top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Поль Синьяк – неоимпрессионист, дивизионист, пуантилист


Поль Синьяк. Сосна Берто. Сен-Тропе. 1909 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия
Поль Синьяк. Сосна Берто. Сен-Тропе. 1909 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия

Этот французский художник рубежа XIX-XX веков был одним из основоположников неоимпрессионизма. В 2023 году исполняется 160 лет со дня рождения французского художника Поля Синьяка.


Поль Синьяк (1859-1891) искал новые пути в живописи и вместе с Жоржем Пьером Сёра (1859-1891) противопоставил непосредственности импрессионизма логичность, уравновешенность и научный подход к восприятию цвета.


Позднее художники-фовисты Анри Матисс (1869-1954) и Андре Дерен (1880-1954) последовали за Полем Синьяком, постепенно изменив его технику, но, как и он, использовали яркие, выразительные цвета. А техника Синьяка, создававшая формы предметов из пятен сплошных чистых цветов, создала основу для развития абстрактной живописи, включая кубизм.



Поль Синьяк (1863-1935)
Поль Синьяк (1863-1935)
Поль Синьяк (1863-1935)

Поль Синьяк родился 11 ноября 1863 года в обеспеченной парижской семье. Его детство и юность прошли недалеко от бульвара Клиши, где смешивались Париж коммерческий и Париж художественный. Подростком Поль увлекся творчеством импрессионистов, которые тогда считались новаторами.


Юноша регулярно посещал их выставки и однажды на одной из них произошла встреча, о которой упоминают все биографы художника. Восторженный 16-летний Поль Синьяк пришёл на пятую выставку импрессионистов, где на него сильное впечатление произвело творчество Клода Моне (1840-1926), но зарисовку он решил сделать почему-то с картины Эдгара Дега (1834-1917). Юного Синьяка, занятого рисованием, увидел суровый и недружелюбный Поль Гоген (1848-1903), который заявил ему: «Здесь не принято копировать, сударь!» и грубо выгнал будущего знаменитого неоимпрессиониста из галереи. Тогда они ещё не были знакомы.


Поль Синьяк. Бульвар Клиши. Снег. 1886 // Институт искусств Миннеаполиса, Миннеаполис, США
Поль Синьяк. Бульвар Клиши. Снег. 1886 // Институт искусств Миннеаполиса, Миннеаполис, США

В 1880 году жизнь Поля изменилась – от туберкулёза умер отец, а мать продала семейный бизнес и переехала в парижский пригород Аньер.


Именно в 1880 году, после очередного посещения выставки работ Клода Моне, Поль принял окончательное решение стать художником. Синьяка восхищал не только импрессионистический стиль Моне, но и разнообразные сюжеты его картин, написанных en plein air, на природе.


Вскоре Синьяк объявил матери о своём решении стать живописцем. Мадам Синьяк видела сына архитектором, но возражать не стала. Какое-то время он жил то в Аньере, то в Париже. Аньер был для начинающего молодого художника очень подходящим местом – он давал разнообразные сюжеты для картин. В его окрестностях Поль Синьяк создал множество живописных работ: писал сад перед домом, мостовые парижского пригорода, берега Сены.


Но Монмартр Поль оставить не мог. Там он вёл светскую жизнь, заводя многочисленные знакомства среди художников, музыкантов и писателей.

Самые ранние свои картины Синьяк написал зимой 1881-1882 годов. Если не считать бесплатных уроков в мастерской портретиста и исторического живописца Эмиля Бина (1825-1897), Поль был самоучкой.


Очень часто Синьяк писал лодки, что вполне объяснимо – кроме живописи он увлекался лодочным спортом. Его первой лодкой было каноэ, которое Поль назвал в честь своих кумиров – «Моне-Золя-Вагнер».


Синьяк быстро освоил стиль импрессионистов и к 1884 году он был уже настолько самостоятелен в живописи, что выставил несколько своих работ на первом Салоне Независимых художников, организованном недавно созданным Обществом Независимых художников.

