
21 сентября 2024 года православные во всём мире отмечают Рождество Пресвятой Богородицы – первый праздник в новом церковном году.
Рождество Пресвятой Богородицы относится к числу двунадесятых праздников – 12-ти особо важных дней церковного года. Они связаны с событиями земной жизни Иисуса Христа и Девы Марии. Поскольку церковное новолетие наступает не 1 января, а в сентябре, Рождество Пресвятой Богородицы, которое в 2024 году отмечается 21 сентября, открывает череду церковных праздников года.
О Рождестве Богородицы и о Её родителях известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Там рассказано, что у благочестивой семейной пары из Иерусалима, Иоакима и Анны, долгое время не было детей. Они очень страдали от этого. И вот однажды, когда они порознь молились о даровании им ребёнка, обоим было видение ангела, возвестившего, что Господь внял их молитвам и об их потомстве будут говорить во всём мире. После этого благовестия Анна зачала. Супруги дали обет посвятить своего ребёнка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения и воспитания до совершеннолетия. Через девять месяцев Анна родила дочь, которую назвали Марией.
Рождение Пресвятой Богородицы – первый акт в истории Воплощения Бога и искупления рода человеческого. Потому Богородица называется «начатком нашего спасения», а само событие Её рождения – «началом нашего спасения».
На иконах, посвящённых этому событию, в самом центре обычно изображают мать Пресвятой Богородицы – святую Анну. Её голову обрамляет нимб – символ святости. Богородица бывает представлена в виде спелёнатого младенца с нимбом вокруг головы, на руках у повивальной бабки.
История праздника

Исторически празднование Рождества Пресвятой Богородицы имеет глубокие корни, уходящие в древние времена. Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке на Востоке в словах святого Прокла, архиепископа Константинопольского, а на Западе — в сакраментарии (требнике) папы Геласия.
Первоначально праздник Рождества Пресвятой Богородицы имел характер местного празднования, но со временем стал одной из важнейших дат в церковном календаре.
Возникновение праздника напрямую связано с развитием культа Пресвятой Богородицы в Византии, когда она стала почитаться как защитница и заступница. На соборах, проходивших в эту эпоху, активно обсуждалось её значение, и именно в это время пришло осознание важности празднования её рождения.
Так, в IV веке был построен первый храм в честь Рождества Богородицы в Иерусалиме по приказу равноапостольной царицы Елены.
Официальное утверждение праздника произошло при императоре Анастасии, которого в IV веке прославил Собор в Константинополе, где он определил день 21 сентября (8 сентября по григорианскому календарю) как день торжества. Впоследствии этот праздник стал активно распространяться на другие царства, и его популярность росла.
Несмотря на это, согласно письменным источникам, христиане начали отмечать Рождество Пресвятой Богородицы довольно поздно — лишь в V веке.
Традиции праздника Рождества Пресвятой Богородицы

С течением времени сложились различные традиции празднования Рождества Пресвятой Богородицы. Праздник получил широкое распространение по всей Восточной Европе – от Руси до Балкан. Основные черты праздника остались неизменными: проведение литургий, чтение молитв за мир и спокойствие, а также акты добрых дел в честь Богородицы.
С переходом на григорианский календарь, точки зрения на празднование разошлись, и в некоторых местах праздник стал отмечаться как день милосердия и поддержки социальных нужд.
Праздник приходится на сентябрь. С этим временем естественным образом связан сбор урожая и окончание летних полевых работ. Крестьяне традиционно благодарили Богородицу за собранный урожай и просили её помощи на будущий год.
На это время приходится осенний «мясоед» – период между постами, в данном случае между Успенским и Рождественским, когда разрешается есть мясо, запасая, так сказать, жирок перед долгой холодной зимой. К тому же осенний мясоед – традиционная пора свадеб.//sa
(тв)
Comments