Эта экстравагантная художница XX века – ярчайшая звезда эпохи ар-деко, её символ, «богиня автомобильной эры», прославлявшая своим творчеством декадентский шик «ревущих двадцатых». Жан Кокто однажды сказал о художнице: «Она в равной степени любит искусство и высшее общество».
В 2023 году исполняется 125 лет со дня рождения художницы Тамары Лемпицки
Тамара де Лемпицка (1898-1980)
Тамара де Лемпицка утверждала: «Чудес не бывает. Есть только то, что человек творит сам». И она творила: картины, жизнь и свой собственный миф. И в жизни, и в творчестве она создала новый образ современной женщины: роковой, сексуальной, эмансипированной. Её работы, вдохновлённые Микеланджело, Караваджо, Энгром и кубизмом, излучают пышную декоративность и откровенный эротизм.
Сегодня картины Тамары Лемпицки за миллионы долларов покупают звёзды современного Голливуда Барбара Стрейзанд и Джек Николсон, певица Мадонна. Творчеством художницы вдохновлялись модельеры Карл Лагерфельд и Луи Виттон.
Тамара Лемпицка, создавая свой миф, тщательно редактировала биографию, убирая неподходящие факты. До сих пор точно неизвестна ни дата, ни место рождения звезды ар-деко. Вероятно, 1898 год. Возможно, Варшава. Но, очень может быть, что Санкт-Петербург или Москва.
Известно, что будущая художница родилась в еврейско-польской семье. Её настоящее имя – Мария Гурвич-Горская. Отец был адвокатом, а мать – светской львицей. Семья была обеспеченной и девочку отправили учиться в школу-интернат в швейцарскую Лозанну. Летом 1911 года Мария побывала с бабушкой в Италии, где познакомилась с творчеством великих итальянских живописцев. Это знакомство и зародило в ней любовь к искусству.
На следующий год родители Марии развелись, и она переехала к тёте в Санкт-Петербург. Тётя была очень богата и приучила племянницу к роскоши. Днём Мария занималась в Академии художеств, а вечера проводила в театре, на концертах, в лучших петербургских ресторанах и в клубе «Бродячая собака», где собиралась богема.
В 15 лет Мария Горская на маскараде познакомилась с красавцем Тадеушем Лемпицки и решила выйти за него замуж. Она всегда добивалась того, чего хотела. Через три года Мария и Тадеуш действительно поженились.
В 1917 году в России произошла революция, Тадеуш был арестован большевиками. Используя своё обаяние и связи в обществе, Мария добилась освобождения мужа и вскоре супруги покинули страну, уехав в Париж.
В Париже Мария Горская стала называть себя Тамарой де Лемпицка. Материальное положение было плачевным, муж-аристократ впал в депрессию и бездействовал. Но Тамара привыкла к красивой жизни и не хотела мириться с бедностью. Она решила зарабатывать деньги своим искусством. Лемпицка начала усердно учиться, поступила в Академию Рансома, где ее учителем был художник-символист Морис Дени (1870-1943), потом перешла в Академию Монпарнас и стала ученицей кубиста Андре Лота (1885-1962). Дени научил её искать вдохновение в графике и это сыграло важную роль в формировании фирменного стиля художницы. Влияние «мягкого кубизма» её второго учителя, Лота, на творчество Лемпицки видно невооруженным глазом.
Тамара Лемпицка. Идиллия. 1931 // Частная коллекция, Япония
Тамара Лемпицка. Девушка в шляпе. 1933 // Частная коллекция, Франция
Довольно скоро она начала выставлять свои работы в небольших галереях французской столицы, а в 1925 году состоялась первая персональная выставка Лемпицки в Милане. Готовясь к ней, Тамара создала 28 картин всего за полгода.
В Париже Лемпицка прекрасно вписалась в благополучный золотой век – «ревущие двадцатые». Она стала портретисткой самых красивых и самых знаменитых людей эпохи, общалась с такими яркими личностями, как Андре Жид, Пабло Пикассо, Колетт и Жан Кокто.
В 1925 году Тамара написала картину, ставшую «визитной карточкой» эпохи машин и нового ритма. Художница изобразила себя за рулем роскошного автомобиля (в действительности у неё никогда не было Bugatti).
На картине Лемпицка уверено держит руль – спортивная, смелая и независимая женщина эпохи ар-деко. Её яркие чувственные губы – фирменный знак художницы. Жан Кокто сказал о картинах Тамары: «Что вы всегда увидите в её работах? Свет Караваджо, формы Фернана Леже и губную помаду Шанель».
На крыле автомобиля Лемпицка оставила автограф «ТЛ», написанный русскими буквами.
