top of page
sanews logo
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Пиросмани – гениальный самоучка из Тифлиса


Нико Пиросмани. Лекарь на осле. // The Collection of Shalva Amiranashvili Museum of Fine Arts of Georgia, Georgian National Museum, Tbilisi © Infinitart Foundation
Лекарь на осле. // The Collection of Shalva Amiranashvili Museum of Fine Arts of Georgia, Georgian National Museum, Tbilisi © Infinitart Foundation

17 сентября в Фонде Бейелера в Базеле открылась выставка Нико Пиросмани (Пиросманашвили) (1862-1918), грузинского художника-самоучки рубежа XIX-XX веков. На выставке представлены 46 работ и интерактивная «комната Пиросмани», погружающая в атмосферу творчества художника.


Свои наивные картины Нико писал в Тифлисе. Они украшали фасады и стены местных духанов (кабаков). Считается, что Пиросмани создал несколько тысяч картин, но уцелело чуть более двухсот и лишь немногие из них датированы.


Грузинский поэт Тициан Табидзе написал о художнике: «Нико Пиросманашвили… до того растворился в народе, что нашему поколению трудно уловить черты его индивидуальной жизни. Его будни так таинственны, что, пожалуй, ему придётся остаться без обычной биографии».

Нико Пиросмани – человек-легенда и достоверных фактов о его жизни известно очень мало. Даже дата рождения вызывает вопросы. Вероятнее всего, 1862 год. Пиросмани родился в Кахетии, в селе Мирзаани, в бедной семье. Нико рано осиротел и его приютили состоятельные Калантаровы (у них работал его отец). Они хорошо относились к мальчику, дали ему возможность учиться и рисовать. Когда Нико вырос, оказалось, что он совершенно не готов к самостоятельной жизни. Вместе с другом они пытались зарабатывать рисованием вывесок, но дело не пошло. Тогда Нико пришлось стать кондуктором на железной дороге. Работником он был плохим, постоянно получал штрафы и выговоры за частые прогулы и опоздания. Об этом периоде жизни художника напоминает представленное на выставке полотно «Кахетинский поезд».


Нико Пиросмани. Кахетинский поезд. // The Collection of Shalva Amiranashvili Museum of Fine Arts of Georgia, Georgian National Museum, Tbilisi © Infinitart Foundation
Кахетинский поезд. // The Collection of Shalva Amiranashvili Museum of Fine Arts of Georgia, Georgian National Museum, Tbilisi © Infinitart Foundation

Когда Пиросмани, наконец, решил уволиться, его с радостью отпустили. Нико получил выходное пособие и решил вложить деньги в собственное дело – открыл маленькую молочную лавку. Но опять ничего не получилось: Нико часто давал свои товары в долг, долги не возвращали и дело стало убыточным. И тогда Пиросмани превратился в бродячего художника. Нико брал любые заказы – портреты, жанровые картины, просто вывески. Платили ему очень мало, иногда художник работал за ночлег (собственного дома у него не было), пищу и вино, влечение к которому постепенно усиливалось.


В 1910-х годах о талантливом тифлисском самоучке узнали петербургские художники. Однажды, авангардист Михаил Ле-Дантю (1891-1917), приехав в Тифлис, купил несколько картин Пиросмани и, восхищенный, показал их братьям Зданевичам – художнику Кириллу (1892-1969) и поэту Илье (1894-1975). Восхищенные талантом Нико, они нашли Пиросмани, и Илья Зданевич даже заказал ему свой портрет.


Благодаря Ле-Дантю и Зданевичам несколько работ Нико Пиросмани оказались в Петербурге, а в 1914 году их показали на выставке «Мишень» в Москве. Это была выставка авангардистов, организованная художником М.Ф. Ларионовым (1881-1964). Братья Зданевичи написали несколько статей о Пиросмани, но в столице тифлисского художника не заметили.


Только в 1916 году, когда Кирилл Зданевич провел выставку Нико в Тифлисе, на художника обратили внимание. Но вместе со славой началась и критика. Одна из карикатур так расстроила Пиросмани, что он стал еще больше пить и совсем замкнулся в себе. В 1918 году его, едва живого, нашли лежащим в подвале, отвезли в больницу для бедняков, где он умер. Место захоронения Нико неизвестно. Предположительно, на старом Кукийском кладбище, где хоронили бездомных.


