top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Швейцария и Италия в пейзажах русского художника Фёдора Матвеева


Фёдор Матвеев. Вид в окрестностях Берна. 1817 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Фёдор Матвеев. Вид в окрестностях Берна. 1817 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Этот русский пейзажист XVIII века, золотой медалист Санкт-Петербургской Академии художеств, в 1779 году отправился в Рим через Германию и Швейцарию и первым из русских художников написал швейцарские ландшафты.

В 2023 году исполняется 265 лет со дня рождения русского пейзажиста Фёдора Матвеева.



Фёдор Матвеев (1758-1826)

Современники называли Фёдора Матвеева «русским Пуссеном», восхищаясь его талантом. Он был живописцем эпохи классицизма и его полотна сочетали идеальный пейзажный образ с реальными впечатлениями. «Русский Пуссен» сумел выработать самостоятельный стиль даже в пределах строгих академических правил.


Фёдор Матвеев. Итальянский пейзаж. 1780-е гг. // Частная коллекция
Фёдор Матвеев. Итальянский пейзаж. 1780-е гг. // Частная коллекция

Сведений о жизни художника сохранилось очень немного. Известно, что Фёдор Матвеев родился в 1758 году в семье Михайлы Матвеева, солдата Измайловского полка. В шесть лет Фёдора отдали в Воспитательное училище при Санкт-Петербургской Академии художеств. Ученики Академии не писали с натуры, а занимались копированием гравюр и картин европейских мастеров. Так юные живописцы постигали классическое искусство. В 1776 году три копии с картин известных художников, сделанные Матвеевым, были проданы за весьма значительную сумму – 164 рубля.


Фёдор Матвеев. Водопад в Тиволи близ Рима. 1804 // Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Водопад в Тиволи близ Рима. 1804 // Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

Вскоре юного живописца отправили на обучение к итальянскому мастеру театральных декораций. А в 1779 году Матвеев стал первым выпускником ландшафтного класса, получившим большую золотую медаль. Она давала право на продолжение обучения за границей и в следующем году художник отправился в Италию, в Рим.


Фёдор Матвеев. Швейцарский пейзаж. 1818 // Нижегородский государственный художественный музей
Швейцарский пейзаж. 1818 // Нижегородский государственный художественный музей

В итальянской столице Матвеев учился в мастерской немецкого пейзажиста Якоба Филиппа Хаккерта (1737-1807), итальянские пейзажи которого очень любили европейские вельможи и русская императрица Екатерина.

Когда срок учёбы в Риме истёк, Матвееву пришлось остаться в Италии. Вернуться в Россию ему помешали долги.

Пытаясь обрести финансовую самостоятельность, Фёдор Матвеев неоднократно сопровождал русских аристократов в их voyage pittoresque («живописных путешествиях») по Европе, совершаемых ими с целью получения образования и для развлечения. Рисунки и картины, сделанные Матвеевым благодаря этим поездкам, позволяют увидеть Италию и Швейцарию конца XVIII – начала XIX века.


Так, в 1783 году Матвеев сопровождал в поездке во Флоренцию князя Трубецкого. А в 1784 году в путешествие по Европе его пригласил князь А.И. Вяземский. Они посетили множество мест в Италии, затем отправились в Швейцарию, где побывали в Женеве, Берне и других городах. Во время этого долгого путешествия Фёдор постоянно делал зарисовки. В 1805 году он создал серию гуашей с видами Швейцарии.


Большая часть пейзажей Фёдора Матвеева, это, конечно, виды Рима и его окрестностей. Художник писал древний римский Форум и Колизей, панорамы римской Кампаньи, тивольские водопады. Его работы с удовольствием приобретали русские путешественники.


Фёдор Матвеев. Вид Рима. Колизей. 1816 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Фёдор Матвеев. Вид Рима. Колизей. 1816 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В 1818 году, посетив мастерскую в те годы уже пожилого Матвеева, молодой русский пейзажист Сильвестр Щедрин (1791-1830) выразил свои впечатления резко: «…очень сух и всё пишет без натуры, а с самых дурных рисунков». Он смотрел на старого живописца с точки зрения уже совсем другого отношения к пейзажной живописи. Это отношение требовало «портрета» природы, а не идеального образа.


Упрёк пейзажиста нового поколения, возможно, в чём-то справедлив, но наряду с использованием стандартных, признанных образцов (что было правилом для любого художника классической школы) Матвеев постоянно работал с натуры.

В поисках видов художник объездил весь Апеннинский полуостров. В 1781 году Матвеев побывал в Неаполе и на Сицилии специально «для рисования древностей и видов», в том числе посетил Пестум и Помпеи. В 1788 году Фёдор писал: «Нынешнего 1788 году я ездил, почитай, что по всем городам в Сицилию и до самой Мальты, где рисовал всё, что возможно было, касающееся до моего художества».


