top of page
sanews logo
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Прекрасная Ангелика


Мария Анна Ангелика Катарина Кауфман (1741-1807)
Мария Анна Ангелика Катарина Кауфман (1741-1807)

Её успех был ошеломительным: ей позировали члены королевских семейств Европы, ею восхищались Джошуа Рейнольдс и Генри Фюссли, она очаровала Гёте и Гердера.



Великий Гёте сказал о ней: «Её глаза так умны, её знание механизма искусства так велико, её чувство прекрасного столь глубоко, а она остаётся так непостижимо скромна...»


Мария Анна Ангелика Катарина Кауфман

Мария Анна Ангелика (Анжелика) Катарина Кауфман (1741-1807) родилась в маленьком швейцарском городке Кур в семье малоизвестного художника-портретиста Иоганна Йозефа Кауфмана. Она стала одной из самых знаменитых и богатых художниц XVIII века.


Ангелика Кауфман. Автопортрет.
Ангелика Кауфман. Автопортрет.

Ангелика получила домашнее образование: отец научил её читать и писать, а мать обучила языкам (немецкому, итальянскому, английскому, французскому) и музыке.


Будущая художница была одарена острым умом и красотой. Рисовать девочка начала очень рано. Иоганн Кауфман заметил незаурядный талант своей дочери и решил серьёзно подойти к её обучению живописи. Но и в музыке и пении одарённая девочка достигла успеха.

 

Ангелика Кауфман. Автопортрет. 1780-1785 © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

Ангелика Кауфман. Автопортрет в костюме крестьянки
Автопортрет в костюме крестьянки

Будущая художница была одарена острым умом и красотой. Рисовать девочка начала очень рано. Иоганн Кауфман заметил незаурядный талант своей дочери и решил серьёзно подойти к её обучению живописи. Но и в музыке и пении одарённая девочка достигла успеха. Она научилась играть на виолончели и обладала сильным певческим голосом. Однако уже в подростковом возрасте Ангелика всё-таки предпочла живопись музыке.

 

Ангелика Кауфман. Автопортрет в костюме крестьянки из Брегенца с кистью и палитрой. 1757 © Галерея Уффици, Флоренция

 

В 1757 году девушка подтвердила своё решение, написав «Автопортрет в костюме крестьянки из Брегенца с кистью и палитрой». Почти сорок лет спустя, вспоминая о сложном выборе, художница создала «Автопортрет с музами».



Ангелика Кауфман. Автопортрет с музами музыки и живописи. 1792 © ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

// Ангелика Кауфман. Автопортрет с музами музыки и живописи. 1792 © ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва



В 1754-1757 годах семья художницы жила в Милане при дворе австрийского генерал-губернатора Франческо III д'Эсте, герцога Модены и Реджо. А в 1758 году Ангелика отправилась в поездку через Парму, Модену и Болонью во Флоренцию. Она усердно копировала работы старых итальянских мастеров – Карраччи, Корреджо, Доменикино и Рафаэля.


Через четыре года Ангелика, благодаря своему яркому таланту, стала почётным членом Болонской академии, а вскоре после этого – Академии художеств во Флоренции и Академии Святого Луки в Риме. В эти годы она познакомилась со многими художниками и представителями английской аристократии, написала их портреты. Среди них Джон Паркер, Гэвин Гамильтон, Джованни Баттиста Пиранези, Бенджамин Вест (впоследствии директор Лондонской Королевской академии).



// А.Кауфман. Портрет Джона Паркера. 1764 © Коллекция Солтрам Хаус, Национальный фонд, Плимут

// А.Кауфман. Портрет Иоганна Иоахима Винкельмана. 1764 © Музей изобразительных искусств, Цюрих



В 1763 года Ангелика написала портрет «отца искусствознания» - Иоганна Иоахима Винкельмана. Винкельман оценил талант Кауфман: «Мой портрет для одного друга сделан исключительной личностью, одной немецкой художницей. Она очень сильна в портретах...».


В это же время Ангелика создала свои первые большие полотна на мифологические темы: «Вакх и Ариадна» и «Пенелопа снимает лук Одиссея».


 Ангелика Кауфман. Вакх и Ариадна. 1764 © Художественный музей, Брегенц

// Ангелика Кауфман. Вакх и Ариадна. 1764 © Художественный музей, Брегенц


По рекомендации леди Вэнтворт, жены посла Германии в Венеции, весной 1766 года отец и дочь переехали из Италии в Лондон.


Ангелика Кауфман. Пенелопа снимает лук Одиссея. 1768 © Коллекция Солтрам Хаус, Плимут

// Ангелика Кауфман. Пенелопа снимает лук Одиссея. 1768 © Коллекция Солтрам Хаус, Плимут


В Англии Кауфман познакомилась с влиятельным художником Джошуа Рейнольдсом, и они стали друзьями на всю жизнь. Ангелике удалось завоевать расположение английского двора: Августа, принцесса Уэльская и мать короля Георга III, приходила к ней в мастерскую и даже заказала портрет своей старшей дочери. Этот портрет опубликовали в газетах, и Кауфман стала получать ещё больше заказов.


