top of page
sanews logo
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Питер Пауль Рубенс – «Гомер живописи»


 Питер Пауль Рубенс. Четыре части света. 1612-1614 © Музей истории искусств, Вена
Питер Пауль Рубенс. Четыре части света. 1612-1614 © Музей истории искусств, Вена

28 июня 2022 года исполняется 445 лет со дня рождения Питера Пауля Рубенса, блистательного художника фламандской школы. Он был великим мастером эпохи барокко, одним из крупнейших живописцев европейского искусства XVII века.


Основоположник французского романтизма Эжен Делакруа называл Рубенса «Гомером живописи», а в «Письмах русского путешественника» Николай Михайлович Карамзин восхищённо писал: «Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем… Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски, лица, платья!».


Питер Пауль Рубенс (1577-1640)


Питер Пауль Рубенс. Автопортрет. 1623 © Национальная галерея Австралии, Канберра
Питер Пауль Рубенс. Автопортрет

Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в немецком городе Зигене. Его отец Ян Рубенс сочувствовал протестантам и в 1568 году, спасаясь от гонений, перевёз семью из Антверпена в Германию. Отец умер, когда Питеру Паулю было десять лет, и его мать, Мария Пейпелинкс, решила вернуться с детьми обратно в Антверпен. Она отдала мальчика в латинскую школу при кафедральном соборе, где будущий художник получил прекрасные знания языков и античной культуры.

 

Питер Пауль Рубенс. Автопортрет. 1623 © Национальная галерея Австралии, Канберра

 

Уже в 13 лет Рубенс проявил интерес к живописи, и мать отправила его в мастерскую к фламандскому пейзажисту Тобиасу Верхахту. Затем Рубенс четыре года работал в мастерской Адама ван Ноорта, писавшего в традициях старонидерландской живописи. Третий учитель Рубенса – Отто ван Веен был ярким представителем нидерландского романизма – течения, стремившегося соединить нидерландские традиции с опытом итальянского (особенно римского) Ренессанса. Именно он привил Питеру Паулю интерес к Италии и итальянской живописи.


 Питер Пауль Рубенс. Три грации. 1634 © Национальный музей Прадо, Мадрид
Питер Пауль Рубенс. Три грации. 1634 © Национальный музей Прадо, Мадрид

В 1598 году Рубенса приняли в члены антверпенской гильдии Святого Луки и через два года художник отправился в Италию, где провёл восемь лет. В Мантуе он поступил на службу к герцогу Винченцо Гонзага в качестве художественного консультанта и придворного живописца. Так Рубенс получил возможность путешествовать с поручениями по всей Италии. Его интересовало творчество Леонардо, Микеланджело, Тицианаи Караваджо.


Питер Пауль Рубенс. Конный портрет герцога Лерма. 1603 © Национальный музей Прадо, Мадрид
Конный портрет герцога Лерма

Постепенно художник обзавёлся заказчиками в Риме и Генуе. В Генуе он создал целую школу парадного портрета, которую позже развили талантливый Ван Дейк и другие ученики Рубенса.

 

Питер Пауль Рубенс. Конный портрет герцога Лерма. 1603 © Национальный музей Прадо, Мадрид

 

В 1608 году Питер Пауль спешно вернулся в Антверпен – смертельно заболела мать. Художник обосновался во Фландрии, быстро завоевал признание заказчиков и вскоре женился на дочери городского секретаря Изабелле Брант. Этому событию посвящён «Автопортрет с Изабеллой Брант» («Жимолостная беседка»). На первом плане картины Рубенс, следуя старонидерландской традиции, детально прописал все цветочки и травинки, а под влиянием итальянской барочной школы художник проявил внимание к передаче эмоций. Центр композиции картины – это союз рук, символизирующий союз двух сердец, двух душ. Эффектно прописаны складки одежды и богатая фактура тканей – явное влияние живописи великого венецианца Тициана.

Питер Пауль Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант. ок. 1609 Старая Пинакотека, Мюнхен
Питер Пауль Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант. ок. 1609 Старая Пинакотека, Мюнхен

В 1610–1620-е годы Рубенс много работал в Антверпене. Став придворным живописцем австрийской правительницы Фландрии, эрцгерцогини Изабеллы Австрийской, он сосредоточился на крупных церковных и бюргерских заказах, открыл собственную мастерскую, организовав её как академию. В стенах рубенсовской академии сформировалась фламандская школа живописи. Художники, которые работали в мастерской Рубенса – Йорданс, Снейдерс, Ян Брейгель Бархатный (сын Питера Брейгеля и друг Рубенса) – стали яркими мастерами фламандской живописи.



Питер Пауль Рубенс. Самсон и Далила. 1609 © Национальная галерея. Лондон
Питер Пауль Рубенс. Самсон и Далила. 1609 © Национальная галерея. Лондон

В этот же период Питер Пауль приобрёл дом, в одной части которого находилась его студия, а в другой жила семья художника.


