top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Портреты кисти Ганса Гольбейна Младшего в Базельском художественном музее


Ганс Гольбейн Младший. Портреты Якоба и Доротеи Мейер. 1516  Базельский художественный музей, Базель, Швейцария
Портреты Якоба и Доротеи Мейер. 1516 // Базельский художественный музей, Базель, Швейцария

Жан Жак Руссо сказал об этом художнике: «В Германии никогда не было более гибкого, более всестороннего и более переменчивого в настроениях гения».




Ганс Гольбейн Младший (1497-1543)

Этот великий мастер северного Возрождения, действительно, был очень разносторонним: он сделал ироничные и изящные рисунки на полях «Похвалы Глупости» Эразма Роттердамского, создал многочисленные гравюры, расписал фасады домов в Люцерне и Базеле, большой зал базельской ратуши, «Стальной двор» немецких купцов в Лондоне. Ганс Гольбейн Младший был также прекрасным живописцем и графиком, создателем алтарных образов и картин, однако главную славу ему принесли разнообразные портреты – парадные и интимные. Он писал английского короля и его жён, придворную знать, известных базельских горожан, великих гуманистов Томаса Мора и Эразма Роттердамского, с которыми был дружен. Некоторые из этих шедевров хранятся в Базельском художественном музее.


Ганс Гольбейн Младший. Автопортрет. 1542 // Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Ганс Гольбейн Младший. Автопортрет. 1542

Ганс Гольбейн Младший родился в Аугсбурге и учился живописи у своего отца, известного алтарного мастера Ганса Гольбейна Старшего (1465-1524). Когда Гансу Младшему не исполнилось ещё и 18 лет, он переехал в Базель, бывший в XVI веке одним из самых значительных городов Европы. Гольбейн увидел Базель в период его расцвета: бурно развивались ремесла и торговля, жизнь города поражала богатством и блеском.

 

Ганс Гольбейн Младший. Автопортрет. 1542 // Галерея Уффици, Флоренция, Италия

 

Талантливый юноша быстро нашёл своё место в шумном городе: молодой художник познакомился со многими знаменитыми жителями, написал портреты базельского бургомистра Мейера и его супруги, Эразма Роттердамского, Бонифациуса Амербаха. В 1519 году Ганс уже стал членом корпорации художников и на следующий год получил права гражданина Базеля.

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Якоба Мейера. 1516 // Базельский художественный музей, Базель, Швейцария
Портрет Якоба Мейера. 1516

Якоб Мейер, портрет которого Гольбейн Младший создал в 1516 году, был человеком незнатного происхождения, но очень умным и энергичным.


За деятельный активный характер современники прозвали Мейера «Зайцем» (в немецком названии двойного портрета даже упоминается «Заяц» –Doppelbildnis des Jacob Meyer zum Hasen und seiner Frau Dorothea Kannengiesser).

 

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Якоба Мейера. 1516 // Базельский художественный музей, Базель, Швейцария

 

Якоб принимал участие в сражениях в Италии, был главой католической партии Базеля, а летом 1516 года стал бургомистром города.


На портрете Мейер изображен держащим в руке золотую монету. Эта маленькая деталь имеет глубокий смысл, рассказывая о важном событии: император Максимилиан подтвердил право Базеля чеканить собственную золотую монету.


Ганс Гольбейн Младший. Портрет Доротеи Мейер. 1516 // Базельский художественный музей, Базель, Швейцария
Портрет Доротеи Мейер. 1516

Портрет Доротеи Мейер (Канненгиссер), второй жены бургомистра Мейера, был создан как парный к портрету мужа. Гольбейн изобразил супругов в ренессансной галерее. Якоба Мейера Ганс написал на фоне мощного пилона, очевидно, символизирующего душевную стойкость, силу и надёжность базельского бургомистра.

 

Портрет Доротеи Мейер. 1516 // Базельский художественный музей, Базель, Швейцария

 

Его супругу Доротею окружает лазурь чистого голубого неба. Так художник подчеркнул её набожность, нравственную чистоту и светлый ум. Якоб и Доротея – энергичные, умные, полные бюргерского достоинства люди швейцарского Возрождения. Одеты они очень ярко и празднично. Для изображения их одежды Гольбейн использовал богатую палитру: сочетание чёрных, красных, голубых и золотистых тонов.


Ганс Гольбейн Младший. Портрет Бонифациуса Амербаха. 1519 // Базельский художественный музей, Базель, Швейцария
Портрет Бонифациуса Амербаха. 1519

В 1519 году Ганс Гольбейн написал портрет своего друга Бонифациуса Амербаха (1495-1562), сына известного базельского книгоиздателя. Молодой человек преподавал в Базельском университете римское право, увлекался поэзией и музыкой, дружил с Эразмом Роттердамским (1466-1536).

 

Портрет Бонифациуса Амербаха. 1519 // Базельский художественный музей, Базель, Швейцария

 

Эразм очень ценил ум и образованность Бонифациуса и даже сделал его своим единственным наследником, завещав ему несколько произведений Ганса Гольбейна, золото, серебро и свою библиотеку.

