top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

«Суд Париса» в Художественном музее Базеля


Лукас Кранах Старший. Суд Париса. Фрагмент. 1528  Художественный музей, Базель, Швейцария
Лукас Кранах Старший. Суд Париса. Фрагмент. 1528 // Художественный музей, Базель, Швейцария

В Художественном музее Базеля хранятся два полотна с названием «Суд Париса». Одно написано немецким художником, графиком и придворным живописцем Лукасом Кранахом Старшим (1472-1553), второе – известным швейцарским художником Никлаусом Мануэлем Дойчем (1484-1530).



В XVI-XVIII веках в европейской живописи был очень распространён сюжет из античной мифологии – «Суд Париса». Согласно древнему мифу, на свадьбу Пелея и Фетиды пригласили всех богов, кроме богини раздора Эриды. Она обиделась и решила отомстить. Придя на свадебный пир, Эрида бросила на стол яблоко с надписью «Прекраснейшей». Гера, супруга Зевса и покровительница домашнего очага, мудрая воительница Афина и богиня любви Афродита тут же заспорили: каждая считала, что яблоко должно принадлежать ей. Богини обратились к Зевсу, который мудро решил не принимать участия в этом споре. Он отдал яблоко раздора своему посланнику Гермесу и приказал ему отвести Геру, Афину и Афродиту к царевичу Парису, чтобы тот выбрал прекраснейшую. Парис пришёл в замешательство. Видя его нерешительность, богини стали предлагать царевичу соблазнительные награды: Гера пообещала ему власть над всей Азией, Афина – военные победы и славу, а Афродита – любовь красивейшей из смертных женщин. И Парис принял решение – он отдал яблоко Афродите.


Лукас Кранах Старший. Суд Париса. 1528 // Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Лукас Кранах Старший. Суд Париса. 1528 // Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

К мифу о Парисе Лукас Кранах Старший обращался в своём творчестве неоднократно. Художником и его мастерской было создано более 10 картин и две гравюры «Суд Париса». До Кранаха этот сюжет встречался только в виде гравюр или книжных иллюстраций.


Лукас Кранах Старший. Автопортрет. 1550 // Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Лукас Кранах Старший. Автопортрет. 1550

Лукас был первым немецким художником, написавшим живописные полотна о суде Париса.

 

Лукас Кранах Старший. Автопортрет. 1550 // Галерея Уффици, Флоренция, Италия

 

Картины с изображением царевича в окружении прекрасных богинь очень быстро приобрели известность и стали популярны. Античный сюжет давал возможность показать красивых обнажённых женщин и при этом сохранить полную благопристойность. Богини демонстрировались зрителям в трёх разных позах: анфас, со спины и в профиль. Кроме обнаженных красавиц, на картинах присутствовали полностью одетые мужчины, создавая игривый контраст. Но это совсем не тот контраст, который позже появится и на скандальном полотне Эдуара Мане «Завтрак на траве». У Кранаха сюжет античного мифа создавал абсолютно классический контекст, а значит не нарушал приличий.


Лукас Кранах Старший. Суд Париса. 1527 // Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Лукас Кранах Старший. Суд Париса. 1527 // Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

Однако, у Лукаса Кранаха античный миф превратился в сцену из рыцарской жизни: Париса художник изобразил в латах, а в руки Гермесу дал очень странное яблоко. Это и не яблоко даже, а хрустальный магический шар, присутствие которого усиливает ощущение фантастичности и странности происходящего на картине. Почему своим внешним видом персонажи совершенно не напоминают об античности?


Лукас Кранах Старший. Суд Париса. 1530 // Кунсхалле, Карлсруэ, Германия
Лукас Кранах Старший. Суд Париса. 1530 // Кунсхалле, Карлсруэ, Германия

Объяснение очень простое. Лукас Кранах Старший, создавая свои «Суды Париса», основывался не на оригинальном античном мифе, а на его литературной обработке, которую представил в романе «История разрушения Трои» итальянский писатель XIII века Гвидо делле Колонне. В этом романе Парис – сын короля. Он заблудился в лесу и, устав, заснул под деревом. Парису приснился удивительный сон. К нему, в сопровождении Гермеса, явились три красавицы – Гера, Афина и Афродита. Гермес предложил принцу рассудить споривших богинь и отдать яблоко той, которую он сочтёт прекраснейшей.


Лукас Кранах Старший. Суд Париса. 1528 // Художественный музей, Базель, Швейцария
Лукас Кранах Старший. Суд Париса. 1528 // Художественный музей, Базель, Швейцария

Три девушки, олицетворяющие греческих богинь, представляют любимый Кранахом тип женской красоты. Игриво и непринуждённо они демонстрируют закованному в латы Парису свои юные гибкие тела.


«Суд Париса» Кранаха, находящийся в Художественном музее Базеля, был написан по заказу члена богатой и влиятельной семьи Роттенгаттер из Ульма, герб которой расположен на верхушках деревьев справа и слева.

