top of page
sanews logo
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

«Пикассо–Эль Греко». Выставка в Базеле



// Пабло Пикассо. Автопортрет. 1901 © Музей Пикассо, Париж

//Эль Греко. Портрет мужчины. 1595-1600 © Музей Метрополитен, Нью-Йорк


С 11 июня по 25 сентября 2022 года Художественный музей Базеля приглашает посетить масштабную выставку «Пикассо – Эль Греко». В экспозиции представлены 74 шедевра Пабло Пикассо (1881–1973) и критского мастера Доменикоса Теотокопулоса, известного как Эль Греко (1541–1614).



Влияние Эль Греко на творчество Пикассо – основная тема этой грандиозной выставки. Полотна художников развешены попарно и ведут выразительный диалог.


Сегодня Эль Греко считается одним из ведущих художников испанского Ренессанса, но для своей эпохи он был странной фигурой. Амбициозный, умный и переменчивый, Эль Греко начал свою карьеру с создания икон в византийском стиле.

Эль Греко

Покинув Крит, он перебрался в Венецию, учился у Тициана, потом уехал в Рим, где поставил перед собой скромную задачу «исправить» Микеланджело и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску «Страшный суд». Из-за таких странных художественных взглядов и сложного характера Эль Греко приобрёл в Риме множество врагов и вскоре уехал в Испанию. Эль Греко не получил признания при испанском королевском дворе и навсегда поселился в Толедо. Этот город стал для художника второй родиной.


// Пабло Пикассо. Вознесение. Похороны Касагемаса. 1901© Музей современного искусства Парижской мэрии

// Эль Греко. Поклонение имени Иисуса. 1580 © Лондонская Национальная галерея, 1580

Современники Эль Греко принимали его искусство с недоумением и неохотно – оно было слишком экспрессивно, но теперь, в XXI веке, его считают настоящим художником-визионером, который жил намного раньше своего времени. Его работы высоко оценили уже в XIX веке, когда коллекционеры, писатели и художники (особенно художники-романтики), стали выражать восхищение его эксцентричностью. Это позволило иначе взглянуть на творчество Эль Греко. Однако его уникальный экспрессивный художественный язык был полностью понят только в XX веке. Полотна Эль Греко, восхищавшие своей фантастичностью и яркой индивидуальностью стиля, способствовали развитию кубизма –движения, в котором художники начали смело играть с геометрическими формами и взаимосвязанными плоскостями.


Эль Греко определённо можно считать предшественником современного искусства, перешедшего от традиционного реализма к новому художественному подходу.

Эль Греко определённо можно считать предшественником современного искусства, перешедшего от традиционного реализма к новому художественному подходу, в котором особое внимание уделялось выражению эмоций, внутренней драме, смелой передаче цвета и свободно текущим формам. Пабло Пикассо увидел в его художественном языке этот современный подход к искусству.


Пикассо

Распространено мнение, что Пикассо увлекался Эль Греко только в начале своей творческой карьеры, особенно во время «Голубого периода». Базельская выставка предлагает новую точку зрения, подводя к мысли, что погружение художника в искусство Эль Греко было не только намного более глубоким, чем считалось ранее, но и продолжалось гораздо дольше – на многих полотнах Пикассо, относящихся к разным периодам его творчества, есть отсылки к Эль Греко.

// Пабло Пикассо. Портрет незнакомца в стиле Эль Греко. 1899 © Музей Пикассо, Барселона

// Эль Греко. Святой Иероним. 1610 © Музей Метрополитен, Нью-Йорк


Осенью 1897 года молодой Пикассо приехал в Мадрид, чтобы учиться в Королевской Академии Сан-Фернандо. Вскоре он отверг академические методы преподавания и решил заниматься самостоятельно, изучая шедевры в Национальном музее Прадо. Веласкес, Сурбаран и Гойя абсолютно очаровали Пабло. Но главное место в его душе занял «божественный Эль Греко».


В июне 1898 года Пикассо уехал из Мадрида в Барселону и, став завсегдатаем артистического кафе «Quatre Gats» («Четыре кошки») познакомился с Сантьяго Русиньолем, Микелем Утрильо и Игнасио Сулоага, которые были поклонниками и защитниками Эль Греко. Интерес Пикассо к толедскому художнику усилился, и он сделал несколько рисунков и картин, в которых явственно прослеживалось влияние Эль Греко – выраженная вытянутость фигур, одежда XVI века.


Постоянное присутствие Эль Греко в творчестве Пикассо, безусловно, очень заметно в «Голубом периоде». Когда в 1901 году он писал «Вознесение. Похороны Касагемаса» (1901), то, наверняка, был вдохновлён композицией полотна «Поклонение имени Иисуса» Эль Греко.


