7 июля исполнилось 130 лет со дня рождения русского и советского художника Павла Дмитриевича Корина.
Павел Дмитриевич Корин
Этот замечательный художник учился в иконописной школе, был лауреатом Сталинской премии, руководил реставрационными мастерскими в ГМИИ им. А.С. Пушкина, его мозаики украшают московское метро. Он писал исторические полотна и портреты знаменитых людей СССР, был коллекционером и подарил своё великолепное собрание древнерусских икон Государственной Третьяковской галерее.
// Михаил Нестеров. Портрет П.Д.Корина. 1925 © Дом-музей П.Д.Корина, филиал Государственной Третьяковской галереи, Москва
Русский и советский художник Павел Дмитриевич Корин родился 25 июня (7 июля) 1892 года в селе Палех Владимирской губернии. Отец и дед Павла были потомственными иконописцами.
В 1903–1907 годах Павел Корин учился в палехской иконописной школе, а потом пешком пришёл в Москву и поступил на работу в иконописную палату при Донском монастыре. В 1911 году, в поисках способного помощника, палату посетил художник Михаил Нестеров. Для Корина эта встреча стала одной из самых важных в жизни. Позже, уже состоявшись как художник, он писал Нестерову: «Вы бросили мне в душу Ваш пламень, Вы виновник того, что я стал художником». Именно под влиянием Нестерова Павел сформулировал свой жизненный принцип: «Искусство есть подвиг!»
// Павел Корин. Иеромонах Пимен и архиепископ Антоний. 1935 © Дом-музей П.Д.Корина, филиал Государственной Третьяковской галереи, Москва
В 1912 - 1916 годах Корин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ему преподавали Константин Коровин, Сергей Малютин и Леонид Пастернак (отца Бориса Пастернака).
В 1916 году Павел уже самостоятельно создал росписи стен склепа-усыпальницы церкви Марфо-Мариинской обители. В это время Корин познакомился со своей будущей женой Прасковьей Петровой, которая была воспитанницей школы при обители. Они обвенчались в 1926 году и всю жизнь прожили вместе.
// Павел Корин. Реквием или Русь уходящая. Эскиз © Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1920-х годах, по примеру художника Александра Иванова, Корин стал готовить себя к созданию одного единственного монументального полотна, которому он хотел посвятить всю жизнь. Павел изучал анатомию человека, скульптуру, делал множество рисунков с классических образцов, изучал фрески старых мастеров. Работал очень много, но совсем не дорожил своими произведениями: в голодные годы топил своими этюдами печку-буржуйку.
12 апреля 1925 года в Донском монастыре отпевали патриарха Тихона и именно тогда Павел понял, какой будет его главная картина. Корин сделал рисунки с натуры во время похорон патриарха, и они стали первыми материалами для будущего грандиозного полотна. Корин назвал его «Реквием» и в период с 1929 по 1937 год написал большую серию этюдов-портретов для своей главной картины.
Осенью 1931 года мастерскую Корина на Арбате посетил Максим Горький. Этюды Павла его восхитили, и писатель решил помочь талантливому Корину. Прежде всего, он предложил новое название для главной картины: «Уходящая Русь». По словам художника, это название стало «прикрытием» православного сюжета и своеобразной охранной грамотой.
// Павел Корин. Митрополит Трифон. 1929 © Дом-музей П.Д.Корина, филиал Государственной Третьяковской галереи, Москва
Благодаря Горькому в 1931–1932 году Павел Корин отправился в свою первую зарубежную поездку и увидел Италию, Францию, Германию. В 1932 году в Сорренто Павел написал большой портрет Горького, который считается наиболее характерным изображением писателя. Корин так сказал об этом полотне: «Горького писали многие художники. Очень хорош его портрет, написанный Валентином Серовым. Там Горький - романтик. У меня - совсем другое. Я хотел написать автора «Матери» и «Клима Самгина».
// Павел Корин. Портрет Горького. 1932 © Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1935 году Корин второй раз выехал в Европу. Вернувшись на родину, художник возглавил реставрационную мастерскую Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Горький помог Корину получить отдельное здание на Малой Пироговской улице. Его перестроили для Павла в мастерскую и квартиру. В Ленинграде по заказу Горького подготовили огромный холст для «Уходящей Руси». Холст привезли в мастерскую, закрепили на подрамнике и даже загрунтовали. Писатель, шутя, неоднократно говорил Корину: «Павел Дмитриевич, если Вы не напишете её, я Вам с того света буду пальцем грозить». Горький очень хотел дожить до завершения работы над картиной, но 18 июня 1936 года писатель умер. После его смерти для Корина начались черные дни. В НКВД стали поступать доносы на художника. Мастера не репрессировали, прекрасную мастерскую не отняли, но работу над монументальным полотном пришлось прекратить.
// Павел Корин. Портрет А.Н. Толстого © Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
// Павел Корин. Северная баллада. Левая часть триптиха «Александр Невский». 1943 © Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1939 году Павел Корин, получив официальный заказ Комитета по делам искусств, начал работу над портретами выдающихся советских деятелей культуры: актёров МХАТа Леонида Леонидова и Василия Качалова, писателя Алексея Толстого, микробиолога и эпидемиолога Николая Гамалеи, пианиста Константина Игумнова. В выборе моделей для своих картин художник всегда был абсолютно свободен. Он говорил: «Увлечь меня могут лишь те люди, в которых я вижу глубокий интеллект, духовное богатство. К людям, в которых этого нет, я равнодушен и писать их не могу...»
Свой знаменитый монументальный триптих «Александр Невский» («Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ») Павел Корин создал во время войны – в 1942-1943 годах. Работая над полотнами, художник много общался со специалистами Государственного исторического музея, советовался с ними, с натуры писал все снаряжение князя, его латы, кольчугу и шлем. Триптих был показан на выставке и мгновенно сделался известным. В феврале 1944 года его огромную копию установили на въезде в только что освобождённый от гитлеровцев Новгород.
// Павел Корин. Старинный сказ. Правая часть триптиха «Александр Невский». 1943 © Государственная Третьяковская галерея, Москва
// Павел Корин. Александр Невский. Центральная часть триптиха «Александр Невский». 1942 © Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1945 году Корин создал портрет маршала Георгия Жукова, а уже в послевоенное время написал портреты маршалов Говорова, Толбухина и Рыбалко.
После окончания войны в Москву были доставлены шедевры из Дрезденской галереи и именно Корину и сотрудникам его реставрационной мастерской было поручено восстановление повреждённых полотен. Когда в музей привезли ящик с «Сикстинской Мадонной» Рафаэля, Павел Дмитриевич вышел встречать знаменитую картину во двор и снял перед ней шляпу. Его примеру последовали все.
// Павел Корин. Портрет маршала Жукова. 1945 © Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1951–1952 году художник выполнил эскизы мозаичных панно для станции московского метро «Комсомольская–Кольцевая» и витражей для станции «Новослободская». За первую из этих работ художник в 1952 году получил Сталинскую премию 2-й степени.
// Павел Корин. Звезда. