top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Поль Гоген: «Я держал кисть, а маорийские боги водили моей рукой»


Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? 1898 // Бостонский музей изящных искусств, Бостон, США
Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? 1898 // Бостонский музей изящных искусств, США

Этот французский художник второй половины XIX века считал отвратительной современную ему реальность европейского общества. Он критиковал пошлость буржуазного мира, утверждая, что цивилизация находится в кризисе.


Именно цивилизацию этот живописец винил во всех несчастьях, постигших человечество. Для него идеалом человеческой жизни было свободное, естественное, природное существование. Поль Гоген стремился создать в своём искусстве гармоничный мир, показать его современникам и через живопись научить людей жить в согласии с природой.


7 июня 2023 года исполнилось 175 лет со дня рождения французского художника Поля Гогена



Поль Гоген (1848-1903)
Поль Гоген. Автопортрет. 1903 // Художественный музей, Базель, Швейцария
Поль Гоген. Автопортрет. 1903

Шведский писатель и публицист Август Стриндберг в 1895 году написал о нём: «Он – Гоген, дикарь, ненавидящий стесняющую цивилизацию; что-то вроде Титана, который, завидуя создателю, в свободное время создаёт собственное творение, ребёнка, разбирающего свои игрушки, чтобы сделать из них новые; он тот, кто отрицает и бросает вызов, предпочитая видеть небо красным, чем голубым вместе с толпой».

 

Поль Гоген. Автопортрет. 1903 // Художественный музей, Базель, Швейцария

 

Прекрасный мир Поля Гогена – это не картина окружавшей его действительности. Однако, в то же время, Гоген не изображал на своих полотнах какие-то фантастические страны. Он писал реально существующее место, где жил сам, людей, которые его окружали, и природу вокруг них. Но вся эта жизнь на его полотнах представала как идеал, который еще не осуществился, но в будущем он может стать всеобщим. Так хотелось думать художнику.


Дорога. 1884 // Художественный музей, Цюрих, Швейцария

Яблони в цвету. 1879 // Художественный музей Аргау, Арау, Швейцария


Гоген всегда интересовался мифологией, хорошо знал мифы разных культур. На его картинах перемешаны образы и сюжеты из разных эпох: мифы первобытные, библейские, буддистские. Истории о «золотом веке» и «блаженных островах», которые Гоген очень любил, нашли реальную основу в конкретном географическом регионе – Полинезии. И Поль Гоген начал творить свой собственный миф о таитянском рае, миф о благословенной стране Ноа Ноа.


Поль Гоген. Три коровы. 1884 // Винтертурский художественный музей, Винтертур, Швейцария
Три коровы. 1884 // Винтертурский художественный музей, Винтертур, Швейцария

Художник смело раздвинул привычные рамки того классического восприятия мира, которое сформировало всё европейское искусство. Он ушёл от идеальных пропорций и античных канонов. Гогену гораздо ближе была греческая архаика, во многом близкая художественной культуре Востока.


Он стал первым европейским живописцем, сознательно объединившим художественные приёмы и средства, взятые из искусства разных эпох и народов. Такой подход открыл безграничные новые возможности, но вызвал и непонимание, неприятие.

В своей живописи Гоген применял художественные приёмы древних египтян, жителей Крита, Микен и Месопотамии: его картины лишены объёма и глубины, а людей он часто писал, подобно изображениям на египетских фресках, развернув их головы в профиль, плечи в фас, а ноги снова в профиль. Художник хотел показать древний, архаичный мир таким, какой он есть, и считал, что приёмы академической живописи для этого совершенно не подходят.


Поль Гоген. Видение после проповеди. 1888 // Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Видение после проповеди. 1888 // Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Решив уйти от реалистичности, Гоген перестал использовать полутона в своей красочной палитре. Все объекты на его картинах имеют чёткие контуры и заполнены чистыми яркими цветами. Цвет для Гогена был самодостаточен и красив сам по себе.


Художник писал: «Это как в музыке, если хотите. С помощью аранжировки линий и света, используя какой-нибудь сюжет, заимствованный у жизни или у природы, я создаю гармонии, симфонии, не имеющие ничего общего с реальностью, не выражающие непосредственно никакой идеи, но заставляющие думать, как заставляет думать музыка».


Буржуазное общество и даже многие коллеги-художники в этих экспериментах Гогена видели только экстравагантность, желание произвести впечатление и следовать моде, обвиняли его в неискренности.


Поль Гоген. Идиллия на Таити. 1901 // Художественный музей, Цюрих, Швейцария
Идиллия на Таити. 1901 // Художественный музей, Цюрих, Швейцария
Поль Гоген. Предложение. 1901 // Художественный музей, Цюрих, Швейцария
Предложение. 1901 // Художественный музей, Цюрих, Швейцария
Поль Гоген. Её звали Вайраумати. 1892 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия
Её звали Вайраумати. 1892 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия

Самые ранние работы Поля Гогена, относящиеся к 1870-м годам – реалистичные пейзажи французской провинции. В тот период Гоген находился под влиянием художников Барбизонской школы и импрессионистов. Но именно тогда постепенно начал складываться его индивидуальный живописный стиль: картины становились всё более декоративными и плоскостными, наполнялись яркими локальными цветами, образы стали символическими.