В мастерской Рубенса сложился определённый стиль работы художников – у каждого была своя специализация. Фигуры писали Ван Дейк и Йорданс, пейзаж – Лукас ван Юден и Вильденс, животных – Снейдерс, а цветы и фрукты – Ян Брейгель Бархатный.

Как правило, Рубенс сам выполнял эскиз, который утверждал заказчик, а помощники и ученики переносили композицию на холст. Этюды и детали фигур тоже прописывал Рубенс, а ученики воплощали их на полотне. И, наконец, уже готовую картину Рубенс доводил до совершенства мелкими дополнениями, прописывая самые ответственные композиционные точки полотна.


 

Питер Пауль Рубенс. Маркиза Бригитта Спинола Дориа. 1606 © Национальная галерея искусства, Вашингтон

 

Рубенс получал крупные религиозные заказы. Два триптиха «Водружение креста» и «Снятие с креста» до сих пор находятся в соборе Богоматери в Антверпене. В создании этих полотен участвовала вся мастерская.


 Питер Пауль Рубенс. Водружение креста. 1609-1610 © Собор Богоматери, Антверпен
Питер Пауль Рубенс. Водружение креста. 1609-1610 © Собор Богоматери, Антверпен
 Питер Пауль Рубенс. Снятие с креста. 1610-1614 © Собор Богоматери, Антверпен
Питер Пауль Рубенс. Снятие с креста. 1610-1614 © Собор Богоматери, Антверпен

К периоду зрелого творчества художника (1615–1620-е гг.) относятся мифологические и аллегорические композиции и серия «Охот».


Питер Пауль Рубенс. Охота на бегемота и крокодила. 1616 © Старая Пинакотека, Мюнхен
Питер Пауль Рубенс. Охота на бегемота и крокодила. 1616 © Старая Пинакотека, Мюнхен
Питер Пауль Рубенс. Охота на львов. 1621 © Старая Пинакотека, Мюнхен
Питер Пауль Рубенс. Охота на львов. 1621 © Старая Пинакотека, Мюнхен
Питер Пауль Рубенс. Венера и Адонис. 1610-1611© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Питер Пауль Рубенс. Венера и Адонис. 1610-1611© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Питер Пауль Рубенс. Союз Земли и Воды. 1618 © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Питер Пауль Рубенс. Союз Земли и Воды. 1618 © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Фигуры матери богов Кибелы и бога морей Нептуна на известном полотне Рубенса «Союз Земли и Воды» – не просто аллегория стихий. Смысл гораздо глубже. Картина написана в ожидании 1621 года, когда должны были осуществиться надежды жителей Антверпена на снятие голландцами блокады устья реки Шельды.


Рубенса всегда привлекала телесная, чувственная сторона человеческой натуры. На картине «Похищение дочерей Левкиппа» восхитительные женщины Рубенса предстают перед зрителями во всей красе: пышнотелые, с нежной розовой кожей, с золотистыми шёлковыми волосами.

 Питер Пауль Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа © Старая Пинакотека, Мюнхен
Питер Пауль Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа © Старая Пинакотека, Мюнхен
 Питер Пауль Рубенс. Возвращение Дианы с охоты. 1615 © Дрезденская Картинная Галерея
Питер Пауль Рубенс. Возвращение Дианы с охоты. 1615 © Дрезденская Картинная Галерея
 Питер Пауль Рубенс. Венера перед зеркалом. 1614-1615 © Музей Лихтенштейн, Вена
Питер Пауль Рубенс. Венера перед зеркалом. 1614-1615 © Музей Лихтенштейн, Вена

Рубенс часто обращался к пейзажу. В этом жанре он следовал традициям старых нидерландских мастеров и строил композицию по классическому принципу театральных кулис, чередуя открытые и закрытые зеленью планы. Но его природа не статична, она всегда переполнена жизненной энергией. На картине «Возчики камней» мир показан в стадии становления. В центре вихрь, момент встречи ночи и дня, а люди – активная часть этой могучей природы. На первом плане Рубенс показал колесо, вокруг которого и разворачивается вихреобразная композиция картины.


 Питер Пауль Рубенс. Возчики камней. 1620 © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Питер Пауль Рубенс. Возчики камней. 1620 © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Рубенс довольно часто писал представителей высшей европейской знати, поскольку бывал с дипломатическими миссиями в Испании, Италии, Франции и Англии. В 1622 году мастерская Рубенса приступила к исполнению цикла картин для Марии Медичи, супруги Генриха IV, матери короля Людовика XIII. Этот заказ состоял из 24 картин. Питер Пауль делал подготовительные рисунки и эскизы, а мастерская переводила их в крупный формат.


