top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Трагическая судьба русского пейзажиста Константина Крыжицкого


Константин Крыжицкий. Озеро. 1896 // Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник, Владимир, Россия
Константин Крыжицкий. Озеро. 1896 // Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник, Владимир, Россия

В мае 2023 года исполняется 165 лет со дня рождения Константина Яковлевича Крыжицкого


Этот замечательный русский живописец, действительный член Императорской Академии художеств, любил лирические пейзажи и создал несколько сотен прекрасных картин, написанных маслом, карандашом и акварелью. Любимые мотивы художника – пейзажи Киевской губернии и окрестностей Санкт-Петербурга.


Константин Яковлевич Крыжицкий

 Константин Яковлевич Крыжицкий (1858-1911)
Константин Яковлевич Крыжицкий (1858-1911)

Его работы были очень популярны в последней трети XIX – начале XX века, с успехом выставлялись на родине и за рубежом. Пейзажи этого художника с удовольствием приобретал император Александр III и члены императорской фамилии, покупали известные галереи и частные коллекционеры. Сейчас его полотна хранятся в крупных музеях России и Украины.


В период расцвета и успеха талантливый и востребованный живописец Константин Яковлевич Крыжицкий (1858-1911) трагически погиб из-за эффектной фотографии.


Константин Яковлевич Крыжицкий родился 17 (29) мая 1858 года в патриархальной купеческой семье. Отец отправил его в Киевское реальное училище, где будущий художник получил общее образование. Константин увлекался рисованием и однажды по ошибке отдал учителю математики тетрадь не с задачами, а со своими набросками. Педагог был впечатлён талантливо сделанными рисунками и посоветовал мальчику серьёзно заняться живописью.


Константин Крыжицкий. Хутор в Малороссии. 1884 // Частное собрание
Константин Крыжицкий. Хутор в Малороссии. 1884 // Частное собрание
Константин Крыжицкий. Лесные дали. 1889 // Херсонский областной художественный музей им. А.А.Шовкуненко, Херсон
Константин Крыжицкий. Лесные дали. 1889 // Херсонский областной художественный музей им. А.А.Шовкуненко, Херсон

В 1875 году Константин поступил в общедоступную Киевскую рисовальную школу украинского художника-пейзажиста и талантливого педагога Николая Ивановича Мурашко (1844-1909), среди учеников которого были Валентин Серов и Михаил Врубель. В школе основное внимание уделялось работе с натурой. В летний сезон учитель с учениками с утра до вечера писали на пленэре этюды живописных окрестностей Киева. Именно эти красивейшие места позже появятся на полотнах уже известного художника Крыжицкого («Хутор в Малоросии» (1884), «Хутор на Днепре» (1885).


Константин Крыжицкий. Хутор на Днепре (Рыбачья пристань). 1885 // Челябинская областная картинная галерея, Челябинск, Россия
Константин Крыжицкий. Хутор на Днепре (Рыбачья пристань). 1885 // Челябинская областная картинная галерея, Челябинск, Россия

После школы Мурашко молодой художник, несмотря на протесты родителей, продолжил обучение уже в Санкт-Петербурге, в Академии художеств. Константин был очень способным студентом и не один раз награждался серебряными и золотыми медалями за картины, выставляемые им на ежегодных академических выставках.


Константин Крыжицкий. Звенигород. 1895 // Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск, Россия
Константин Крыжицкий. Звенигород. 1895 // Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск, Россия

В Академии художеств Крыжицкий учился в классе знаменитого русского художника-пейзажиста второй половины XIX века – профессора Михаила Константиновича Клодта. Константин был одним из лучших студентов курса, но незадолго до выпуска его чуть не исключили из Академии. Крыжицкий смело восхитился творчеством Архипа Ивановича Куинджи (1841-1910), которого строгая академическая профессура (в частности, Клодт) не принимала. Случился конфликт с Клодтом, который был оскорблён поведением любимого ученика.


В Третьяковской галерее хранится картина «Скит в лунную ночь» (1898), говорящая об увлечении Крыжицкого творчеством Архипа Куинджи. Его, как и Куинджи, интересовало волшебное воздействие света, он умел передать и холодное сияние луны, и жаркий блеск солнца. Художники были близки по духу и их связывала долгая дружба.


Константин Крыжицкий. Скит в лунную ночь. 1898 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Константин Крыжицкий. Скит в лунную ночь. 1898 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Константин Крыжицкий. Озеро в горах. 1898 // Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинск, Россия
Константин Крыжицкий. Озеро в горах. 1898 // Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинск, Россия

Несмотря на конфликт с Клодтом, Академию художеств Константин окончил с большой золотой медалью и получил звание первоклассного художника. Как пенсионер Академии он путешествовал по Европе: посетил Францию и Германию, познакомился со многими шедеврами мирового искусства. Художественное мастерство молодого живописца быстро развивалось и совершенствовалось. Работы Крыжицкого имели успех на Всемирной выставке в Париже (1900) и Международной художественной выставке в Мюнхене (1909).


Константин Крыжицкий. Вечер на Украине. 1882 // Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого, Севастополь, Россия
Константин Крыжицкий. Вечер на Украине. 1882 // Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого, Севастополь, Россия

В 1889 году Константин Яковлевич Крыжицкий получил почетную степень академика пейзажной живописи.


Художник мечтал объединить своих современников-живописцев, сгладить те противоречия, которые в конце XIX века только нарастали в художественной среде. Крыжицкий начал издавать журнал «Художник», в котором пытался убедить живописцев в том, что идейные и эстетические разногласия не должны их разъединять, главное – все они художники. Но журнал не имел успеха, и тогда Крыжицкий основал Общество художников имени А. И. Куинджи, став с 1908 года его председателем. Общество занималось поддержкой всех нуждающихся живописцев, независимо от того, в каком стиле они работали и к какому художественному направлению принадлежали.