На портрете Гольбейна – красивый молодой мужчина с тонкими чертами лица и устремленным вдаль взглядом. Темная одежда и чёрный берет не отвлекают взгляд зрителя и всё внимание направлено на лицо Бонифациуса. Ветви лаврового (по другой версии – фигового дерева) на фоне синего неба и заснеженных гор гармонично объединяют итальянское и Северное Возрождение.


Ганс Гольбейн Младший. Портрет пишущего Эразма Роттердамского. 1523 // Базельский художественный музей, Базель, Швейцария
Портрет пишущего Эразма Роттердамского. 1523

На стволе дерева закреплена рамка с надписью на латыни (эту надпись отредактировал и утвердил сам Амербах): «Хоть это написано красками, но мало чем отличается от оригинала. Этот господин прошёл путь длиной в восемь трехлетий, и рука мастера представила его благородный лик с правдивостью, достойной самой Природы».

 

Портрет пишущего Эразма Роттердамского. 1523 // Базельский художественный музей, Базель, Швейцария

 

Предполагают, что табличка была дописана позднее – Бонифациус был так восхищен мастерством своего друга, что решил таким образом отблагодарить его.


Ганса Гольбейна можно назвать личным портретистом Эразма Роттердамского. Художник в разные годы написал несколько прекрасных портретов великого мыслителя.

В 1523 году Гольбейн создал «Портрет пишущего Эразма Роттердамского», выбрав для полотна тот момент, когда философ писал первые строки Комментария к Евангелию от Марка (эти строки можно прочитать на картине). На портрете Эразму приблизительно 56 лет. Философ изображен в чёрной докторской шапочке и тёмной одежде, его профиль с характерной тонкой иронической улыбкой отчётливо виден на тёмном фоне. Сдержанный, неяркий колорит портрета создаёт ощущение тишины и спокойной сосредоточенности.

Вновь всё внимание зрителей Гольбейн направил на хорошо освещённое лицо Эразма. Световой акцент он сделал и на руках философа, листе бумаги с записями.


Ганс Гольбейн Младший. Круглый портрет Эразма Роттердамского. 1529 // Базельский художественный музей, Базель, Швейцария
Круглый портрет Эразма Роттердамского. 1529 // Базельский художественный музей, Базель, Швейцария

Круглый портрет Эразма Роттердамского датируется 1532 годом. Прошло всего девять лет после создания «Портрета пишущего Эразма Роттердамского», но возникает ощущение, что это изображения разных людей. Так сильно за эти годы изменился философ. На круглом портрете лицо разочарованного, уставшего старика. На губах застыла уже не ироническая, а саркастическая улыбка.


Эразм многое пережил за эти девять лет. Реформация в Базеле привела к крестовому походу иконоборцев в 1529 году, и Эразм вынужден был покинуть город. Будучи предшественником Реформации, он, тем не менее, был против любой формы фанатизма и не смог принять происходящее вокруг. Так Эразм оказался в лагере, противостоящем Мартину Лютеру. Философ поселился во Фрейберг-им-Брейсгау, где его в 1532 году и навестил Ганс Гольбейн.


Существует несколько вариантов портретов «Эразма в круге». Базельскую картину принято считать собственной работой Ганса Гольбейна Младшего.

В Базельском художественном музее хранится ещё один уникальный портрет кисти Гольбейна, написанный им в 1528 году. В истории искусства это один из первых портретов, на котором художник изобразил свою семью, написав картину не на заказ, а для самого себя.


Ганс Гольбейн Младший. Семья художника. 1528 // Базельский художественный музей, Базель, Швейцария
Семья художника. 1528 // Базельский художественный музей, Базель, Швейцария

В 1519 году Ганс Гольбейн Младший женился на вдове Елизавете Бинзеншток. У них было четверо детей: Филипп, Катарина, Якоб и Кунегонда. В 1528 году Ганс Гольбейн вернулся из Англии и, радуясь встрече с семьёй, написал эту картину. Подобно Мадонне, жена художника написана в центре композиции. Она выглядит усталой и немного печальной, её глаза покраснели от слёз. Елизавете было тяжело вести хозяйство и воспитывать детей в отсутствие мужа. На портрете она прижимает к себе старших детей – Филиппа и Катарину. Взгляды всех персонажей направлены в одну сторону. Это позволило предположить, что Гольбейн собирался создать свой парный автопортрет.


На сохранившейся копии с картины «Семья художника» видно, что Гольбейн изобразил жену и детей на фоне ренессансного декора. Написанная на бумаге картина была вырезана по контуру фигур и наклеена на дерево или самим художником, или его учеником Хансом Аспером, которому портрет принадлежал с 1542 года. После его смерти картина поступила в коллекцию Амербахов, а в 1662 году оказалась в Базельском художественном музее.

Известный историк искусства Эрнст Гомбрих справедливо заметил: «Портреты Гольбейна лишены драматизма, они не ослепляют и не поражают внешними эффектами. Но чем больше мы всматриваемся в них, тем сильнее поражает нас глубина характера и яркая индивидуальность модели».//SA

Comments


bottom of page