В 1891 году поиски вдохновения привели Гогена на Таити. Здесь окончательно сформировался его неповторимый художественный язык, и на живописных полотнах тропическая экзотика смешалась с христианским символизмом.


Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия
А, ты ревнуешь? 1892 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия

В 1892 году Поль Гоген писал: «Меня пленила однажды эта девственная земля и ее люди, простые и не испорченные цивилизацией. Я побывал там и обязательно снова туда вернусь. Чтобы создавать новое, надо возвращаться к нашим истокам, к детству человечества. Ева, которую я выбираю, – почти животное, поэтому она остаётся целомудренной, даже обнаженная. Все Венеры, выставленные в Салоне, выглядят неприличными, отвратительно похотливыми».


Вернувшись во Францию после первого тропического путешествия, Гоген пережил разочарование – публика враждебно и с недоумением встретила его картины. Он снова уехал на Таити и на родину больше не вернулся. Поль Гоген писал: «Да, старый цивилизованный человек отныне действительно уничтожен, умер! Я возрождался, вернее, во мне заново возникал человек сильный и чистый… Теперь я стал другим человеком, дикарём, маорийцем».


Поль Гоген. Жена короля («Королева»). 1896 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия
Поль Гоген. Жена короля («Королева»). 1896 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия
Тициан. Венера Урбинская. 1538 // Галерея Уфицци, Флоренция, Италия
Тициан. Венера Урбинская. 1538 // Галерея Уфицци, Флоренция, Италия
Лукас Кранах Старший. Нимфа у фонтана. 1518 // Музей изобразительных искусств, Лейпциг, Германия
Лукас Кранах Старший. Нимфа у фонтана. 1518 // Музей изобразительных искусств, Лейпциг, Германия

Картины, созданные Гогеном в таитянский период, разрушили границы между европейской цивилизацией и экзотической вселенной островитян. Художник постоянно объединял, смешивал, сравнивал два совершенно разных мира.


На картине «Жена короля» («Королева») таитянка лежит в классической позе, которая явно напоминает «Венеру Урбинскую» Тициана или «Нимфу у фонтана» Лукаса Кранаха Старшего.

Это полотно Поль Гоген наполнил символами. Плоды манго, рассыпанные перед королевой, подчёркивают её роль таитянской Евы, живущей в раю, а лианы, обвившие дерево, напоминают змею. Два старца, по словам художника, ведут беседу о Древе познания.


Гогеновская «Жена короля» восхитительно декоративна: коричневое тело на ярко-зелёной траве, синий океан и розовый песок, цветовые пятна рассыпанных в траве плодов. Эти контрастные, но удивительно гармоничные сочетания красок создают ощущение достоинства, торжественного покоя, которое Гоген пытался найти в жизни таитян, подчинённых европейской цивилизации, но всё же далёких от неё.


Поль Гоген. Таитянские пасторали. 1892 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Таитянские пасторали. 1892 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Отсылка к образу Евы у Древа познания есть и на полотне «Женщина, держащая плод», на которой обнаженная таитянка с сочным плодом в руках стоит рядом с деревом, обвитом лианами.


Поль Гоген. Женщина, держащая плод. 1893 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Женщина, держащая плод. 1893 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Постепенно библейские темы в живописи Поля Гогена сменились глобальными общечеловеческими вопросами: молодость, любовь, жизнь, смерть. На полотне «Сбор фруктов» срывание плодов с ветвей символизирует грехопадение, спящая собака – смерть, а щенки – начало новой жизни. Три женщины – символы юности, молодости и зрелости.


На Таити Гоген увлечённо изучал легенды, традиции и верования местных жителей, смешанные с христианством, которое было навязано туземцам миссионерами и поддерживалось администрацией колоний. Гоген писал об этом: «Здесь торжествует, к сожалению, солдатская цивилизация, торговля и бюрократизм». Он пытался защищать таитян от произвола местной власти, говоря, что готов защищать все варварское и примитивное от испорченной цивилизации.


Поль Гоген. Сбор фруктов. 1899 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия
Сбор фруктов. 1899 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия

В таитянский период Поль Гоген написал свои самые прославленные полотна, изображающие красивых, сильных и свободных людей, живущих в спокойной гармонии с щедрой и мудрой природой. Это был прекрасный миф, созданный художником.


В Базельском художественном музее хранится один из многочисленных автопортретов художника. Предположительно, это последний автопортрет Поля Гогена. Живописец умер 1903 году в Атуоне, местечке на Хива Ова (Маркизские острова). Он перебрался на Хива Ова в сентябре 1901 года, купил там землю и построил хижину, которую назвал «Дом наслаждений».


В Швейцарии полотна Гогена можно увидеть в Художественных музеях Базеля, Цюриха, Винтертура, Арау.//SA

Comments


bottom of page