top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

«Поэма семи сказок» Виктора Васнецова


Виктор Васнецов. Спящая царевна. 1913-1917  Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Виктор Васнецов. Спящая царевна. 1913-1917 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

15 мая исполняется 175 лет со дня рождения русского художника Виктора Михайловича Васнецова.


О творчестве Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926) написано множество книг и статей, но самый таинственный цикл его картин – «Поэма семи сказок» – пока ещё исследован мало и многие вопросы остаются без ответа. Сам Васнецов в переписке с сыном Михаилом только вскользь упоминает этот цикл, не поясняя смысла картин. Не было и авторского их списка. Его составили исследователи творчества художника. В «Поэму» входят семь полотен: «Спящая царевна» (1913-1917), «Царевна Несмеяна» (1916), «Баба-Яга» (1917), «Царевна-лягушка» (1918), «Кащей Бессмертный» (1917-1919), «Сивка-Бурка» (начало 1920-х гг.) и «Ковёр-самолёт» (1920-1923,1925). Эти картины не показывались публике при жизни художника.


Впервые все семь полотен были выставлены в 1952 году, когда открылся дом-музей В.М. Васнецова.

Интерес к фольклору появился у Виктора Васнецова ещё в 1870-х годах. А в 1876 году произошло событие, благодаря которому тема былинно-сказочных произведений полностью захватила молодого художника. Цесаревич Александр Александрович заказал Илье Репину картину «Садко». Для образа главного героя Репин попросил позировать Виктора. Непосредственное участие в процессе работы над фантастической, сказочной картиной произвело на Васнецова огромное впечатление.


Садко. 1876 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Садко. 1876 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

В первой половине 1880-х годов у художника уже сформировался замысел «Поэмы семи сказок», а серия эскизов акварелью и гуашью для будущего сказочного цикла была сделана художником к 1901 году. Но процесс создания картин растянулся на 20 с лишним лет. Вероятно, Васнецов просто не спешил показать полотна публике. Это был его своеобразный личный дневник, рассказывающий не только об увлечении народным фольклором, но и о его переживаниях, отношении к событиям, происходившим вокруг: Первой мировой войне, революции 1917 года, Гражданской войне.

Картина «Спящая царевна» (1913-1917) стала самым известным полотном «Поэмы». Друг Васнецова, художник Михаил Нестеров написал: «Самое ценное, конечно, сказочные картины последнего периода. Из них лучшая «Спящая царевна» … Прелестная вещь!».

Сюжет о спящей красавице – «бродячий», встречающийся в фольклоре разных народов. Он был очень популярен в Средние века и в период Нового времени. В русском фольклоре такого сюжета нет. В 1831 году В.А. Жуковский, объединив сказки Шарля Перро и братьев Гримм, написал собственный поэтический вариант «Сказки о спящей царевне». Именно версию Жуковского взял за основу сюжета своей картины Виктор Васнецов.


Спящая царевна. Фрагмент. 1913-1917 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Спящая царевна. Фрагмент. 1913-1917 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В сказке рассказывается о царевне, которая, уколовшись веретеном, погрузилась в волшебный сон, а вместе с ней заснули и все обитатели её царства. На картине Васнецова в центре композиции царевна лежит в глубоком сне на высоком ложе, а рядом с ней спит девочка, (её часто ассоциируют с девочкой-семилеткой, мудрой маленькой героиней русских народных сказок). Вокруг спят сенные девушки, стражники, гусляр, скоморох... На заднем плане стоит стеной лес, оберегая всеобщий волшебный сон. Лес этот не простой, а чудесный, даже райский. С виду обычные берёзы да ели, на ветвях которых расселись снегири, но рядом с ними – попугаи и павлины. А прямо в тереме мирно спят рядом медведь, лиса и заяц. В этом сказочном мире нет вражды и соперничества.


Царевна Несмеяна. 1916 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Царевна Несмеяна. 1916 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Центр картины – не спящая царевна, а маленькая девочка, уснувшая над «Голубиной книгой», самой загадочной книгой древней Руси. Согласно старинной легенде, «Голубиную книгу» написал и спустил с небес на землю Иисус Христос. Книга эта огромная, и никто из людей не может её прочитать и понять. Но Васнецов был уверен, что такие люди есть. Для художника детские образы всегда были олицетворением безгрешных душ, которым могли открыться истины, записанные в «Голубиной книге». На её раскрытых страницах Васнецов процитировал отрывок, отвечающий на вопросы о мироздании.


Следующей в цикле появилась «Царевна-Несмеяна» (1916). Сюжет картины основан на сказке, пересказанной знаменитым собирателем фольклора А.Н. Афанасьевым. Царевна печалилась и ничто не могло её развеселить. Тогда царь пригласил во дворец женихов, чтобы они попытались рассмешить его дочь. Взамен он пообещал отдать царевну в жены тому, у кого это получится, а ещё и полцарства в придачу.


Баба-Яга. 1917 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Баба-Яга. 1917 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

На картине нет персонажа, который рассмешил царевну. Художник изобразил целую очередь веселящихся женихов, желающих получить полцарства. Они пёстрым, шумным потоком идут мимо высокого трона, на котором сидит Несмеяна. Веселье, царящее на картине похоже на балаган, народное гулянье. Оно продолжается и за пределами царского терема – на площади.


