top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

«Русская парижанка» Мария Башкирцева


Мария Башкирцева. Дождевой зонтик. Фрагмент. 1883 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Москва, Россия
Мария Башкирцева. Дождевой зонтик. Фрагмент. 1883 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Москва, Россия

Эта талантливая русская художница XIX века с детства мечтала о карьере певицы, но туберкулёз лишил её возможности петь, а позже отнял слух. Тогда она, будучи всесторонне одарённой и очень целеустремлённой, решила посвятить себя живописи.


В 2023 году исполнилось 165 лет со дня рождения русской художницы Марии Башкирцевой.



Илья Репин написал о ней: «По-моему, это была исключительная натура, конечно, недюжинная. Дерзость, отвага, самомнение в юные годы сопровождали многих гениальных людей».

Мария Башкирцева (1858-1884) прожила всего 26 лет – её творческий путь очень короток. «Дневник», изданный после смерти Марии и принёсший ей невероятную славу, известнее, чем её картины. Художественная карьера Башкирцевой продлилась только семь лет, но за этот короткий период она успела из старательной ученицы превратиться в зрелого мастера.


Наследие Марии Башкирцевой составляют более 150 картин, 200 рисунков и несколько скульптур. Её полотна хранятся в музеях Парижа, Ниццы, Амстердама, в Третьяковской галерее, Русском музее и других музеях России. К сожалению, многие картины Башкирцевой были уничтожены или бесследно исчезли во время Второй мировой войны.



Мария Константиновна Башкирцева (1858-1884)

Мария Башкирцева родилась в Гавронцах, (Полтавская губерния Российской империи) в зажиточной дворянской семье. Её отец, Константин Башкирцев, был местным предводителем дворянства. Когда девочке исполнилось 12 лет, родители разошлись и мать увезла Марию в Европу. В 1870 году они поселились в Ницце, где будущая художница начала заниматься с учителями рисованием, Серьёзно она увлеклась этим искусством чуть позже, в Риме, во время уроков масляной живописи, которые давал ей художник Вильгельм Котарбинский (1848-1921).


Мария Башкирцева. Осень. 1884 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Мария Башкирцева. Осень. 1884 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Мария любила рисовать, но не собиралась связывать свою жизнь с живописью – она очень хотела стать оперной певицей и, действительно, имела прекрасный голос. Однако, туберкулез помешал ей осуществить мечту. Когда она поняла, что певицей стать уже не сможет, ей было всего 19 лет – Мария лихорадочно искала своё подлинное «я», торопилась, хотела выжить, успеть.

Мария Башкирцева. Автопортрет. 1884 // Частное собрание
Мария Башкирцева. Автопортрет

В августе 1877 года она записала в «Дневнике»: «...искусство! Если бы не это магическое слово впереди, я бы умерла. Но для этого тебе никто не нужен, ты зависишь только от самой себя, и, если тебя ждёт неудача – значит ты ничто, и тебе незачем жить. Искусство! Я представляю его себе как яркий свет где-то вдали и, забывая обо всём остальном, иду, устремив взор на этот свет».

 

Мария Башкирцева. Автопортрет. 1884 // Частное собрание

 

Мария решила стать профессиональной художницей. В 1877 году девушка поступила в парижскую Академию Жюлиана, где её учителями были лучшие художники-академисты: сам Родольф Жюлиан (1839-1907), Тони Робер-Флери (1837-1911), Гюстав Буланже (1824-1888), Жюль Лефевр (1836-1912). Вместе с Башкирцевой учились другие талантливые и увлечённые художницы – Амели Бори-Сорель (1848-1924), Луиза Катарина Бреслау (1856-1927), Анна Нордгрен (1847-1916).


Мария Башкирцева. Автопортрет с палитрой. 1882 Музей изящных искусств имени Жюля Шере, Ницца, Франция
Мария Башкирцева. Автопортрет с палитрой. 1882 Музей изящных искусств имени Жюля Шере, Ницца, Франция

Мария с увлечением погрузилась в учёбу, проводя в мастерской по 8 часов в день и сожалея, что Академия закрыта по воскресеньям. В первые же дни Башкирцева обратила на себя внимание наставников, которые отметили и её очевидный талант, и удивительно быстрый прогресс. Мария трудилась очень усердно, самостоятельно штудировала основы рисунка, анатомию.


Профессора хвалили Башкирцеву, говоря ей: «...у Вас развито то, что у других никогда не разовьётся...», но она всегда была очень самокритична и остро переживала неудачи.

В 1879 году 10 января Мария, со свойственной ей горячностью и категоричностью, записала в дневнике: «Если живопись не принесёт мне скоро славы, я убью себя, и всё тут».


Башкирцева с самого начала поставила перед собой весьма серьёзные задачи и у неё, действительно, были прекрасные способности и огромное желание обучаться живописи.


В январе 1879 года Марию наградили медалью конкурса, проводившегося в мастерской. А еще через год её картина «Молодая женщина читает «Вопрос о разводе» Александра Дюма» с успехом была показана в парижском Салоне. Это было очень серьёзное достижение для молодой женщины-художницы!


Мария Башкирцева. Весна. Апрель. 1884 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Мария Башкирцева. Весна. Апрель. 1884 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

В марте 1880 года Башкирцева записала в своём дневнике: «Не думать ни о чём, кроме живописи». Так она и делала. Мария была прилежной, но очень самостоятельной ученицей и довольно быстро в своём творчестве начала уходить от канонов официальной школы. Ей не нравились гладкость и бесстрастность, слащавая эстетика, пустая красивость академизма.


