top of page
sanews logo
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Рокуэлл Кент: «Я хочу запечатлеть ход самой вечности»


Рокуэлл Кент. Фьорд Сермилик, Гренландия. 1928 // Частная коллекция
Рокуэлл Кент. Фьорд Сермилик, Гренландия. 1928 // Частная коллекция

Этот американский художник писал величественные и безграничные арктические просторы, мистически прекрасные пейзажи северной природы, которую очень любил. Он много путешествовал, и созданные им картины Аляски, Огненной Земли и Гренландии поражают воображение.


Он был очень разносторонней личностью: живописцем, гравёром, карикатуристом, керамистом, политическим оратором, писателем, а еще моряком, штурманом, коком, плотником и рыбаком. Сам Рокуэлл Кент (1882-1971) писал о своём творчестве: «Я не пытаюсь заставить людей полюбить моё искусство, через мое искусство я пытаюсь заставить людей полюбить природу. Вот и всё».


140 лет американскому художнику и писателю Рокуэллу Кенту.


Рокуэлл Кент

Американский художник, иллюстратор и гравёр Рокуэлл Кент (1882-1971)

Американский художник, иллюстратор и гравёр Рокуэлл Кент родился 21 июня 1882 года в Тарритауне, штат Нью-Йорк. Его отец был уважаемым и успешным адвокатом, и в раннем детстве Рокуэлл не испытывал ни в чём недостатка. Но всё закончилось со смертью отца от тифа. Мальчику было тогда всего 5 лет. Семья погрузилась в финансовые проблемы и в детстве Кента периоды роскоши стали чередоваться с настоящей бедностью.


Знакомство Рокуэлла с искусством произошло ещё в детстве благодаря сестре его матери, «тётушке Джо», как он её называл. Она была искусным керамистом и благодаря ей мальчик имел возможность видеть процесс создания произведений искусства. Когда Кенту исполнилось 13 лет, Джо взяла его с собой в путешествие по Европе. Европейское искусство вдохновило Рокуэлла, и, когда они вернулись домой, Кент начал посещать художественные классы и быстро стал одним из лучших учеников. Иногда он помогал семье, расписывая декоративные тарелки на продажу.


Деревня на острове. Мэнское побережье. 1909 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Деревня на острове. Мэнское побережье. 1909 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Мать Кента убедила его поступить в Колумбийский университет для изучения архитектуры, поскольку не очень верила в серьёзность профессии художника и боялась, что сын будет жить в бедности. Перед поступлением в Колумбийский университет Кент посещал занятия в художественной школе живописца Уильяма Мерритта Чейза. Чейз заметил талант Кента и предложил ему полную стипендию для обучения в Нью-Йоркской школе искусств. Сначала Рокуэлл ходил в художественную школу только по вечерам, продолжая изучать архитектуру, но, в конце концов, бросил Колумбийский университет, чтобы полностью посвятить себя живописи.


Рокуэлл Кент. Труженики моря. 1907 // Музей американского искусства, Нью-Бритен, США


Уже в студенческие годы Кент вступил в Социалистическую партию. На протяжении всей своей жизни он симпатизировал социалистическим и коммунистическим идеям, что создавало ему массу проблем.


Иллюстрации к роману «Моби Дик». 1930 // Частная коллекция


Кенту не нравилась жизнь большого города – шумная, суетливая, лишённая гармонии. Любовь к природе звала художника в путешествия. Свою первую поездку Кент совершил в 1905 году: он отправился в штат Мэн и остановился на острове Монхеган. Остров ему так понравился, что в 1906 году он решил купить там землю. Построив небольшой дом, художник проводил дни в уединении: читал Эмерсона, Тургенева, Толстого, Шопенгауэра и очень много рисовал.


Одной из его любимых книг был роман Генри Торо «Уолден, или Жизнь в лесу». Именно философия Торо сформировала у Рокуэлла желание «жить осознанно», аскетично и в гармонии с дикой природой.

