top of page
sanews logo
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Шедевр Сиенской школы в Художественном музее Берна


Дуччо ди Буонинсенья. Маэста. 1308—1311. Музей произведений искусства Собора, Сиена
Дуччо ди Буонинсенья. Маэста. 1308-1311 // Музей произведений искусства Собора, Сиена

В творчестве этого итальянского мастера эпохи Проторенессанса есть готические и византийские черты, но образы, созданные им, воплощают то, что особенно свойственно итальянской живописи – грацию, мягкость и нежность.


Его задумчивые мадонны с миндалевидными глазами утончённо прекрасны и обаятельны. Этот художник всегда писал Марию погруженной в молчаливое созерцание тайны, заключённой в глубине её сердца.


Дуччо ди Буонинсенья. Маэста. 1290-1295 // Художественный музей, Берн, Швейцария
Дуччо ди Буонинсенья. Маэста. 1290-1295 // Художественный музей, Берн, Швейцария

Дуччо ди Буонинсенья

Дуччо ди Буонинсенья (1250/1260-1318/1319) – один из крупнейших мастеров Проторенессанса и основоположник Сиенской школы живописи. Впервые его имя в истории искусства встречается в связи с росписью деревянных ларей и книжных переплётов, но известность Дуччо принесли его произведения, связанные с образом Мадонны, которая считалась покровительницей Сиены.


Сиенская школа живописи процветала в итальянском городе Сиена в XIII–XV веках. С самого начала мастера этой школы находились под сильным влиянием византийского искусства с его яркой красочностью, торжественностью и золотыми фонами. В Сиене особенно был распространен культ Богоматери и в изображениях Мадонны сиенские живописцы были непревзойденными мастерами, гениями алтарных картин. Сиенцы любили лирические отступления, мелкие подробности, декоративность, звучные краски и игру ракурсов. Произведения сиенской школы живописи почти безошибочно можно определить по-особому, раскосому разрезу глаз, любимому типу лица мастера Дуччо. 


Дуччо ди Буонинсенья. Мадонна Креволе. 1283-1284. // Музей сиенского собора, Сиена, Италия
Дуччо ди Буонинсенья. Мадонна Креволе. 1283-1284. // Музей сиенского собора, Сиена, Италия

Первое документальное упоминание имени ди Буонинсенья относится к 1278 году. Поскольку в документе идёт речь о работе по украшению ларца, вероятно, Дуччо был тогда начинающим художником. А в 1285 году он уже писал алтарную икону для церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, носящую сейчас название «Мадонна Ручеллаи». Заказ на свою самую грандиозную работу, «Маэсту» для Сиенского собора, Дуччо получил в 1308 году.


Кроме Сиены, художника приглашали работать и в другие города: Ареццо, Пизу, Лукку, Пистойю. Его хорошо знали далеко за пределами Сиены.

Дуччо был меланхоликом и отличался неуживчивым характером, консерватизмом во взглядах. Сохранились документы, подтверждающие, что он неоднократно по разным причинам платил штрафы, уклонялся от военной службы, а однажды был наказан за занятия магией. Умер мастер в 1319 году, очевидно, в бедности и долгах, так как его жена и семеро детей были вынуждены отказаться от прав на наследство.


Скорее всего, Дуччо учился у флорентийского мастера Чимабуэ. Если это действительно так, то он очень быстро ушел из-под влияния своего учителя и приобрел собственные, узнаваемые черты. Ему удалось в чисто сиенской, итальянской форме соединить наследие Византии с элементами готики. Он, пожалуй, как никто из итальянских мастеров того времени, тонко чувствовал дух византийской живописи. Но, усвоив азы византийской эстетики, Дуччо вскоре начал их преодолевать. Тогда и произошло то гармоничное слияние византийства и готики, которое отличает сиенскую школу живописи в целом. После Дуччо, как и после Джотто, византийское искусство перестало играть значительную роль в итальянской живописи. Но из Византии Дуччо заимствовал замечательную технику и именно византийскому искусству он обязан своим чувством цвета, сложной иконографией произведений. Пропорции, композиционные решения и ритм линий у художника тоже явно византийские.


Дуччо узнаваем благодаря своей изысканной цветовой палитре. Он смело использовал оранжево-красные, фиолетовые, синие, жёлтые, зелёные, бледно-сиреневые тона, тона чайной розы.

Дуччо ди Буонинсенья. Мадонна францисканцев. Около 1300-х // Пинакотека, Сиена
Дуччо ди Буонинсенья. Мадонна францисканцев. Около 1300-х // Пинакотека, Сиена

Самые ранние произведения ди Буонинсенья – трогательная «Мадонна Креволе» и «Мадонна францисканцев». У «Мадонны Креволе» абсолютно византийский головной убор, а ее руки написаны в условной византийской манере, но младенца Христа Дуччо изобразил очень своеобразно и совсем не типично для того времени – младенец одет в прозрачную тунику, сквозь которую просвечивает тельце и сидит он в необычной позе со скрещенными ножками. Дуччо показал младенца Христа держащимся ручкой за плащ мадонны у ее щеки. Этот интимный мотив получил распространение именно в сиенской школе.

«Мадонна францисканцев» была написана художником для францисканского братства. Заказчиков, нескольких францисканцев, Дуччо изобразил коленопроклоненными, молящимися у ног Богородицы – очень характерный для того времени, часто встречающийся момент.