Ангелика Кауфман. Сэр Джошуа Рейнольдс. 1767 © Собрание Morley, Saltram House, Плимут

// Ангелика Кауфман. Сэр Джошуа Рейнольдс. 1767 © Собрание Morley, Saltram House, Плимут


Ангелика предложила королю Георгу III создать в Лондоне Королевскую академию живописи и скульптуры. Вскоре, в 1768 году Джошуа Рейнольдс назначил Ангелику Кауфман членом-основателем Королевской академии. (Мэри Мозер, английская художница швейцарского происхождения, стала второй женщиной, которая вошла в число основателей Королевской Академии Художеств в Лондоне).



Ангелика Кауфман. Портрет принцессы Августы Британской с её первенцем Карлом Георгом Брауншвейгским. 1767 © Британская королевская коллекция

// А.Кауфман. Портрет принцессы Августы Британской с её первенцем Карлом Георгом Брауншвейгским. 1767 © Британская королевская коллекция

В 1769 году на выставке, посвящённой открытию академии, Ангелика представила полотно «Прощание Гектора с Андромахой» и «Венеру, показывающую Энею и Ахату путь в Карфаген».


В этот счастливый период её карьеры в личной жизни Ангелики случилось драматичное событие, связанное с заключением брака с авантюристом – шведским графом Фредериком де Хорном. Хорн внезапно исчез со всеми семейными сбережениями. Псевдо-граф оказался женат и суд англиканской государственной церкви признал их брак недействительным.


// А.Кауфман. Прощание Гектора с Андромахой. 1768 © Коллекция Солтрам Хаус, Плимут

// А.Кауфман. Венера, показывающая Энею и Ахату путь в Карфаген. 1768 © Коллекция Солтрам Хаус, Плимут


Кауфман прекрасно адаптировалась к английским вкусам. Под влиянием искусства неоклассицизма и английской романтической литературы она создавала картины по произведениям английского поэта Александра Поупа и классические работы, такие как, например, «Зевксис выбирает модели для картины Елены Троянской». В 1770-х годах она посвятила себя в основном исторической живописи.


Ангелика Кауфман. Зевксис выбирает модели для картины Елены Троянской. 1778 © Мемориальный музей А. Браун, Род-Айленд

// А.Кауфман. Зевксис выбирает модели для картины Елены Троянской. 1778 © Мемориальный музей А. Браун, Род-Айленд

 Ангелика Кауфман. Ариадна, покинутая Тесеем. 1774 © Музей изящных искусств, Хьюстон

// А.Кауфман. Ариадна, покинутая Тесеем. 1774 © Музей изящных искусств, Хьюстон


Ангелика Кауфман. Вергилий читает Энеиду Августу и Октавии. 1788 © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

// А.Кауфман. Вергилий читает Энеиду Августу и Октавии. 1788 © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1781 году Кауфман вышла замуж за венецианского художника Антонио Цукки (1726-1795). После свадьбы супруги переехали в Италию и поселились в Риме. Вскоре список клиентов Ангелики стал весьма внушительным. Среди самых важных покровителей художницы был будущий российский император Павел I с супругой (для него была создана картина «Леонардо да Винчи, умирающий на руках Франциска I», 1782, утеряна). В 1785 году для императрицы Екатерины II Ангелика написала картину «Сервий Туллий и Ахилл среди дочерей Ликомеда» (1785, утрачена). Художница была так знаменита в России, что поэт Державин даже написал оду «К Анжелике Кауфман».


Прежде чем окончательно поселиться в палаццо, в котором когда-то жил Антон Рафаэль Менгс (Рим, Систина 72), и открыть одну из самых известных студий города, Кауфман написала для королевы Неаполя Марии Каролины свой самый большой групповой портрет – «Портрет Фердинанда IV Неаполитанского и его семьи».


А вскоре автопортрет Ангелики появился рядом с портретом Рафаэля в знаменитой галерее Уффици. Она стала единственной женщиной-художницей, удостоенной такой чести.



Ангелика Кауфман. Портрет Фердинанда IV Неаполитанского и его семьи. 1783 © Музей Каподимонте, Неаполь

// А.Кауфман. Портрет Фердинанда IV Неаполитанского и его семьи. 1783 © Музей Каподимонте, Неаполь



Ангелика Кауфман. Портрет графини А. С. Протасовой с племянницами. 1788 © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

// А.Кауфман. Портрет графини А. С. Протасовой с племянницами. 1788 © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург



В Риме Ангелика познакомилась с Гёте, который был восхищён её талантом.



Ангелика Кауфман. Иоганн Вольфганг фон Гёте. 1770-е. © Национальный музей Гёте, Веймар

// А.Кауфман. Иоганн Вольфганг фон Гёте. 1770-е. © Национальный музей Гёте, Веймар


Промышленная революция позволила художнице стать невероятно популярной в области декорировании предметов искусства массового производства: картины маслом были скопированы как офорты и гравюры и использовались для украшения керамики, медальонов, табакерок, чайных коробочек и ваз. Мифологические сцены, особенно изображающие богинь, нимф и героев, украшали веджвудский и мейсенский фарфор. С каждым годом Ангелика Кауфман зарабатывала всё больше и больше.

