top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Уильям Холман Хант – истинный прерафаэлит


Уильям Холман Хант. Наёмный пастух. 1851 // Manchester art gallery, Stretford
Уильям Холман Хант. Наёмный пастух. 1851 // Manchester art gallery, Stretford

Этот английский художник вместе с Джоном Эвереттом Милле и Данте Габриэлем Россетти выступил против современного ему академического искусства. Найдя вдохновение в чистоте и символизме флорентийской и сиенской живописи XV века.


Молодые живописцы основали Братство прерафаэлитов, которое очень не любил знаменитый писатель Чарльз Диккенс, но которому покровительствовал влиятельный теоретик искусства Джон Рёскин.


Уильям Холман Хант (1827-1910) был не только одним из основателей Братства прерафаэлитов, но и работал в духе прерафаэлизма* всю жизнь, гораздо дольше остальных «братьев» и их последователей.

 

*Прерафаэли́ты (англ. Pre-Raphaelites) – направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам.


Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Самыми видными членами прерафаэлитского движения были поэт и живописец Данте Габриэль Россетти, живописцы Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Крейн, Джон Уильям Уотерхаус. (Wikipedia)

 

В этом году исполнилось 195 лет со дня рождения английского художника Уильяма Холмана Ханта.


Уильям Холман Хант

Уильям Холман Хант. Автопортрет. 1867 // Галерея Уффици, Флоренция
Уильям Холман Хант. Автопортрет. 1867

Уильям Холман Хант родился 2 апреля 1827 года в Лондоне. В двенадцатилетнем возрасте Хант сообщил отцу, что хочет стать художником. Прагматичные родители Уильяма не хотели, чтобы сын избрал такую несерьёзную карьеру и посчитали его желание бессмысленным. Отец отправил Уильяма работать на склад в лондонском Сити, (где сам был управляющим), надеясь, что сын потеряет интерес к искусству. Но юный Хант посещал по вечерам уроки рисования и всё свободное время проводил в Национальной галерее, изучая картины.

 

Уильям Холман Хант. Автопортрет. 1867 // Галерея Уффици, Флоренция

 

И отец сдался, обустроил для сына маленькую студию и даже написал рекомендательное письмо в Королевскую академию художеств. Уильям начал посещать лекции.


В 1846 году юный Хант уже выставил в Британском институте свою картину по книге Диккенса «Лавка древностей» – «Маленькая Нелли и её дедушка». Сентиментальное полотно растрогало публику и Уильяма заметили.


Уильям Холман Хант. Маленькая Нелли и её дедушка. 1846 // Музей Шеффилда, Великобритания
Уильям Холман Хант. Маленькая Нелли и её дедушка. 1846 // Музей Шеффилда, Великобритания

В 1846 году юный Хант уже выставил в Британском институте свою картину по книге Диккенса «Лавка древностей» – «Маленькая Нелли и её дедушка». Сентиментальное полотно растрогало публику и Уильяма заметили.


Через два года, вдохновлённый поэмой Китса «Канун дня святой Агнессы», он написал своё первое полотно в духе прерафаэлизма – «Бегство Маделины и Порфиро». Картина была выставлена в Академии за несколько месяцев до знакомства Ханта с Россетти и образования Братства.


Уильям Холман Хант. Канун дня Святой Агнессы или Побег Маделина и Порфиро. 1848 // Художественная галерея Гилдхолла, Лондон
Уильям Холман Хант. Канун дня Святой Агнессы или Побег Маделина и Порфиро. 1848 // Художественная галерея Гилдхолла, Лондон

В 1848 году Джон Эверетт Милле, Данте Габриэль Россетти и Уильям Холман Хант, основали Братство прерафаэлитов. Название «Братство» возникло, вероятнее всего, по инициативе Россетти, увлекавшегося средневековой религиозной тематикой и средневековым монашеством. Прерафаэлиты ориентировались на искусство до Рафаэля, которое ещё не знало условных правил, созданных Болонской и возникшими вслед за ней академиями. Они преклонялись перед гением Боттичелли, извлекли из забвения Уильяма Блейка, использовали в своём творчестве мотивы из средневековых легенд, рыцарского эпоса, Библии, творений Данте и, конечно, Шекспира. Все сюжеты они писали без академических штампов, но реалистично.


 Джон Эверетт Милле. Джон Рёскин. 1853-1854 // Музей Эшмола, Оксфорд
Джон Эверетт Милле. Джон Рёскин.

Разочаровавшись в академизме, Братство стремилось к более яркому, более динамичному стилю живописи, пристальному вниманию к деталям картины. Прерафаэлиты отвергли принятые в искусстве условности и предпочли более свободный стиль изображения, основанный на наблюдении.