Дуччо ди Буонинсенья. Мадонна Ручеллаи. 1285 // Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Дуччо ди Буонинсенья. Мадонна Ручеллаи. 1285 // Галерея Уффици, Флоренция, Италия

«Мадонна Ручеллаи» была написана Дуччо по заказу общины Марии для капеллы во флорентийской церкви Санта Мария Новелла, а в XVI веке перенесена в другую капеллу, Ручеллаи, отчего и получила своё название.


Мадонна, сидящая на троне с младенцем на руках, согласно византийской традиции, изображена на золотом фоне. Но прихотливые линии одежд богоматери, все орнаментальное изящество образа – результат уже готического влияния. Дуччо, в юности много работавший в области миниатюры, плетёт тонкое декоративное кружево и демонстрирует ювелирное внимание к деталям: если присмотреться к просветам в резьбе трона, то можно увидеть, что сквозь них просвечивает ракурс скамейки и парча сиденья, создавая сложные пересечения предметов в пространстве.


Дуччо ли Буонинсенья. Маэста. Лицевая сторона алтаря. 1308-1311 // Сиенский кафедральный собор
Дуччо ли Буонинсенья. Маэста. Лицевая сторона алтаря. 1308-1311 // Сиенский кафедральный собор

Главное и самое монументальное произведение Дуччо – алтарь сиенского кафедрального собора «Маэста». «Маэста» значит «Прославление Богородицы», или «Богородица во славе». Это иконографический тип изображения мадонны с младенцем в окружении славящих ее ангелов и святых. Её византийские прототипы известны в православной традиции как «Похвала Богородицы» и «Богоматерь Одигитрия».


Дуччо ли Буонинсенья. Маэста. Обратная сторона алтаря // 1308-1311. Сиенский кафедральный собор
Дуччо ли Буонинсенья. Маэста. Обратная сторона алтаря // 1308-1311. Сиенский кафедральный собор

В городском архиве Сиены сохранился контракт от 4 октября 1308 года, заключённый между представителем Сиенского собора неким Якопо и художником Дуччо ди Буонинсенья. В этом договоре содержатся обязательные условия выполнения заказа.


Во-первых, картина должна быть написана только рукой Дуччо. Значит, это произведение было целиком написано именно Дуччо, без помощников.


Во-вторых, Дуччо должен взять на себя обязательство использовать всё искусство и изобретательность, которыми наделил его Бог. Ему запрещалось выполнять какие-либо иные художественные заказы, пока не закончится работа над этой алтарной картиной. В приложении к договору сообщалось, что Дуччо поклялся на Евангелии соблюдать условия добросовестно и честно.


Даже если бы этот договор не нашли, было бы известно, что «Маэста» – работа Дуччо. У основания трона Богоматери художник оставил надпись: «О Пресвятая Богородица, дарующая мир Сиене и жизнь Дуччо, который тебя так написал».


Дуччо ди Буонинсенья. Маэста. 1308-1311 //  Музей произведений искусства Собора, Сиена
Дуччо ди Буонинсенья. Маэста. 1308-1311 // Музей произведений искусства Собора, Сиена

Очевидно, все пункты договора были выполнены. 9 июня 1311 года в Сиене объявили праздник. Алтарь был закончен и в этот день его должен был увидеть весь город. «Маэсту» из мастерской художника на руках торжественно перенесли в Сиенский собор.


Дуччо ди Буонинсенья. Маэста. Фрагмент. 1308-1311 // Сиена, музей собора.
Дуччо ди Буонинсенья. Маэста. Фрагмент. 1308-1311 // Сиена, музей собора.

Дуччо сумел создать первый столь сложный по составу, конструкции и исполнению алтарный образ, собравший множество лиц и сюжетов – эта алтарная икона расписана с двух сторон. На передней стороне в центре изображена мадонна, сидящая на троне. По обеим сторонам – поклоняющиеся ей ангелы и святые. Обратная сторона иконы в 26 картинах рассказывает историю Христа.


«Маэста» Дуччо, находящаяся в Художественном музее Берна миниатюрна – её размер всего 31,5 на 23,3 см. Композиция картины близка «Мадонне Ручеллаи», которую художник писал примерно в то же время.

Мадонна изображена сидящей на великолепно украшенном троне, по обе стороны которого расположены ангелы. Фигура Богородицы значительно больше остальных – это византийская, и даже более древняя, античная, традиция, подчеркивающая важность изображенного персонажа.


С помощью доминирующего темно-синего цвета одеяния Богоматери на ярком фоне Дуччо сделал основной акцент на её фигуре, а контраст между темным цветом и полуобнаженным телом младенца, тонкими оттенками розового, сиреневого, лазурного и розовато-лилового привлекает внимание зрителя ко Христу.

Маэста. Фрагмент. 1290-1295 // Художественный музей, Берн, Швейцария

Маэста. 1290-1295 // Художественный музей, Берн, Швейцария


Этот образ сохранил характерные черты, присущие византийской традиции: использование золота для покрытия фона иконы, а также для украшения одеяния и трона Марии. Миниатюрную «Маэсту» Дуччо хочется разглядывать и погружаться в детали: рассматривать украшения трона, рисунки на тканях, прорисовку ангельских ликов и крыльев. Певучие, плавные линии образа настраивают на молчаливое созерцание.


Дуччо интересовали тонкие нюансы человеческих переживаний и все его образы очень искренни. Бернская «Маэста» – нежный и интимный образ, предназначенный для уединенной молитвы. Он написан с теплотой искреннего почитания, свойственной культу Богоматери в Сиене.


Атрибуция миниатюрного бернского шедевра в настоящее время не вызывает никаких сомнений. Это работа именно Дуччо – гениального сиенского мастера.//SA

Comments


bottom of page