В 1969 году в Париже прошла большая выставка Нико Пиросмани, которая принесла ему мировую славу через полвека после смерти. Среди организаторов этой выставки был один из братьев Зданевичей. Активное участие принимал и Пабло Пикассо (1881-1973), восхищавшийся Пиросмани.


В чём же уникальность тифлисского самоучки?

У Пиросмани было интуитивное чувство композиции и цвета, несмотря на бедную палитру. Эту скромность красок легко объяснить – художник был очень беден, а краски стоили дорого. Основные цвета его полотен – чистый чёрный и чистый белый. Чтобы получить чёрный, он просто оставлял чёрную клеенку (которую использовал вместо холста) неокрашенной.


Пиросмани. Рыбак в красной рубашке. Начало XX в. // The Collection of Shalva Amiranashvili Museum of Fine Arts of Georgia, Georgian National Museum, Tbilisi © Infinitart Foundation
Рыбак в красной рубашке

Пиросмани создавал свои картины очень быстро. Никогда не тратил время на эскизы. Заказчики очень ценили это качество: Нико мог буквально за день-два написать любой портрет или вывеску.

 

Рыбак в красной рубашке. Начало XX в. // The Collection of Shalva Amiranashvili Museum of Fine Arts of Georgia, Georgian National Museum, Tbilisi © Infinitart Foundation

 

Нико Пиросмани очень разнообразен - он работал в самых разных жанрах: писал людей и животных, натюрморты, жанровые сценки, групповые портреты и даже литературные сцены. Очень любил писать застолья (Пиросмани называл такие картины «кутежами»). На выставке представлена картина «Кутеж пяти князей», одна из немногих датированных работ Пиросмани. «Кутёж» выглядит совсем не буйно: пятеро одинаково одетых мужчин без всякой мимики неподвижно сидят за столом. Только два князя подняли рога с вином. На столе аккуратно, как в натюрморте, расставлены несколько блюд, на полу лежит бурдюк с вином.


Нико Пиросмани. Кутёж пяти князей. 1906 // The Collection of Shalva Amiranashvili Museum of Fine Arts of Georgia, Georgian National Museum, Tbilisi © Infinitart Foundation
Кутёж пяти князей. 1906 // The Collection of Shalva Amiranashvili Museum of Fine Arts of Georgia, Georgian National Museum, Tbilisi © Infinitart Foundation

В первом зале базельской выставки посетителей встречает Рыбак. Он смотрит прямо на зрителей с картины «Рыбак в красной рубашке». Минимум живописного пространства, огромная фигура, написанная крупными энергичными мазками.


Нико Пиросмани. Дворник. 1905 // Национальная картинная галерея Грузии, Тбилиси, Грузия
Дворник

Зритель встретится и со строгим, пронзительно смотрящим «Дворником» с кустистой бородой. Пиросмани написал его портрет для владельца сада «Эльдорадо» в Тбилиси.


«Дворник» – одна из самых известных работ Пиросмани. Это не портрет конкретного человека, но собирательный образ, тип. Тифлисские старожилы рассказывали, что в начале XX века дворники выглядели именно так.

 

Нико Пиросмани. Дворник. 1905 // Национальная картинная галерея Грузии, Тбилиси, Грузия

 

На выставке много женских портретов. Например, очень необычная для того времени картина «Женщина с кружкой пива». Создавая её, Пиросмани использовал всего три цвета: красный, белый и жёлтый. И чёрный фон, придающий женской фигуре прочность и основательность. Женщина в красном платье держит красный бокал с пивом, который привлекает особое внимание на чёрном фоне.


 Нико Пиросмани. Женщина с кружкой пива // The Collection of Shalva Amiranashvili Museum of Fine Arts of Georgia, Georgian National Museum, Tbilisi © Infinitart Foundation
Женщина с кружкой пива // The Collection of Shalva Amiranashvili Museum of Fine Arts of Georgia, Georgian National Museum, Tbilisi © Infinitart Foundation

Картину «Ортачальские красавицы» Пиросмани написал по просьбе своего друга Тичиева, владельца духана в Ортачальском саду. Он попросил художника нарисовать женщин «лёгкого поведения»: изображения соблазнительных красавиц должны были привлечь в духан посетителей. Так появился диптих: две лежащие «венеры» с откровенными декольте. Но их облик лишён какой-либо порочности, они не легкомысленны. Скорее наоборот - сдержанны и серьёзны.