В 1927 году художница написала своё самое провокационное полотно – «Прекрасная Рафаэла». The Sunday Times Magazine назвал картину «одним из самых роскошных обнажений столетия».
Мощная и бесстыдная телесность, наполнявшая картины Лемпицки, сначала шокировала публику, но постепенно эпатажные полотна стали приобретать всё более охотно. Тамара как-то сказала в ответ на первую критику своих работ: «Если вам это не нравится, просто подождите, и вы привыкнете». Она была права.
Тамара Лемпицка. Кизетта на балконе. 1927 // Частная коллекция
Тамара Лемпицка. Кизетта в розовом. 1926 // Частная коллекция
В 1926-1927 годах Лемпицка создала нежные и очаровательные работы, лишённые эротики, пафоса и глянца – портреты свой дочери Кизетты. За картину «Кизетта на балконе» художница получила первую премию на Международной выставке изящных искусств.
Кизетта, несмотря на непростые отношения, всегда восхищалась своей эксцентричной матерью и написала её биографию.
В 1928 году брак Тамары развалился. Муж и дочь не мешали Тамаре считать себя совершенно свободной и с удовольствием играть роль femme fatale. Она открыто вступала в романтические и сексуальные отношения как с мужчинами, так и с женщинами, входила в группы лесбиянок и бисексуальных женщин-художниц и писательниц. Тадеуш устал от постоянных приключений жены и потребовал развода.
Тамара Лемпицка. Тадеуш Лемпицки (Портрет мужчины, неоконченный). 1928 // Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду, Париж, Франция
В 1928 году Тамара написала портрет своего мужа и оставила картину незаконченной, умышленно не дописав левую руку, а правую лишив обручального кольца.
Критики часто обвиняли Тамару в подражании Огюсту Энгру (1780-1867), называя её искусство «порочным энгризмом». «Купальщицы» Лемпицки своей круговой композицией и ритмом действительно напоминают «Турецкие бани» Энгра, но Тамара добавила распущенности неестественно изогнутым телам красавиц.
В 1930-х годах Лемпицка увлеклась религиозной темой, стала писать плачущих мадонн и святых. Появились картины с изображениями людей незнатного происхождения, крестьян. Эти работы публика встретила равнодушно – полотна были аккуратными до безжизненности, а скромные сюжеты явно проигрывали прежним вызывающим картинам.
Тамара Лемпицка. Святой Антоний. 1936 // Частная коллекция
Тамара Лемпицка. Святая Тереза Авильская. 1930 // Частная коллекция
Накануне Второй мировой войны Лемпицка вновь вышла замуж – за барона Рауля Куффнера. В 1939 году супруги покинули Париж, переехав в Голливуд, где поселились в Беверли-Хиллз. Вскоре Тамара стала любимой художницей звёзд голливудского кино.
В 1940-х годах Тамара начала подражать ренессансным мастерам, особенно Яну ван Эйку (1385/90-1441), увлёкшись тюрбанами и драпировками. Портреты Лемпицки никогда не были реалистичны, а теперь совсем лишились эмоций и стали отвлечёнными, безличными.
Своеобразный стиль, в котором она писала, к середине 1940-х годов стал несколько устаревшим, и поэтому ее работы были уже менее востребованы. После войны художница пыталась экспериментировать, пробовала писать сюрреалистические полотна, но прежнего успеха уже не было.
Тамара Лемпицка. Оранжевый тюрбан. 1945 // Частная коллекция, США
Тамара Лемпицка. Оранжевый тюрбан. 1945 // Частная коллекция, Бельгия
После смерти мужа в 1961 году Тамара продала всё своё имущество и совершила три кругосветных путешествия.
После этого она переехала поближе к дочери в Хьюстон (штат Техас). Примерно в это время она начала создавать абстрактные картины, пытаясь соответствовать новым тенденциям в живописи.
Однако, когда в 1962 году она выставила свои работы в галерее Иола в Нью-Йорке, критики приняли их плохо и Лемпицка решила больше никогда не показывать свои работы. Парадоксально, но почти в то самое время, когда Тамара приняла это решение, возродился интерес к стилю ар-деко. В 1966 году в Музее декоративного искусства в Париже прошла выставка, посвящённая этому стилю и интерес к творчеству Лемпицки вновь вырос. В 1972 году в Люксембургской галерее была представлена большая ретроспектива её работ.
В 1978 году Лемпицка переехала в мексиканский город Куэрнавака. После её смерти в 1980 году прах «богини эпохи джаза» был развеян на вершине вулкана Попокатепетль в Мексике.//SA
Comments