top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Рудольф Коллер – очень швейцарский художник



В одном из залов Художественного музея Цюриха находится картина, мимо которой пройти невозможно. На этом полотне по горной дороге мчится дилижанс: возничий погоняет лошадей, их гривы развеваются, копыта взметают пыль, испуганный теленок пытается убежать с пути.


Картина настолько реалистична и наполнена движением, что, остановившись перед ней, начинаешь слышать звуки: ржание лошадей и топот их копыт, грохот колес, свист бича и мычание коров. И чувствуешь запах горячей дорожной пыли. Это «Сен-Готардская почта» – знаменитое полотно Рудольфа Коллера, одного из крупнейших швейцарских художников XIX века.


Картина вызывает смешанные чувства восхищения и тревоги. Летящие по горной дороге лошади прекрасны, но телёнок явно в опасности и стадо коров, наблюдающее всю эту сцену, не совсем понимает, что происходит. Полотно имеет глубокий символический смысл, который становится ясен, если знать историю создания этой картины. Что же хотел сказать художник?



Рудольф Коллер

Р. Коллер. Автопортрет в возрасте 16 лет

Швейцарский живописец Рудольф Коллер (1828-1905) – был очень разносторонним художником. Обучение в Художественной академии Дюссельдорфа повлияло на его склонность к романтизму, но в то же время творчество Коллера в равной мере можно отнести и к классицизму, и к реализму. Рудольф Коллер считается одним из лучших швейцарских анималистов.

 

Р. Коллер. Автопортрет в возрасте 16 лет. 1844 © Foto: SIK-ISEA, Zürich

 

Известность художнику принесли именно полотна с изображениями животных: преимущественно лошадей и коров. Однако, Коллер был и прекрасным пейзажистом, последователем барбизонцев и, также как они, писал картины на плэнере, на свежем воздухе.


Истоки и становление мастера


Любовь Рудольфа Коллера к лошадям и коровам вполне объяснима. Его отец, Иоганн Генрих, был мясником и владел трактиром. Клиентами отца чаще всего были извозчики и торговцы домашним скотом, поэтому маленький Рудольф наблюдал лошадей и других животных каждый день и был с ними близко знаком. Позже, уже во дворе собственного дома, Коллер держал разных домашних животных. Не только для того, чтобы иметь возможность писать их с натуры, но и потому что он их действительно любил.


В 18 лет, получив первые уроки рисования у своего дяди, художника-пейзажиста, Коллер решил, что будет живописцем. Больше всего ему нравилось рисовать лошадей. Приняв решение посвятить себя живописи, с октября 1843 года Рудольф начал интенсивную учебу: брал частные уроки у педагога Жака Швейцера, портретиста Иоганна Рудольфа Обриста и пейзажиста Иоганна Якоба Ульриха.

Портрет Арнольда Бёклина

В 1845 году Коллер занимался зарисовками и эскизами на конюшне короля Вюртемберга недалеко от Штутгарта, а вскоре после этого получил первый из многочисленных заказов на картины с собаками и лошадьми.


В 1846-1847 годах Рудольф обучался рисунку под руководством Карла Фердинанда Сона в Академии изящных искусств в Дюссельдорфе. В Академии Коллер подружился с будущим известным швейцарским символистом Арнольдом Бёклином и немецким классицистом Ансельмом Фейербахом.

 

Р.Коллер. Портрет Арнольда Бёклина. 1847 © Художественный музей, Цюрих

 

В Художественном музее Цюриха можно увидеть портрет Арнольда Бёклина, написанный Коллером в этот период.


Рудольф Коллер любил учиться, путешествовать и знакомиться с новыми людьми. Его друзьями были выдающиеся швейцарские художники Иоганн Готфрид Штеффан и Роберт Цюнд, романист Готфрид Келлер и историк культуры Якоб Буркхардт.


Портрет Берты Шлаттер

В 1847 году Коллер вместе с Арнольдом Бёклином посещал Брюссель и Антверпен, а затем уехал в Париж, куда за ним отправился и Бёклин. В Лувре Рудольф изучал голландских живописцев XVII века и современных художников-анималистов. Особенно восхищало его творчество Паулюса Поттера. Как и Поттер, Коллер считал, что к животным нужно относиться с уважением. Они являлись для художника воплощением первозданной, нетронутой человеком природы.

 

Р.Коллер. Портрет Берты Шлаттер. 1855 © Художественный музей, Цюрих

 

В 1851 году Коллер открыл собственную студию в Цюрихе и стал получать большое количество заказов. В основном это были анималистические картины.


Есть среди полотен Коллера и прекрасный женский портрет Берты Шлаттер, невесты художника. Портрет был создан за год до свадьбы. Его можно увидеть в Художественном музее Цюриха.



Мастер-анималист


Рудольфа Коллера иногда воспринимают исключительно как художника-реалиста. Его картины, особенно изображения животных, действительно очень реалистичны, но можно посмотреть на них иначе. Например, знаменитое полотно «Корова в огороде» (1857). На картине корова, которая явно забрела туда, куда ей заходить запрещено - за ограду и, меланхолично пожевывая сочный капустный лист, невозмутимо смотрит на зрителя. Швейцарский литературовед Петер фон Матт видит здесь определенный символизм, «поразительную вариацию на тему надкушенного райского яблока. Адам, правда, отсутствует, но эта могучая Ева в нем и не нуждается. А в роли Господа Бога, обнаруживающего факт грехопадения, оказывается сам зритель». Возможно, это всего лишь смелое предположение, но стоит вспомнить, что ближайший друг Коллера – Арнольд Бёклин – был художником-символистом. Вероятно, под его влиянием в некоторые свои полотна Коллер вкладывал и символический смысл. Его самая знаменитая картина подтверждает эту догадку.