На острове Монхеган в 1910 году Кент вместе с художником Джулиусом Гольцем основал Летнюю художественную школу Монхегана. Вскоре после того, как северные пейзажи Кента получили признание, его современники – Эдвард Хоппер и Джордж Беллоуз (оба учились с Кентом в Нью-Йоркской школе искусств) тоже заинтересовались северной природой.


Ослепительное солнце. Аляска. 1919 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Ослепительное солнце. Аляска. 1919 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Вернувшись в Нью-Йорк, Рокуэлл занялся выполнением иллюстраций для журналов. Он был успешен, и работа обеспечивала стабильный доход, но долго оставаться в городе Кент просто не мог.


Гренландский берег. 1931 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Гренландский берег. 1931 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В августе 1918 года он вместе со своим старшим сыном, девятилетним Рокуэллом, отправился на Аляску, и это путешествие привело к ещё одному значимому событию в его творчестве. Помимо живописи, Кент начал заниматься гравюрой на дереве.


Возвращение охотников. Северная Гренландия. 1933 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Возвращение охотников. Северная Гренландия. 1933 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Когда Рокуэлл вернулся в Нью-Йорк, издательство G.P. Putnam & Sons заказало ему книгу о путешествии. Книга «Дикая природа», с репродукциями рисунков и гравюр Кента вышла в 1924 году и сразу стала популярной.


Поза. 1932 // Частная коллекция
Поза. 1932 // Частная коллекция

Картины, написанные Кентом на Аляске, раскрыли север как место для избранных, для тех, кто способен понять природу в её первозданной чистоте, сотрудничать с ней, сознавая свою роль в суровой природной иерархии.


Люди, собаки и горы. 1935 // Музей колледжа искусств Боудойн, Брауншвейг
Люди, собаки и горы. 1935 // Музей колледжа искусств Боудойн, Брауншвейг

Ещё до выхода первой книги, в 1922 году Кент отправился в Южную Америку и добрался до Огненной Земли, где попытался обогнуть мыс Горн, но из-за непогоды не смог завершить путешествие. Но он создал несколько картин, на основе которых была написана ещё одна книга «Путешествие на юг от Магелланова пролива» (1924).


Эскимос в каяке. 1933 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Эскимос в каяке. 1933 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Кент быстро зарекомендовал себя как один из выдающихся графических художников своего времени. Его яркие иллюстрации к двум изданиям романа Германа Мелвилла «Моби Дик» были чрезвычайно популярны и до сих пор остаются одними из самых известных его работ. Они сыграли важную роль в возрождении интереса к этому произведению XIX века, практически забытому до его нового издания в 1930 году.


Гренландское уединение. 1929 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Гренландское уединение. 1929 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Другой северной страной, очень важной для Кента, стала Гренландия. Его первая поездка туда состоялась в 1929 году. Корабль потерпел крушение из-за плохой погоды, и Рокуэллу со спутниками пришлось идти по суше через дикие северные просторы. К счастью, они встретили местного жителя – эскимоса, который помог им добраться до безопасного места. Несмотря на трудности, Кент был восхищен и вдохновлён Гренландией. Вернувшись домой после первого гренландского путешествия, он написал более трех десятков живописных работ и опубликовал книгу о своих приключениях под названием «Курс N by E» (1930). В 1931 году он снова отправился в Гренландию вместе с женой, а в третий раз – в 1934 году, в сопровождении своего сына Гордона. Вторая книга, написанная во время его пребывания в Гренландии, «Саламина», была опубликована в 1935 году.


Охотник на тюленей: Гренландия. 1933 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Охотник на тюленей: Гренландия. 1933 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Картин, созданных в Гренландии, очень много. Они показывают весь календарный цикл: гренландская природа зимой, весной, летом и осенью.