Поль Синьяк. Площадь Сен-Пьер, зима 1883/1884 гг. // Художественный музей, Базель, Швейцария
Площадь Сен-Пьер, зима 1883/1884 гг.
 

Поль Синьяк. Площадь Сен-Пьер, зима 1883/1884 гг. // Художественный музей, Базель, Швейцария

 

Поль был одним из его основателей вместе с Одилоном Редоном (1840-1916) и Альбером Дюбуа-Пиле (1846-1890). В дальнейшем, на протяжении последующих трёх десятилетий, Общество ежегодно проводило выставки, продвигая авангардные работы. В отличие от официального Салона, на этих выставках премии не присуждались. Их девизом было: «Ни жюри, ни наград».


На выставке 1884 года были показаны и работы Жоржа Пьера Сёра. Считается, что именно тогда и произошла первая встреча двух художников, которые стали друзьями на всю жизнь.


Вскоре Поль Синьяк познакомился с Арманом Гийоменом (1841-1927) и с Камилем Писсарро (1830-1903). Они были уже признанными художниками-импрессионистами и часто поддерживали Поля, помогая ему советами.

Синьяк постоянно общался с Сёра – художников объединило увлечение теорией цвета химика Мишеля-Эжена Шеврёля (1786-1889), научно объяснившего некоторые закономерности цветового восприятия и разработавшего цветовой атлас. Кроме этого, и Синьяк, и Сёра интересовались новейшими теориями оптики. Они работали над созданием нового живописного течения. Камиль Писсарро очень точно заметил, что Синьяк и Сёра стремились «…осуществить современный синтез с помощью методов, основанных на достижениях науки, в соответствии с теорией цвета, открытой Шеврёлем, на базе опытов Максвелла и измерений Н.О. Руда». Это было полной противоположностью импрессионизму.


Жорж Пьер Сёра. Воскресный день на острове Гранд-Жатт. 1884-1886 // Институт искусств, Чикаго, США
Жорж Пьер Сёра. Воскресный день на острове Гранд-Жатт. 1884-1886 // Институт искусств, Чикаго, США

Уже в середине 1880-х годов Сёра начал постепенно совершенствовать метод оптического смешения цветов, помещая небольшие точки чистого цветового пигмента рядом друг с другом прямо на поверхности холста и позволяя глазу зрителя смешивать их. В 1884 году Сёра уже работал над своим знаменитым полотном «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884-1886), но, перейдя вместе с Синьяком к неоимпрессионизму, художник внёс значительные изменения в картину, используя новый усовершенствованный подход.


К концу 1885 года Синьяк и Сёра окончательно утвердили свой собственный стиль – неоимпрессионизм. Художники разработали новый метод наложения краски – чистые тона накладывались раздельными мазками в виде точек или квадратов.

Именно поэтому неоимпрессионизм называют также дивизионизмом (division – разделяющий) или пуантилизмом (point – точка). Импрессионисты тоже писали раздельными мазками, но форма этих мазков была более свободной и цвет не всегда был чистым.


Поль Синьяк. Модистки. 1885-1886 // Собрание Фонда Эмиля Бюрле, Цюрих, Швейцария
Поль Синьяк. Модистки. 1885-1886 // Собрание Фонда Эмиля Бюрле, Цюрих, Швейцария

Синьяка и Сёра пригласили на восьмую, последнюю выставку импрессионистов, где они представили свои работы, выполненные в новом стиле. В то время художники уже не только работали вместе, но и стали близкими друзьями. Сёра был по характеру замкнутым человеком и общительный Синьяк взял на себя задачу популяризации нового живописного стиля. В 1899 году Поль опубликовал работу «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», в которой потребовал «заменить всякую вещественную смесь противоположных красок их оптической смесью». Эта книга стала манифестом неоимпрессионистов.

