разум рационалистов, скованный исключительно земными интересами, или абстрактные противоположности Добра и Зла, на которые опиралась каноническая христианская теология.


Сам Бог для Блейка был космическим Воображением, которое свободно творило мир в согласии со стремлением к бытию в красоте и гармонии. Борьба Воображения и Рационального разума – главный мотив блейковской космогонии. Протестуя против рационализма, Блейк был противником индустриализации, господства науки и разума над чувствами человека.


Навуходоносор. 1795 // Галерея Тейт, Лондон, Великобритания
Навуходоносор. 1795 // Галерея Тейт, Лондон, Великобритания

Один из заказчиков однажды пожаловался, что в своих фантазиях Блейк зашёл слишком далеко. В ответ Уильям написал ему: «Этот мир есть Мир Воображения и видения… для человека, наделённого Воображением, сама природа – тоже Воображение».


Христос во гробе, охраняемый ангелами. 1805 // Музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания

Иллюстрация к Библии. Большой Красный дракон и женщина, одетая в Солнце. 1805 // Национальная галерея искусства, Вашингтон

Кроме иллюстраций к собственным произведениям, Блейк создал множество цветных эстампов на библейские темы. Библия всегда вдохновляла Блейка, но он постоянно критиковал церковь. В 1799-1803 годах художник сделал для своего единственного в то время покровителя Томаса Буттса, 37 картин темперой и около 100 акварелей на библейские сюжеты. А в 1805 году Уильям создал серию акварелей к «Книге Иова».

Одно из самых значительных и замечательных произведений Блейка-художника – его иллюстрации к поэме Джона Мильтона «Потерянный рай», раскрывшие собственное понимание Блейком этого произведения.

Сотворение Евы. Иллюстрация к поэме Мильтона «Потерянный рай». 1808 // Бостонский музей изящных искусств, Бостон, США

Лестница Якова. 1799-1806 // Британский музей, Лондон, Великобритания

В 1804-1820 годах художник создал и проиллюстрировал «Иерусалим» – своё самое крупное поэтическое произведение. В этой пророческой поэме Уильям Блейк описал огромный исторический период – от сотворения мира до Страшного Суда – изложив собственную концепцию истории человечества в виде грандиозного космогонического мифа.

Изгнание из Рая. Иллюстрация к поэме Мильтона «Потерянный рай». 1808 // Бостонский музей изящных искусств, Бостон
Изгнание из Рая. Иллюстрация к поэме Мильтона «Потерянный рай». 1808 // Бостонский музей изящных искусств, Бостон

Последняя работа Уильяма Блейка – иллюстрации к «Божественной комедии» Данте. Блейк специально выучил итальянский язык, чтобы прочитать поэму в оригинале. Закончить иллюстрации художник не успел.


Сострадание. 1795 // Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Сострадание. 1795 // Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

У Блейка были сложные отношения с Британской Академией художеств. Академия раз за разом отклоняла работы Блейка, находя их дилетантскими. В залы Академии не пропустили его иллюстрации к Данте и гравюры по мотивам «Книги Иова».


Уильям Блейк. Книга Иова. Сатана обращается в бегство от присутствия Божьего и милосердия Иова. 1821 // Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк, США
Сатана обращается в бегство от присутствия Божьего и милосердия Иова

В то время Академию возглавлял Джошуа Рейнольдс и Блейк сразу вступил с ним в конфликт. Он критиковал традиционное обучение, считая академические рамки слишком узкими и рациональными. И это был не просто конфликт двух художников. Это был конфликт классицизма в его академическом варианте и романтизма, конфликт рационального разума и сильных эмоций.

 

Книга Иова. Сатана обращается в бегство от присутствия Божьего и милосердия Иова. 1821 // Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк, США

 

Спроса на произведения Блейка не было, после его смерти большинство книг пропало. Теперь они стоят огромные деньги.


Блейк не стремился к успеху. Прерафаэлиты видели в нём гения, обитавшего в сфере абсолютной духовности. Сам Уильям Блейк говорил о себе: «Я более известен своими произведениями на Небесах, чем на земле».


Миссия Вергилия. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте. 1827 // Художественный музей и галерея, Бирмингем, Великобритания

Цербер. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте. 1824-1827) // Галерея Тейт, Лондон, Великобритания


Единственным человеком, кто сорок с лишним лет поддерживал Уильяма и полностью разделял его взгляды, была его жена – Кэтрин Баучер.


Данте и Вергилий спасаются от демонов. 1827 // Художественный музей Фогга, Кембридж, США

Видение Страшного Суда. 1808 // The National Trust, Petworth House, Sussex, England

Смерть Блейка в 1827 году была почти никем не замечена. Поэта похоронили на кладбище Банхилл Филдс в общей безымянной могиле. Позднее место захоронения было обнаружено двумя исследователями-любителями и теперь отмечено мемориальной плитой, которую установили 12 августа 2018 года. А в Вестминстерском аббатстве, там, где когда-то молодого художника посещали видения, в 1957 году был сооружён мемориал памяти Блейка и его жены.//SA

Comentarios


bottom of page