Женская работа: Южная Гренландия. 1932 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Женская работа: Южная Гренландия. 1932 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

На гренландских пейзажах Кента северная природа подчинила себе человеческий мир и выстроила его по своим правилам: на фоне грандиозных гор, сияющих айсбергов и ледяных долин затерялись маленькие фигурки людей. Эти люди могут выжить в прекрасном мире снега и холода только зная его законы и строго им следуя. Но эти законы их не тяготят: герои картин Кента – гармоничные, сильные, уверенные в себе люди. И они счастливы не меньше, чем жители больших, удобных для жизни городов.


Начало ноября: Северная Гренландия. 1933 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Начало ноября: Северная Гренландия. 1933 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

На полотнах Кента много местных жителей – смуглолицых эскимосов и эскимосок в ярких этнических одеждах. Они плывут на каяках, охотятся, катаются на санях. Кент любил изображать их в минуты отдыха, когда «ничего не происходит» и люди погружены в созерцательное спокойное состояние наблюдения за окружающим миром, как девушка на полотне «Гренландское уединение» (1929). Рокуэлл не стремился описывать бытовые подробности жизни коренного народа, его гораздо больше интересовала отстранённость человека от суеты, его способность прислушиваться к окружающему миру и жить в гармонии с ним.


Шквал: Гренландия. 1933-1937 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Шквал: Гренландия. 1933-1937 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В предвоенные годы Кент всё чаще стал заявлять о своих политических взглядах. Во время Второй мировой войны он увеличил молочную ферму, которой владел, чтобы облегчить нехватку продовольствия в Америке. Более того, он отправлял все свободные деньги, которые у него были, в российский фонд помощи. В 1940 году была опубликована автобиография Кента «Это моё собственное». Появление книги стало причиной проблем, поскольку эта автобиография во многом была заявлением о политических убеждениях художника. В результате Рокуэлл Кент стал персоной нон грата не только в консервативных, но и в некоторых либеральных кругах из-за откровенного восхваления Советского Союза и критики внешней политики Соединённых Штатов.


Ловец омаров у мэнского побережья. 1955 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Ловец омаров у мэнского побережья. 1955 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Он был сторонником ненасилия, участвовал во Всемирном конгрессе за мир в Париже в 1949 году и ездил в Москву, чтобы выступить за запрещение атомного оружия. С 1957 по 1971 года Рокуэлл Кент возглавлял Национальный совет американо-советской дружбы.

Политические взгляды Кента повлияли на его карьеру художника. Это стало очевидно, когда многие его книги попали в официальный список запрещённой литературы, а музей Фарнсворта в Рокленде (штат Мэн), отказался проводить запланированную выставку его картин и даже отверг большую коллекцию работ и архивов, которые художник собирался подарить музею. Кент был обижен и передал в дар 80 картин и 800 гравюр и рисунков Советскому Союзу, где его картины встретили восторженно.


Скалы и море. 1910 // Музей искусств колледжа Колби, Уотервилл, США
Скалы и море. 1910 // Музей искусств колледжа Колби, Уотервилл, США

Последние годы жизни Кент провёл в Адирондакских горах, где снова мог делать то, что любил больше всего – рисовать природу. Но случилась трагедия – его дом уничтожил пожар. Художник так и не смог оправиться от потери своего любимого дома и многих картин, которые тоже сгорели. Здоровье Рокуэлла ухудшилось. Кардиостимулятор, который ему поставили в 1965 году, пришлось заменить в 1970 году. Художник умер менее чем через год.

Рокуэлл Кент оставил после себя впечатляющее количество живописных работ. Его мощная книжная графика – полностраничные литографии и гравюры на дереве, бордюры, заглавные буквы и экслибрисы – оказала большое влияние на целые поколения художников-графиков.


Работы Рокуэлла Кента хранятся в музейных коллекциях и галереях США, Канады, России и бывших советских республик. //SA

Comentarios


bottom of page