На полотнах этой серии каждый шаг Марии Медичи окружён аллегориями в духе эстетики эпохи барокко. Множество мифологических, аллегорических фигур украшают сухое повествование об этапах жизни королевы.

 Питер Пауль Рубенс. Представление портрета Генриху IV. 1625 © Лувр, Париж
Питер Пауль Рубенс. Представление портрета Генриху IV. 1625 © Лувр, Париж

В 1626 году умерла Изабелла Брант и Рубенс был очень подавлен. Он полностью погрузился в работу и творчество.


Художник принял предложение инфанты Изабеллы стать дипломатическим агентом в миссии по заключению мира между Испанией и Англией. За свои успехи в роли дипломата Рубенс получил привилегии: от испанского короля дворянство, от английского – рыцарство.

В 1630 году художник вернулся в Антверпен и вступил в брак с 16-летней Еленой Фоурмен. Рубенсу было уже 53 года, но Питер Пауль был полон сил и вдохновения. Простой и искренний образ Елены Фоурмен стал постоянной темой работ позднего периода творчества Рубенса.


Устав от постоянных заказов и дипломатической карьеры, Питер Пауль сосредоточился на частной жизни. Практически все работы своего последнего десятилетия он написал без помощи учеников, нередко вообще не по заказу, «для себя». В эти годы Рубенс создал много портретов (детей, жены и её родственников), писал пейзажи и картины на мифологические сюжеты. И везде в женских образах угадывались черты его молодой супруги.


Питер Пауль Рубенс. Пейзаж с радугой. 1630-1635 © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Питер Пауль Рубенс. Пейзаж с радугой. 1630-1635 © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Полотна позднего Рубенса менее декоративны и парадны, в них больше личных чувств и переживаний художника. Несмотря на крупный размер картин, часто они имеют камерный характер.


Рубенсовские сцены семейного быта очень лиричны и безмятежны. Образ Елены Фоурмен был для художника символом радости бытия. На картине «Вирсавия у фонтана», воспевая могущественную силу чувственной красоты, Рубенс показывает прекрасную Елену в образе библейской героини. Себя он изобразил Давидом, стоящим вдалеке на колоннаде.


Питер Пауль Рубенс. Вирсавия у фонтана. 1635 © Дрезденская картинная галерея (Галерея Старых Мастеров), Дрезден
Питер Пауль Рубенс. Вирсавия у фонтана. 1635 © Дрезденская картинная галерея (Галерея Старых Мастеров), Дрезден

В «Садах любви», которые Рубенс написал в 1630-е годы, кавалер и дама – это Питер Пауль и Елена Фоурмен. Полотно раскрывает тему приятного времяпрепровождения на лоне природы, которую позже разовьют художники рококо – Ватто, Буше и Фрагонар. Галантные кавалеры и прекрасные дамы ведут беседы на фоне прекрасного парка с античными гротами. Изящное общество окружают шаловливые амуры, вооружённые стрелами любви.


Питер Пауль Рубенс. Сад любви. 1632 © Национальный музей Прадо, Мадрид
Питер Пауль Рубенс. Сад любви. 1632 © Национальный музей Прадо, Мадрид

Картина из Государственного Эрмитажа – последняя работа Рубенса, написанная в 1640 году. В то время он был уже тяжело болен подагрой, но сохранил горячий колорит своих полотен и свободу кисти, которой, как и раньше, великолепно передал на этой картине пиршество жизни и её вечный круговорот.


Питер Пауль Рубенс. Вакх. 1638-1640 © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Питер Пауль Рубенс. Вакх. 1638-1640 © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

27 мая 1640 года Питер Пауль Рубенс составил завещание, а 30 мая художник умер.


Картины Рубенса разошлись по всей Европе в виде гравюр, полотна Питера Пауля покупали европейские дворы. В конце XVII века во Франции возник спор последователей Рубенса (рубенсистов), считавших цвет главной выразительной силой в живописи, и академистов – последователей Пуссена, наследников классицистического видения мира. В XIX веке художники-романтики восхищались жизненной мощью стиля Рубенса.


Эжен Делакруа сказал о его творчестве: «Надо видеть Рубенса, Рубенсом проникнуться, надо Рубенса копировать, ибо Рубенс – бог».

Значение Рубенса сложно переоценить – он создал самостоятельную фламандскую школу живописи. Питер Пауль мог бы сказать: «Фламандская живопись – это я». Именно его художественная манера определила характер национального варианта стиля барокко во Фландрии. Все мастера фламандской школы так или иначе связаны с именем её основателя – Питера Пауля Рубенса.


В Швейцарии работы Питера Пауля Рубенса можно увидеть в Собрании фонда Эмиля Бюрле, в Художественном музее Базеля, в музее Йениш в Веве, в музее Оскара Рейнхарта в Винтертуре. //SA

Comments


bottom of page