В 1910 году произошло событие, сломавшее жизнь Константина Крыжицкого.  Художник написал пейзаж «Повеяло весною» (1910): лес еще под толстым слоем снега, но нежный солнечный свет уже тёплый, краски по-зимнему бледны, но небо уже окрашивается голубым, уходит зимняя серость. Сначала полотно отправилось в Лондон на выставку русской живописи, организованную К.Е.Маковским. Публика восхищалась, критики писали восторженные статьи, один из лондонских музеев намеревался даже купить этот пейзаж, но Крыжицкий отказался от продажи - ему очень хотелось показать картину русской публике.


Константин Крыжицкий. Повеяло весной. 1910 // Харьковский художественный музей, Харьков, Украина
Константин Крыжицкий. Повеяло весной. 1910 // Харьковский художественный музей, Харьков, Украина
Яков Бровар. Зимний пейзаж. Вид Беловежской пущи. 1906-1908. Местонахождение неизвестно
Яков Бровар. Зимний пейзаж. Вид Беловежской пущи. 1906-1908. Местонахождение неизвестно

Весной полотно привезли в Санкт-Петербург, где его сразу выставили в Академии художеств. И здесь картина тоже имела невероятный успех. Но внезапно всё изменилось. В одной из газет вдруг появилась статья художника Фомы Райляна, в которой утверждалось, что Константин Крыжицкий срисовал картину у Якова Бровара (1864-1941), создавшего точно такое же полотно несколько лет назад. В статье были и фотографии двух картин. Критик Николай Кравченко в газете «Новое время» открыто назвал Крыжицкого плагиатором. Если учесть некоторое сходство и обратить внимание на даты создания полотен, то получалось, что Крыжицкий действительно украл идею.


Скандал быстро распространился в прессе, началась откровенная травля художника. Удивлённый и оскорблённый Крыжицкий писал открытые письма, утверждал, что никогда не видел картин Бровара, всячески пытался прояснить ситуацию, но его не слышали.

Итогом этого скандала стало самоубийство художника. Доведённый до отчаяния Крыжицкий повесился в своей петербургской квартире на ручке высокого окна.


Константин Крыжицкий. Дорога в горах. 1897 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Константин Крыжицкий. Дорога в горах. 1897 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Константин Крыжицкий. Перед дождём. 1880 // Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинск, Россия
Константин Крыжицкий. Перед дождём. 1880 // Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинск, Россия

5 апреля 1911 года газета «Русское слово» сообщила: «Самоубийство академика К.Я.Крыжицкого. 4-го апреля в 7 часов утра прислуга известного академика Константина Яковлевича Крыжицкого, войдя в кабинет его, увидела своего барина висевшим. Медицинская помощь была бесполезной: Константин Яковлевич был мертв. На письменном столе покойного была найдена предсмертная записка...»


Константин Крыжицкий. Зимний пейзаж со стогами. 1910 // Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск, Югра, Россия
Константин Крыжицкий. Зимний пейзаж со стогами. 1910 // Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск, Югра, Россия
Константин Крыжицкий. Деревня на берегу реки. Вечер. 1905 // Сочинский художественный музей, Сочи, Россия
Константин Крыжицкий. Деревня на берегу реки. Вечер. 1905 // Сочинский художественный музей, Сочи, Россия
Константин Крыжицкий. Закат. 1910 // Тюменский музей изобразительных искусств, Тюмень, Россия
Константин Крыжицкий. Закат. 1910 // Тюменский музей изобразительных искусств, Тюмень, Россия

В статье была приведена и записка Крыжицкого: «Нервы не выдерживают. Сознаю свою правоту, но не чувствую в себе сил бороться. Быть может, третейский суд и доказал бы мою правоту, но не хватает ни сил, ни желания выяснить правду. Я написал по фотографии и ни у кого не похитил! Но этот суд, этот переспрос... предстать перед Райляном и подобными ему – более не могу! Я уже без сознания и сил!..».


О какой фотографии шла речь в записке? Это снимок, сделанный неким Евгением Вишняковым. (Есть версия, что автором фотографии был сам Крыжицкий). Снимок был опубликован в прессе и произошло роковое совпадение. Эффектную фотографию в разное время увидели оба художника и мотив мощного раздвоенного старого дерева так впечатлил их, что Бровар и Крыжицкий независимо друг от друга использовали его при создании полотен. Именно это дерево придавало такое сходство двум совершенно разным картинам. Колористическое решение, смысл полотен, и, наконец, техника исполнения были совершенно разными.


Константин Крыжицкий. Дали. 1901 // Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А.Врубеля, Омск, Россия
Константин Крыжицкий. Дали. 1901 // Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А.Врубеля, Омск, Россия

Факт, упоминавшийся в предсмертной записке, был известен и ранее, еще при жизни Крыжицкого. Но то, что художник использовал фотографию при создании картины, вызвало новую волну злобной критики. В то время считалось недостойным использовать фотоснимки в работе художника и, если живописцы и прибегали к помощи фотографии, то не спешили в этом признаваться.


Надгробный памятник Константину Крыжицкому

Общественность бурно отреагировала на самоубийство затравленного художника и, несмотря на запреты православной церкви относительно самоубийц, Константин Крыжицкий был похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.


Автор надгробного памятника – скульптор Мария Диллон. От памятника сейчас осталась только гранитная скала. Бронзовая скульптура после 1917 года была отправлена в переплавку. //SA



Comments


bottom of page