В 1885-1886 годах Синьяк написал свою первую крупную интерьерную картину «Модистки», но по-прежнему предпочитал создавать пейзажи.

В 1886 году в Париже Синьяк познакомился с Винсентом Ван Гогом (1853-1890), они часто вместе выезжали на пленэр и Ван Гога очень впечатлила манера Синьяка. В 1889 году Поль приехал к Ван Гогу в Арль и научил его писать в стиле неоимпрессионизма.


Винсент Ван Гог. Интерьер ресторана. 1887 // Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды
Винсент Ван Гог. Интерьер ресторана. 1887 // Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды

Поль Синьяк интересовался политикой и в конце 1880-х годов погрузился в анархизм, сочувствуя идеям Петра Кропоткина и Жана Граве. Вместе с Камилем Писсарро, Синьяк оказывал финансовую поддержку анархо-коммунистической газете Граве «Новые времена». Живопись и политические убеждения Синьяка пересеклись на картине «Во времена гармонии» (1893), которая первоначально называлась «Во времена анархии». Поскольку анархисты подвергались преследованиям со стороны властей, Синьяк был вынужден изменить название.


Поль Синяьк. Во времена гармонии. 1893 // Городская мэрия, Монтрёй, Франция
Поль Синяьк. Во времена гармонии. 1893 // Городская мэрия, Монтрёй, Франция

В 1891 году умер Сёра. После смерти друга, которую Поль переживал долго и очень тяжело, Синьяк продолжил писать в стиле неоимпрессионизма, но его манера стала более раскрепощённой, красочной и экспрессивной.


Осенью 1892 года Синьяк женился на Берте Роблес, дальней родственнице Писарро, с которой был знаком много лет. В 1897 году супруги приобрели дом на юге Франции, в Сен-Тропе. Через год Синьяк построил там большую студию. Именно в Сен-Тропе художник создал самые красочные работы в стиле неоимпрессионизма – морские пейзажи с лодками и пляжами.


Поль Синьяк. Канал делла Джудекка, утро (Санта-Мария-делла-Салюте). 1905 // Собрание Фонда Эмиля Бюрле, Цюрих, Швейцария
Поль Синьяк. Канал делла Джудекка, утро (Санта-Мария-делла-Салюте). 1905 // Собрание Фонда Эмиля Бюрле, Цюрих, Швейцария

В начале XX века Поль Синьяк продолжал творить – писал акварели и картины маслом, делал рисунки. В 1902 году в парижской галерее Зигфрида Бинга художник показал более 100 акварельных работ. В 1911 году Синьяк, увлёкшись акварелью, выставил большую серию «Парижские мосты» в престижной галерее Bernheim-Jeune в Париже.


В 1915 году Синьяк пеерехал в Антиб, где был назначен официальным морским живописцем. Он не переставал писать и в 1929 году начал серию картин с изображением французских портов.


Поль Синьяк. Маяк. Груа. 1925 // Метрополитен музей, Нью-Йорк, США
Поль Синьяк. Маяк. Груа. 1925 // Метрополитен музей, Нью-Йорк, США

Поль Синьяк умер 15 августа 1935 года, его могила находится на парижском кладбище Пер-Лашез.


Помимо огромного количества картин, Синьяк написал несколько фундаментальных работ по теории искусства, монографию о голландском художнике Йохане Бартольде Йонгкинде (1927), и множество эссе для каталогов выставок.


Поль Синьяк. Порт Сен-Мало,1927. // Художественный музей, Базель, Швейцария
Поль Синьяк. Порт Сен-Мало,1927. // Художественный музей, Базель, Швейцария

Поль Синьяк сыграл большую роль в освобождении художников от традиционных условностей, навязанных Академией и официальным Салоном, приняв активное участие в создании Салона Независимых художников и Общества Независимых художников.

В Швейцарии картины Поля Синьяка можно увидеть в собрании Фонда Эмиля Бюрле и в Художественном музее Базеля.//SA

Comments


bottom of page