Уже в 1881 году она увлеклась творчеством Эдуарда Мане (1832-1883) и её манера письма стала импрессионистической.

В 1881 году Мария ясно осознавала, что болезнь прогрессирует и жить осталось недолго. Она уже не была избалованным ребёнком и капризной барышней. Она выросла. Во всех смыслах. Именно с 1881 года её манера письма стала уверенной и мощной, и Башкирцева создала свои самые сильные картины.


Мария Башкирцева. В студии. Мастерская Жюлиана. 1881 // Днепропетровский художественный музей
Мария Башкирцева. В студии. Мастерская Жюлиана. 1881 // Днепропетровский художественный музей

В 1882 году в Ницце она познакомилась и подружилась с Жюлем Бастьен-Лепажем (1848-1884), ставшим её наставником. Увлечение творчеством Эмиля Золя (1840-1902) и общение с Бастьен-Лепажем привели к тому, что Мария окончательно осознала себя как художника-реалиста. Её живописная манера от картины к картине становилась всё смелее и свободнее.


Мария Башкирцева признавала, что никто лучше её учителя Бастьен-Лепажа не напишет сельский пейзаж, но была уверена, что Париж она может написать не хуже. Её картина «Осень» впечатляет импрессионистическим изображением берега Сены в центре Парижа и необычна тем, что улица абсолютно пуста. Листва, мусор и упавшая скамейка усиливают ощущение безлюдности и одиночества посреди большого и шумного города.


Мария Башкирцева. Дождевой зонтик. 1883 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Москва, Россия
Мария Башкирцева. Дождевой зонтик. 1883 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Москва, Россия

Одна из лучших работ Марии Башкирцевой – «Дождевой зонтик» (1883). На картине изображена маленькая парижанка из бедного района. На плечах девочки поношенная юбка, в которой она прячет замёрзшие руки. От дождя её укрывает старый, сломанный зонтик. На округлом детском лице – большие серые глаза под серьёзно насупленными бровями. Взгляд этих глаз пронзителен, не по-детски серьёзен, устремлён прямо на зрителя. Она, наверное, дрожит от промозглого холода и пронизывающего ветра, пытается согреться, кутаясь в старую одежду.


Эта взрослая маленькая девочка уже успела узнать и горе, и страдания. Безразличный, грязно-серый фон картины усиливает чувство покинутости, неприкаянности. Лаконичный, строгий образ маленькой парижанки сочетает в себе грусть и печаль, одиночество и обиду, но, одновременно, силу и решительность. Возможно, эта картина раскрывает внутренний мир самой Марии. Башкирцева написала её в 1883 году, когда здоровье ухудшалось стремительно и надежды таяли. Она с каждым днём теряла силы, часто думала о приближающейся смерти, но не сдавалась и продолжала заниматься живописью.


Портрет Ирмы. 1883 // Малый Дворец (Пти-Пале), Париж, Франция
Портрет Ирмы
 

Портрет Ирмы. 1883 // Малый Дворец (Пти-Пале), Париж, Франция

 

В 1883 году Мария представила на Салон три картины и все они были приняты жюри: «Жан и Жак», «Портрет Ирмы» и пастель «Портрет Дины».


На полотне «Жан и Жак» снова дети – уличные мальчишки, возвращающиеся домой из школы. Мария написала их без всякой слащавости и, кроме похвал, получила резкую критику. В прессе удивлялись тому, что элегантная молодая женщина пишет такие картины: «… «Жан и Жак» способны удовлетворить вкусам самых взыскательных реалистов.


Мария Башкирцева. Жан и Жак. 1883 // Частное собрание
Мария Башкирцева. Жан и Жак. 1883 // Частное собрание

Вульгарные лица этих сыновей пьянчуг даже не несут на себе печати внутреннего спонтанного изящества, обычного в ребёнке. Всклокоченные волосы ужасны, непомерные ботики сами по себе уже имеют какой-то отталкивающий вид…!»


Мария Башкирцева. Митинг. 1884 // Музей Орсэ, Париж, Франция
Мария Башкирцева. Митинг. 1884 // Музей Орсэ, Париж, Франция

В следующем году полотно Башкирцевой «Митинг» тоже было принято на Салон. Марии действительно хорошо удавались картины, изображающие суровую реальность парижских улиц. Картина «Митинг» одна из таких. Композиция её очень тесная – забор, столбы, здания и только маленький кусочек неба. На первом плане вновь мальчишки в школьных блузах и больших ботинках, на заднем – фигурка уходящей девочки. На картину обратили внимание, её называли сильной, трогающей душу, живой и свежей. Некоторые критики были очень удивлены, узнав, что картина написана молодой женщиной.


Башкирцева умерла 31 октября 1884 года, менее чем за месяц до своего 26-летия, и менее чем за три месяца до смерти своего наставника Жюля Бастьен-Лепажа.

Могила Марии Башкирцевой находится на кладбище Пасси в Париже. По проекту Эмиля Бастьен-Лепажа, брата художника, в честь Марии поставлена часовня, на стене – картина «Святые жёны», которую Башкирцева не успела дописать. Здесь же хранятся палитра и мольберт художницы. Во Франции, в Ницце есть Общество любителей Марии Башкирцевой.//SA

Comments


bottom of page