Пиросмани говорил об этой картине: «Когда я пишу погибших ортачальских красавиц, я помещаю их на черном фоне черной жизни, но у них есть любовь к жизни — это цветы, помещённые вокруг фигур, и птичка у плеча. Я пишу их на белых простынях, я их жалею, белым цветом я прощаю им их грех».


Нико Пиросмани. Ортачальские красавицы, 1905. клеенка, масло 117 × 52 см // Государственный художественный музей Грузии, Тбилиси
Нико Пиросмани. Ортачальские красавицы, 1905. клеенка, масло 117 × 52 см // Государственный художественный музей Грузии, Тбилиси

Пиросмани очень любил писать животных и всегда изображал их крупно. Так, чтобы они занимали всю картину. Художник не заботился об анатомической точности, его больше интересовали эмоции, которые он пытался передать с помощью своей наивной живописи. Животные Пиросмани очеловечены. Современники говорили, что у них глаза самого Нико: большие и доверчивые.


Посетители выставки увидят огромную и опасную «Полярную медведицу с детёнышами» – когтистую, но с мягким, белым мехом, написанным тонкими штрихами и деликатными точками. Удивительное сочетание опасной силы и тёплой мягкости.

Внимательно и ласково посмотрит на зрителей аристократически печальный «Жираф» со странными пропорциями и необычным цветом шерсти. Эта картина когда-то произвела огромное впечатление на Константина Паустовского. Он записал: ««…Проснулся я, должно быть, очень рано... Я взглянул на эту стену и вскочил. Сердце у меня начало биться тяжело и быстро. Со стены смотрел мне прямо в глаза – тревожно, вопросительно и явно страдая, но не в силах рассказать об этом страдании – какой-то странный зверь – напряженный, как струна. Это был жираф. Простой жираф, которого Пиросман, очевидно, видел в старом тифлисском зверинце.


Я отвернулся. Но я чувствовал, я знал, что жираф пристально смотрит на меня и знает все, что творится у меня на душе… Я отвёл глаза от жирафа, и мне тотчас же показалось, что он вышел из простой деревянной рамы, стоит рядом и ждёт, чтобы я сказал что-то очень простое и важное, что должно расколдовать его, оживить и освободить от многолетней прикреплённости к этой сухой, пыльной клеёнке».


Нико Пиросмани. Жираф // The Collection of Shalva Amiranashvili Museum of Fine Arts of Georgia, Georgian National Museum, Tbilisi  © Infinitart Foundation
Жираф // The Collection of Shalva Amiranashvili Museum of Fine Arts of Georgia, Georgian National Museum, Tbilisi © Infinitart Foundation

Среди анималистических образов Пиросмани есть и Пасхальный барашек. Одна из известных картин Нико называется «Барашек и пасхальный стол с летящими ангелами». На первом плане хорошенький беленький барашек пьет воду из ручья, а сзади него стоит стол с куличом и крашеными яйцами, крест с распятием. На фоне тёмного леса порхают птички и два ангела-серафима. Художник не случайно изобразил именно ночной пейзаж: праздничное пасхальное богослужение происходит ночью.


Нико Пиросмани. Барашек и пасхальный стол с летящими ангелами. Начало XX века // Национальная картинная галерея Грузии, Тбилиси, Грузия
Нико Пиросмани. Барашек и пасхальный стол с летящими ангелами. Начало XX века // Национальная картинная галерея Грузии, Тбилиси, Грузия

Нико умел на простой чёрной клеёнке создать образы, эпически величавые и одновременно полные наивного простодушия. Он писал не видимость, а суть.//SA


 
// Выставка «Нико Пиросмани»

Место //Дата //Время //Стоимость

Даты: 17.09.2023 ‒ 28.01.2024


Место: Fondation Beyeler


Адрес: Baselstrasse 101 CH-4125 Riehen/Basel Показать на карте >>


Время: с 10:00 до 18:00 СР 10:00 до 20:00 ВС 10:00 до 21:00


Стоимость: Полный тариф: CHF 25

WEB: Pirosmani


Comments


bottom of page