Виктор Васнецов. Царевна-лягушка. 1918 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Царевна-лягушка. 1918 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В верхней части картины можно найти подсказку и понять замысел автора. На сводах терема художник расположил образы, осуждающие алчность и стяжательство: «Прение живота со смертью», «Повесть о Варлааме и Иоасафе». А над окном Васнецов написал сюжет «Душа чистая» (рядом с ним растение и птичка – символы рая). Так художник объединил два мира – сказочный и религиозный. В сказке царевна, ждущая своего единственного настоящего суженого, противопоставлена толпе женихов, мечтающих только о богатстве. В религиозном смысле смиренная чистая душа противопоставляется душам грешников, ослеплённых земными благами.


Виктор Васнецов. Царевна-лягушка. 1917-1919 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Царевна-лягушка. 1917-1919 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В 1917-1919 годах Васнецов создал следующие три картины цикла – «Бабу-Ягу», «Царевну-лягушку» и «Кащея Бессмертного».


На картине Васнецова Баба-Яга притворилась матерью мальчика, переодевшись в красный сарафан и кокошник, схватила ребёнка и утащила его в своё царство. На сумеречном фоне сарафан страшной ведьмы горит как огонь и такой же красный встаёт зловещий месяц над тёмным лесом. Искажённое ужасом лицо мальчика, мрачный филин, кости, змеи – всё создаёт атмосферу первобытного страха и ужаса. Зло на этом полотне одерживает верх над добром.


В 1918 году Виктор Васнецов завершил работу над «Царевной-лягушкой». Это полотно совсем другое по настроению: царевна пляшет, музыканты играют, а по чистому голубому небу беззаботно плывут мягкие облачка. Сюжетом картины стала одноименная сказка, широко распространённая по всей России. Три царевича, выпустив из луков стрелы, получили невест. Стрела Ивана-царевича попала в болото и его женой стала лягушка, оказавшаяся Василисой Премудрой, лучше всех выполнившей царские наказы. На полотне художник изобразил третье испытание – пир, который царь устроил для жен своих сыновей. Превратившись из лягушки в красавицу, Василиса пустилась в пляс: «махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – и поплыли по воде белые лебеди».



Виктор Васнецов. Ковёр-самолёт. 1920-1923, 1925 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Ковёр-самолёт. 1920-1923, 1925 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

За озером Васнецов изобразил пёстрый хоровод, деревенские домики, поле со снопами, лес. Так художник объединил на картине сказочное царство и мир традиционной русской деревни, сделав озеро границей между мирами.


Виктор Васнецов. Сивка-Бурка. Начало 1920-х гг // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Сивка-Бурка. Начало 1920-х гг // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Следующей картиной «Поэмы семи сказок» стало полотно «Кащей Бессмертный». Сюжет тоже основан на сказке о «Царевне-лягушке». Васнецов немного развил его, изобразив царевну в плену у Кащея. Васнецовский Кащей – подчёркнуто отрицательный персонаж. Художник добавил страшные детали: в руках Кащея окровавленный меч, которым он убивал добрых молодцев, а на голове «змеиная» корона. Важная часть полотна – настенная роспись. Она раскрывает тайну смерти Кащея.


В 1920-х годах Васнецов писал «Ковёр-самолёт» и «Сивку-Бурку». Последние картины «Поэмы семи сказок» объединяет мотив полета как символа взаимной любви.

Картина «Ковёр-самолёт» раскрывает ещё один вариант сказки «Царевна-лягушка», распространённый в Шадринском уезде. Когда Иван-царевич сжег лягушачью шкурку Елены Прекрасной, она превратилась в белого лебедя и улетела в царство Бабы-Яги, но царевич нашел её, и, взяв у Бабы-Яги ковер-самолет, герои сказки вернулись домой.


Картина посвящена теме любви как высшего блага в жизни человека. Мягкий розовый свет, заливающий полотно, окружает героев, парящих среди облаков на сказочном ковре. Он отражается и в небе, и в воде, символизируя нежные чувства Ивана-царевича и Елены Прекрасной.


Крамской И.Н. Портрет художника Васнецова. 1874
Крамской И.Н. Портрет художника Васнецова. 1874

Для «Сивки-Бурки» Виктор Васнецов взял сюжет одноименной сказки, в которой младший сын Иван-дурак оказался единственным из братьев, кто исполнил последнюю волю отца. Он трижды приходил ночью на отцовскую могилу. В награду за послушание Иван-дурак получил волшебного коня Сивку-Бурку, с помощью которого смог взлететь к высокой светелке царевны, поцеловать ее и взять платочек.


Вспоминаются всем известные строки из поэмы А. С. Пушкина «Сказка о Золотом петушке»: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». На сказочных картинах Васнецова множество символов, создающих скрытые смыслы, которые считываются не сразу. Они требует погружения в неведомый чудесный мир, где границей между реальностью и сказкой может быть озеро, а на сосне рядом со снегирём может сидеть павлин.


Все полотна цикла «Поэма семи сказок» находятся в филиале Государственной Третьяковской галереи, доме-музее В.М.Васнецова, в мастерской художника.//SA

Comentarios


bottom of page