Р.Коллер. Корова в огороде. 1857/58 © Художественный музей, Цюрих

Слава Коллера как великолепного художника-анималиста немного затмила его успехи в области пейзажа. Однако Рудольф, следуя примеру Дидэ и Калама, создавал яркие и живые картины альпийской природы. Пейзажи Коллера можно увидеть в Художественных музеях Цюриха, Базеля, Люцерна, Берна, Винтертура.


Р.Коллер. Ричизау.1858 © Kunst Museum Winterthur

На стиль пейзажной живописи Коллера, кроме Дидэ и Калама, заметное влияние оказали художники барбизонской школы (по названию деревни Барбизон в лесу Фонтенбло), работавшие на плэнере. После знакомства с ними художник наполнил свои полотна воздухом и солнечным светом.



Подписи к иллюстрации:

1. Р.Коллер. Осеннее пастбище. 1867 © Kunst Museum Winterthur

2. Р.Коллер. Мычащий теленок. 1871 © Kunst Museum Winterthur

3. Р.Коллер. Пугливые лошади. 1877. Частная коллекция




Gotthardpost «визитная карточка» Швейцарии


В 1870 году у Коллера начались проблемы со зрением, что стало мешать его работе. Тем не менее, в 1873 году художник создал свое самое знаменитое и сложное произведение – картину «Готардская почта» (Gotthardpost), показавшую все стороны таланта художника: его умение построить эффектную и гармоничную композицию, передать романтический эмоциональный накал и, безусловно, его великолепные знания анатомии животных.



Р.Коллер. Готардская почта. 1873 © Художественный музей, Цюрих

Коллер получил заказ от правления швейцарской Северо-Восточной железной дороги: создать картину в подарок Альфреду Эшеру – предпринимателю, финансисту и проектировщику железных дорог. Именно Эшер был инициатором строительства Готардской железной дороги и чрезвычайно важного для Швейцарии туннеля. Коллеру была предоставлена полная свобода выбора и художник долго искал тему. Было понятно, что нужен мотив, связанный с Сен-Готардом.


Коллер ездил на перевал, даже какое-то время провел в приюте для путников, делал эскизы и зарисовки. В результате долгих колебаний художник выбрал в качестве сюжета Готардскую почту и момент опасности – теленка, убегающего из-под копыт несущихся на большой скорости лошадей.


Оценил ли подарок Эшер – неизвестно. Не сохранилось каких-либо записей, высказываний или письма Коллеру. Парадокс в том, что картина, созданная для одного из величайших в истории страны сторонников прогресса, воплощала старую традиционную Швейцарию. А точнее, сюжет картины иллюстрировал драматическое столкновение двух скоростей – летящего вперед технического прогресса и спокойно текущей жизни, с ее традициями, устоями и сложившимся порядком.



Коллер намеренно не изобразил коров, мирно пасущимися на идиллическом заднем плане картины. Так, как он делал это на других своих полотнах. Здесь они явно напуганы молниеносными событиями и не успевают понять, что происходит. Ощущение опасности и неожиданности подчеркивается ещё и тем, что всё действие картины разворачивается на повороте дороги, где дилижанс появился внезапно.


Коллер работал над картиной, а его друг, талантливый историк Якоб Бургхардт, в это же время читал в Базельском университете лекции «Об изучении истории». В одной из лекций он заметил, что всемирно-исторический процесс «внезапно обретает устрашающую скорость: «кажется, что сдвиги, для осуществления которых прежде требовались столетия, теперь за считанные месяцы или недели проносятся, словно летучие фантомы, мимо нас и больше уже никого не интересуют». Именно это состояние изобразил Коллер на полотне.


Петер фон Матт, рассуждая о «Готардской почте», приходит к выводу, что «картина, которую швейцарцы воспринимают и любят как консервативный манифест, в действительности несёт на себе, словно клеймо, отметины цивилизационного перелома и связанных с ним опасностей»


Потенциальная жертва – зависший в воздухе теленок… Страх за него пробуждает в зрителе протест и критическое отношение к новым скоростям, тогда как несущиеся вскачь белые жеребцы вызывают не менее сильное чувство восхищения. Такой сплав веры в прогресс и консерватизма характерен для Швейцарии…»


Коллеру действительно удалось символически изобразить на полотне особенности швейцарского характера и вечный конфликт между цивилизацией и природой. В 1874 году художник сделал копию картины по заказу Швейцарского кредитного банка в Цюрихе (Credit Suisse).



«Готардская почта» в коллекции монетного двора Швейцарии


Памятная монета «Gotthardpost» 50 Fr. 2013г.

Живописец умер в 1905 году. Его могила находится на кладбище Зильфельд в Цюрихе, рядом с могилой его друга Готфрида Келлера. Незадолго до смерти, в 1898 году, Рудольф Коллер был удостоен звания почетного доктора искусств Цюрихского университета.


19 июня 2013 года Монетный двор Швейцарии отчеканил 50-франковую памятную монету с репродукцией «Готардской почты» Рудольфа Коллера. //SA


 

Узнайте об истории строительства Сен-Готардского туннеля:



 

// Оформите подписку и откройте для себя Швейцарию во всей её многогранности.


Comments


bottom of page