 

Джон Эверетт Милле. Джон Рёскин. 1853-1854 // Музей Эшмола, Оксфорд

 

Большое влияние на членов Братства оказали критические работы Джона Рёскина – известного полемиста, моралиста и художника. Именно от него Хант взял принцип, что изображать вещи правдиво – это не только хорошо, но и морально правильно.


Братство просуществовало всего около пяти лет. Из трёх основателей именно Уильям Хант остался наиболее преданным его идеалам, до конца жизни создавая произведения в духе прерафаэлизма.


Уильям Холман Хант. Риенци клянется отомстить за смерть своего младшего брата, убитого в схватке между кланами Орсини и Колонна. 1848-1849 // Частное собрание
Уильям Холман Хант. Риенци клянется отомстить за смерть своего младшего брата, убитого в схватке между кланами Орсини и Колонна. 1848-1849 // Частное собрание

Первой картиной Ханта в составе Братства стало полотно с очень длинным названием: «Риенци клянётся отомстить за смерть своего младшего брата, убитого в схватке между кланами Орсини и Колонна». Картина демонстрировалась на академической выставке 1849 года.


Полотно было написано по сюжету исторического романа Эдуарда Бульвер-Литтона «Риенци. Последний из римских трибунов» (1835). Главный герой романа – гуманист и революционер Кола ди Риенцо в XIV веке возглавил восстание против римских феодалов. Результатом восстания стало объявление Рима народной республикой. Разъясняя смысл картины, Хант поместил целый отрывок из романа в каталог выставки. Романтический пафос полотна и его тёмно-красную, кровавую тональность современники восприняли как отзвук революционных событий в Европе. Есть и другое мнение: картина Ханта явилась аллегорией серьёзных намерений молодых художников Братства. Они, как настоящие революционеры, взбунтовались против авторитета Королевской Академии. Хант не спорил с различными прочтениями смысла его картины, подчёркивая её многозначность.


Уильям Холман Хант. Пробудившийся стыд. 1853 // Галерея Тейт, Лондон
Пробудившийся стыд. 1853

Прерафаэлиты не оставили без внимания лицемерие и несправедливость викторианского общества. В 1853 году Уильям Хант написал картину «Пробудившийся стыд», показав молодую женщину-содержанку, осознавшую унизительность своего положения.

 

Уильям Холман Хант. Пробудившийся стыд. 1853 // Галерея Тейт, Лондон

 

На полотне есть символы-разоблачения: кошка под столом играет с птицей, на полу – одинокая перчатка и лирическая поэма Альфреда Теннисона «Слёзы, праздные слезы», на фортепиано – произведение Томаса Мура «Часто в тихую ночь», повествующее об упущенных возможностях и печальных воспоминаниях о счастливом прошлом. Чтобы подчеркнуть неофициальный характер отношений пары, Хант оставил безымянный палец женщины без обручального кольца, а обстановке комнаты придал вид полной новизны, говорящий о том, что перед нами комната содержанки.

Хант много писал на религиозные темы. Первая религиозная картина Уильяма, «Светоч мира», была представлена на академической выставке в 1854 году. Художник задумал её как диптих к «Пробудившемуся стыду».


Уильям Холман Хант. Светоч мира. 1854 // Кейбл-колледж, Оксфорд
Светоч мира. 1854

Он написал это полотно ночью на открытом воздухе, что было настоящим вызовом с технической точки зрения. Уильям никогда ещё не писал ночных сцен. Чтобы лучше освоить технику, художник отправился на «натуру». Найдя подходящую полуразвалившуюся лачугу, Хант построил рядом соломенный шалаш и прожил в нём несколько месяцев, изучая ночные световые эффекты. С фонарём и этюдником он писал по ночам, и местные жители посчитали его сумасшедшим. Фонарь, которым пользовался Хант, не был похож на светильник, который держит в руках Христос, изображённый на картине и, стремясь к полному правдоподобию, Уильям даже специально изготовил макет светильника. Картину он закончил уже в лондонской мастерской.

 

Уильям Холман Хант. Светоч мира. 1854 // Кейбл-колледж, Оксфорд

 

На полотне изображён Христос, стучащий в закрытую дверь, которая символизирует человеческую душу. Дверь закрыта давно – она вся в зарослях плюща и сухой травы. Эта дверь без ручки, её нельзя открыть снаружи, её может открыть только тот, кто внутри – сам человек, который выбирает свой путь. На полотне есть и другие символы: у ног Христа растут побеги ежевики – здесь давно не было садовника, в траве лежат гнилые яблоки – за фруктовыми деревьями никто не ухаживает, над дверью пролетает летучая мышь – символ боязни дневного света. Но утренняя звезда сияет на небе над головой Христа, символизируя новый день и новую жизнь.