// Пабло Пикассо. Портрет мадам Бенедетты Канальс. 1905 © Музей Пикассо, Барселона

// Алонсо Санчес Коэльо (ранее приписывался Эль Греко). Дама в меховой накидке. 1570-е гг. © Дом-музей Поллока, Глазго


И на протяжении всего этого периода на картинах Пабло заметен мистицизм и маньеризм в фигурах, которые заставляют вспомнить апостолов художника из Толедо.


Выставочное пространство организовано так, чтобы посетитель постепенно пришёл к выводу - на полотнах Пикассо практически везде присутствуют «намёки» на Эль Греко. Это не только сходство в позе, но и некоторые более сложные и глубокие визуальные параллели: сокращение живописного пространства, монохромные фоны, формы с жёсткими и чёткими краями, которые как будто прижимаются друг к другу.


Влияние Эль Греко распространяется и на Розовый период: на выставке портрет «Мадам Канальс» (портрет жены его друга, художника Рикардо Канальса) кисти Пикассо сопоставлен с «Дамой в меховой накидке», картиной, которую до середины XX века приписывали Эль Греко. (В настоящее время эксперты пришли к выводу, что автор портрета – художник Алонсо Санчес Коэльо – главный портретист при дворе Филиппа II).



// Эль Греко. Коронование девы Марии. 1591-1592 © Музей Санта Крус, Толедо

// Пабло Пикассо. Набросок к картине «Авиньонские девицы». 1907 © Художественный музей Базеля


В начале XX века Пикассо попал под очарование древнего иберийского и африканского искусства. Это влияние легко заметить в чертах женских лиц на полотне «Авиньонские девицы» (1907) – его первой большой кубистической картине. Эти лица очень напоминают африканские маски. Но в этот период и влияние Эль Греко тоже очевидно. На выставке зрителям предлагается сравнить эскизы Пикассо к «Девицам» 1907 года с картиной Эль Греко «Коронование девы Марии». Жесты, вытянутые пропорции фигур, тенденция к сокращению живописного пространства и дроблению форм на отдельные плоскости цвета – всё это объединяет двух художников.



// Пабло Пикассо. Женщина или Морячка. 1907 © Музей Пикассо, Париж

// Эль Греко. Дева Мария. 1594-1604 ©Музей изящных искусств, Страсбург


// Пабло Пикассо. Мужчина, женщина и ребёнок. 1906 © Базельский художественный музей, Базель

// Эль Греко. Святое семейство с Анной и маленьким Иоанном Крестителем. 1600 © Прадо, Мадрид


// Эль Греко. Святой Иосиф. 1576-1577 © Частная коллекция

// Пабло Пикассо. Портрет Даниэля-Генри Канвейлера, II. 1957 © Художественный музей Базеля

Выставка показывает, что и в поздних работах Пикассо можно наблюдать вдохновение полотнами Эль Греко. Художник говорил своему дилеру Даниэлю-Генри Канвейлеру, что больше всего в Эль Греко его привлекают портреты. Большинство работ, созданных в 1950-1970-е годы, в основном портреты, головы или бюсты мужчин и написаны они под влиянием художника из Толедо.


Пикассо всегда воспринимал старых мастеров как своих современников. По его собственным словам, он даже ощущал их присутствие во время работы над картинами.

Надпись на обороте полотна «Мушкетер» 1967 года очень показательна: «Доменико Теотокопулос ван Рейн да Сильва». Это аллюзия на трёх наиболее почитаемых Пикассо мастеров: Эль Греко (Д. Теотокопулос), Рембрандта ван Рейна и Диего Родригеса де Сильва-и-Веласкеса. В начале своего творческого пути Пикассо старые мастера помогали ему найти себя и создать свой собственный стиль, а его поздние работы демонстрируют уверенность художника, который состоялся и уже сам стал «старым мастером».


// Пабло Пикассо. Мушкетер. 1967 © Частная коллекция

// Эль Греко. Портрет мужчины из дома Лейва. 1580-1585 © Музей изящных искусств, Монреаль


Выставка «Пикассо–Эль Греко» предлагает не просто смотреть картины, но сравнивать и анализировать, видеть и понимать иногда неочевидные влияния и взаимосвязи, возникающие между художниками, которых разделяют сотни лет. Если вам хочется понять, как мастер из XVI века может влиять на тенденции в живописи века XX – эта выставка для вас. //SA

 
 

// Место //Дата //Время //Стоимость


Выставка:

«Пикассо-Эль Греко» // Picasso – El Greco


Даты: 11.07.2022 ‒ 25.09.2022


Место:

Kunstmuseum Basel

St. Alban-Graben 8

CH-4010 Basel


Время: ВТ-ВС: с 10ч до 18ч // СР, ПТ: с 10ч до 20ч

ПН - выходной


Стоимость: от 15CHF до 30CHF


Comments


bottom of page