В 1805 году, в своём письме графу А.С.Строганову Матвеев сообщал о своих поездках: «...находясь в Италии с 1779 года и в продолжении сего времени обозревая и срисовывая лучшие виды во всех странах, так как в Сицилии, Мальте и частию Швейцарии, собрал и имею множество рисунков…»


Фёдор Матвеев. Рим. Развалины Форума. 1816 // Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Рим. Развалины Форума. 1816 // Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

К сожалению, лишь очень небольшая часть этих натурных зарисовок художника сохранилась до наших дней.


Будучи воспитан в традициях европейского классицизма, Матвеев подчинял пространство своих картин определенным правилам, похожим на те, согласно которым создаются театральные декорации. На полотне чередовались планы, ограниченные с двух сторон «кулисами», в роли которых выступали деревья, склоны холмов, архитектурные сооружения. На дальнем плане, согласно классицистической традиции, художник изображал горы.


Фёдор Матвеев. Окрестности близ Тиволи. 1819 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Окрестности близ Тиволи. 1819 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Творчество величайших классицистических пейзажистов XVII столетия Никола Пуссена (1594-1665) и Клода Лоррена (1600-1682) всегда вдохновляло Фёдора Матвеева. Их полотна были настоящими эталонами возвышенного пейзажного образа. В своей работе Матвеев всегда учитывал важное правило академического искусства – необходимость следовать приёмам прославленных мастеров. Русский пейзажист неоднократно копировал пейзажи Клода Лоррена и своего учителя Якоба Филиппа Хаккерта, использовал в своих работах композиционные приёмы, характерные для этих художников.


Клод Лоррен. Похищение Европы. 1655 // ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва, Россия
Клод Лоррен. Похищение Европы. 1655 // ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва, Россия
Никола Пуссен. Пейзаж с Полифемом. 1649 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Никола Пуссен. Пейзаж с Полифемом. 1649 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Якоб Филипп Хаккерт. Пейзаж Аркадии. 1805 // Старая национальная галерея, Берлин, Германия
Якоб Филипп Хаккерт. Пейзаж Аркадии. 1805 // Старая национальная галерея, Берлин, Германия

Однако, Матвеев, соблюдая все правила классицизма, писал не скучные полотна, состоящие из одних и тех же элементов, а разнообразные, свежие и эмоциональные композиции. Современников художника восхищало его умение создавать эффект глубины и объёмности с помощью очень тонких цветовых переходов.

П.П. Свиньин, один из первых коллекционеров картин русских художников, писал о Фёдоре: «Матвеев более тридцати лет находится в Риме, и в сем Царстве Художников почитается одним из лучших пейзажистов. Произведения его отличаются синеватым тоном, который вместо того, чтоб распространять холодность – покрывает какою-то приятною завесою, особливо отдаленные предметы».


Фёдор Матвеев. Вид в Сицилии. Горы. 1811 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Фёдор Матвеев. Вид в Сицилии. Горы. 1811 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Фёдор Матвеев. Итальянский пейзаж. 1819 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Фёдор Матвеев. Итальянский пейзаж. 1819 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Фёдор Матвеев неоднократно обращался с просьбой в Совет Академии помочь его возвращению на родину, выслать средства для оплаты долгов, но каждый раз ему отказывали.

Прожив в Италии 47 лет, в Россию Матвеев так никогда и не вернулся. Он был, пожалуй, самым европейским из всех русских пейзажистов своего времени.

В 1807 году Академия выразила своему бывшему студенту, уже пятидесятилетнему мастеру, «одобрение», присвоив художнику звание академика ландшафтной живописи. Это звание он получил за картину с видом на Неаполь, присланную им в Санкт-Петербург.


Фёдор Матвеев. Пейзаж с водопадом. 1816  Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия
Фёдор Матвеев. Пейзаж с водопадом. 1816  Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия

В 1818 году император Александр I узнал о тяжёлом положении пожилого художника (в то время у Матвеева было очень мало заказов). Он распорядился помочь Матвееву вернуться на родину, но, к сожалению, слабое здоровье не позволило живописцу отправиться в такую длительную поездку. Тогда император назвачил Матвееву пожизненную пенсию. В благодарность пейзажист исполнил и отправил в подарок царю шесть живописных полотен с итальянскими пейзажами, которые сейчас находятся в Государственном Эрмитаже.

Швейцарские пейзажи Фёдора Матвеева в настоящее время хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и в Нижегородском государственном художественном музее.//SA

Comments


bottom of page