В XX веке до 1936 года картина принадлежала еврейскому промышленнику и коллекционеру искусства Роберту фон Хиршу во Франкфурте. Когда в 1933 году фон Хирш был вынужден эмигрировать из Германии, ему не позволили вывезти картину Кранаха, на основании того, что она была включена в «Список национально ценных произведений искусства». Впоследствии полотно оказалось в коллекции Германа Геринга. Взамен фон Хиршу было разрешено вывезти из страны другое произведение искусства из списка. После окончания Второй мировой войны картину возвратили Марте и Роберту фон Хирш, и они подарили её Базельскому музею.


В Художественном музее Базеля есть и замечательный швейцарский вариант «Суда Париса» – картина Никлауса Мануэля Дойча (ок. 1484-1530), одного из наиболее ярких художников эпохи Ренессанса в Швейцарии.


Никлаус Мануэль, по прозвищу Дойч, родился в богатой бюргерской семье, в Берне. Он получил прекрасное образование, обучался живописи и графике. Дойч, как и многие другие швейцарские художники того времени, был ландскнехтом, т.е. военным.


Никлаус Мануэль Дойч. Автопортрет. 1520 // Художественный музей, Берн, Швейцария
Никлаус Мануэль Дойч. Автопортрет. 1520

Живописное наследие художника весьма скромно. Он принимал участие в военных походах, постоянно переезжал с места на место (как ландскнехт он участвовал в итальянских походах 1516-1522 гг.). Такой образ жизни не позволял уделять много времени созданию картин. Мануэль посвятил живописи всего лишь около десяти лет.

 

Никлаус Мануэль Дойч. Автопортрет. 1520 // Художественный музей, Берн, Швейцария

 

Уже в 1523 году Дойч получил должность наместника в Эрлахе. Тогда он закрыл свою мастерскую и совсем оставил живопись, однако не утратил интереса к творчеству и занялся литературой, став писателем. Никлаус был последователем Реформации и даже написал карнавальные антикатолические (антипапистские) пьесы «О римском папе и его духовенстве», «О противоположности между папой и Христом». Эти пьесы были весьма популярны и внесли большой вклад в распространение идей Реформации в Берне.


«Суд Париса» – самая большая картина Никлауса Мануэля. Судя по гербу на ветвях дерева, эту работу заказали супруги из Берна Бендихт Бруннер и Маргарета фон Шванден.

Картина Мануэля напоминает полотна немецких живописцев, в частности, Лукаса Кранаха Старшего. В то время швейцарская живопись была тесно связана с немецкой живописной школой. Еще в средние века между художниками двух стран существовали постоянные контакты, а позже они только окрепли. Нидерланды тоже оказывали влияние на швейцарских художников, но оно было не так велико. К XVI веку роль немецкой живописной школы настолько возросла, что некоторые искусствоведы говорят даже о своеобразном швейцарском варианте немецкого искусства. Но швейцарцы сохранили своеобразие национальной живописи. Прекрасный пример – Никлаус Мануэль. Он своеобразен не только в подаче художественных образов, но и в технике живописи. Дойч написал картину не лаковой темперой по дереву (как обычно писали в XV веке), а без лака по холсту, на итальянский манер. Это было новшеством.


Используя необычную технику темперы на холсте, Мануэль создал очаровательную пастельную палитру. А полупрозрачное платье Афродиты демонстрирует поразительную утонченность искусства швейцарского художника.

В отличие от Лукаса Кранаха, у Мануэля Дойча Парис дворянин, а не рыцарь. Если бы не надпись, сделанная художником на дереве над головой героя картины – «Парис из Трои» – узнать в нём троянского царевича было бы довольно затруднительно. Единственная деталь его роскошного костюма напоминает о жизни Париса среди пастухов – сандалии.


Никлаус Мануэль Дойч. Суд Париса. 1523 // Художественный музей, Базель, Швейцария
Никлаус Мануэль Дойч. Суд Париса. 1523 // Художественный музей, Базель, Швейцария

На полотне Дойча изображён момент, когда Парис уже принял решение в пользу стоящей перед ним Афродиты. Он вручает ей яблоко. С ветки дерева Амур с завязанными глазами (символ любви, которая ослепляет), целится в Париса.


Немного позади изображена Гера в костюме знатной горожанки, а рядом с ней Афина, голова которой украшена эффектным шлемом с султаном из перьев. В руках у богини-воительницы щит и меч. Цвета богатых одежд Геры и Париса почти совпадают, а тела Афины и Афродиты сияют перламутровой наготой, абсолютно прозрачное платье Афродиты ничего не скрывает. Проблемы с анатомией тел божественных красавиц Никлаус мастерски компенсировал выразительными, деликатно написанными лицами героинь.


Картина Никлауса Мануэля Дойча очень декоративна и напоминает живописный ковёр или гобелен: яркие одежды, чёткие контуры фигур, тёмно-зелёный фон, на котором контрастно выделены нежными светлыми красками обнажённые тела.//SA

Commentaires


bottom of page