Критики ругали это полотно, но в защиту Ханта выступил Джон Рёскин, назвав картину одним из самых прекрасных произведений, когда-либо созданных на религиозную тему.

Вскоре в поисках вдохновения Хант отправился в Иерусалим, где посетил все святые места, в том числе и Голгофу, совершил паломничество в Вифлеем. Для того, что написать одно из своих известных полотен – «Козел отпущения» (1854-1856), Хант, купив козла, уехал за шестьдесят миль от Иерусалима, где нашёл подходящее для работы засушливое, пустынное место. Несмотря на палящее солнце и жару, ночи в палатках и постоянную угрозу нападения, художник считал, что это путешествие подарило ему «невероятное наслаждение».


Уильям Холман Хант. Козёл отпущения. 1856 // Художественная галерея леди Левер, Порт-Санлайт, Великобритания
Уильям Холман Хант. Козёл отпущения. 1856 // Художественная галерея леди Левер, Порт-Санлайт, Великобритания

Хант вернулся в Англию в феврале 1856 года, а через несколько лет в Лондоне прошла Всемирная выставка, на которой были представлены и его картины.


Уильям Холман Хант. Портрет Фанни Холман Хант. 1866-1867 // Частная коллекция
Портрет Фанни Холман Хант. 1866-1867

В 1865 году Хант женился на Фанни Во. Вскоре пара отправилась в турне по Ближнему Востоку. В 1866 году во время карантина во Флоренции у пары родился сын. Однако радость была недолгой – через месяц Фанни умерла от лихорадки.

 

Уильям Холман Хант. Портрет Фанни Холман Хант. 1866-1867 // Частная коллекция

 

В августе 1869 года Хант снова отправился в Святую землю. На этот раз его пребывание продлилось пять лет, в течение которых он работал над деталями картины «Тень смерти». Хант долго писал фон, находясь в Назарете. Святая Земля оказала огромное влияние на художника – Уильям смог достичь удивительной точности и детальности в своей художественной визуализации библейских повествований.


Благочестивый имидж Ханта был разрушен, когда в 1875 году он женился на Эдит Во, родной сестре своей умершей жены. Английское законодательство запрещало подобные браки, и церемония была проведена за границей – в Швейцарии. Затем пара отправилась в Иерусалим, где Хант начал работу над «Триумфом невинных» (1870-1903).


Уильям Холман Хант. Тень смерти. 1873 // Манчестерская художественная галерея, Манчестер
Уильям Холман Хант. Тень смерти. 1873 // Манчестерская художественная галерея, Манчестер

Тем временем в Англии скандальное бракосочетание вызвало много шума, особенно в семье Во, члены которой посчитали это событие позорным пятном на истории благородного семейства. Интересно, что примерно полвека спустя Ивлин Во, романист и внучатый племянник сестёр Во, опубликовал монографию на тему прерафаэлизма, но посвятил книгу не своему родственнику Уильяму Ханту, а его другу и коллеге – Россетти.


Уильям Холман Хант. День рождения (Портрет жены художника – Эдит). 1868 // Частная коллекция
День рождения (Портрет жены художника – Эдит). 1868

В 1886 году в Обществе изящных искусств в Лондоне была организована выставка Ханта. Он решил показать на ней полотно «Светоч мира». Картина хранилась в Оксфорде, и художник нашёл её в ужасном состоянии. Несколько недель пришлось потратить на серьёзную реставрацию. Выставка имела невероятный успех.

 

Уильям Холман Хант. День рождения (Портрет жены художника – Эдит). 1868 // Частная коллекция

 

В марте 1905 года король Эдуард VII наградил художника орденом «За заслуги». Картины Ханта были выставлены в недавно открывшейся галерее Уайтчепел.

Из-за проблем со здоровьем художник больше не мог заниматься живописью и последняя картина, «Леди Шалотт», была закончена помощником Ханта, Эдвардом Хьюзом. Хант написал мемуары о себе и Братстве прерафаэлитов.


Уильям Холман Хант. Триумф невинных. 1876-1887 // Художественная галерея Тейт, Лондон
Уильям Холман Хант. Триумф невинных. 1876-1887 // Художественная галерея Тейт, Лондон

В 1905 году вышли два тома его воспоминаний под названием «Прерафаэлизм и Братстсво прерафаэлитов».


Уильям Холман Хант. Леди Шалотт. 1888-1905 // Атенеум Уодсворта, Хартфорд, Коннектикут, США
Уильям Холман Хант. Леди Шалотт. 1888-1905 // Атенеум Уодсворта, Хартфорд, Коннектикут, США

Уильям Холман Хант умер 7 сентября 1910 года. Погребальная церемония прошла в соборе Святого Павла, а прах художника был помещён в крипту рядом с могилой другого прерафаэлита – Джона Эверетта Милле.//SA

Comments


bottom of page