В 1795 году Цукки умер, и Ангелика посвятила себя религиозным темам. Так и не оправившись после смерти супруга, она тяжело заболела и умерла 5 ноября 1807 года. Её оплакивал весь Рим. Друг Ангелики – Антонио Канова (1757-1822) организовал торжественные похороны. В подражание похоронам Рафаэля гроб художницы несли коллеги-академики. Большая толпа и многочисленные высокопоставленные лица тоже принимали участие в траурной процессии. Её вклад в искусство был оценён настолько высоко, что имущество Кауфман было освобождено от уплаты налога на наследство.



Ангелика Кауфман. Автопортрет в роли музы. 1787 © Галерея Уффици, Флоренция

// Ангелика Кауфман. Автопортрет в роли музы. 1787 © Галерея Уффици, Флоренция


Немецкий философ-просветитель Иоганн Готфрид Гердер называл Ангелику Кауфман «возможно, самой культурной женщиной в Европе». Её ум, обаяние и прекрасный характер вызывали восхищение у всех, кто её знал. Невероятно успешная карьера Ангелики, необычная для женщины XVIII века, её финансовый успех были сенсацией и давали много пищи для слухов и домыслов, но часто отодвигали на второй план её реальные достижения. А их было много. В частности, в Англии Ангелика способствовала обновлению исторической живописи, поскольку первой выставила картины на темы из древней английской истории. Кауфман ввела в моду картины в формате тондо (изображение, вписанное в круг) на литературные, аллегорические и мифологические темы.


Ангелика Кауфман. Безумная Мария. Ок.1777 © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

// Ангелика Кауфман. Безумная Мария. Ок.1777 © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Ангелика Кауфман. Прощание Абеляра и Элоизы. Ок. 1780 © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

// Ангелика Кауфман. Прощание Абеляра и Элоизы. Ок. 1780 © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Ангелике Кауфман свойственна нежная, гармоничная цветовая палитра, деликатная игра оттенков, в которой чувствуется влияние рококо. Вдохновлённая Помпео Батони, Менгсом, Гамильтоном и Рейнольдсом, она нашла свой стиль, собственную изобразительную манеру и постоянно совершенствовала стилистические приёмы в зависимости от темы и жанра.



Веер складной с гравюрой по картине Анжелики Кауфман «Триумф Венеры». 1790-е гг. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

// Веер складной с гравюрой по картине Анжелики Кауфман «Триумф Венеры». 1790-е гг. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Кауфман чрезвычайно преуспела в женской портретной живописи, и многие из современных искусствоведов считают, что её портреты женщин превосходят все остальные её работы.


Художница всегда придерживалась «золотой середины». Несмотря на широту тем, которые она выбирала для своих полотен, она никогда не противоречила стандартам женской добродетели своей эпохи, и, будучи человеком глубоко религиозным, избегала экстремальных образов. Обычно она писала изящные женские фигуры и героев-мужчин в умеренных эмоциональных состояниях, используя классические композиции. За эту умеренность её критиковали ещё при жизни, из-за чего в XIX веке работы Кауфман обесценились. Но с 1960-х годов её творчество вновь стало вызвать интерес, а новые исследования позволили посмотреть на её картины свежим взглядом.


Ангелика Кауфман. Портрет Сары Харроп в образе Музы, 1780. © Художественный музей Принстонского университета

// Ангелика Кауфман. Портрет Сары Харроп в образе Музы, 1780. © Художественный музей Принстонского университета

Талант Ангелики заключался в способности легко сочетать римские, венецианские, французские и английские стилистические элементы в живописи, гармонично соединяя чувствительность с классическим пафосом. Художницу сравнивали с Рафаэлем. Её творчество демонстрировало действительно рафаэлевское изящество, которое проявлялось в гармоничных композициях картин.


Ангелика Кауфман. Амур и Психея. 1792 © Музей изобразительных искусств, Цюрих

// Ангелика Кауфман. Амур и Психея. 1792 © Музей изобразительных искусств, Цюрих

Бюст Ангелики, выполненный её двоюродным братом Иоганном Петером Кауфманом, установлен в Пантеоне рядом с бюстом Рафаэля.


Образ Ангелики Кауфман послужил прототипом героини популярного романа Жермены де Сталь «Коринна, или Италия» (1807). В 1810 году её биографию написал известный итальянский историк Джованни Баттиста де Росси, с тех пор её жизнь не раз становилась сюжетом популярных романов. В 2007 году в Шварценберге (Австрия) был основан Музей Ангелики Кауфман. //SA


 


Бюст Ангелики, выполненный её двоюродным братом Иоганном Петером Кауфманом и установленный в римском Пантеоне рядом с бюстом Рафаэля
 

Бюст Ангелики, выполненный её двоюродным братом Иоганном Петером Кауфманом и установленный в римском Пантеоне рядом с бюстом Рафаэля © Фото: https://www.angelika-kauffmann.de

 














Commentaires


bottom of page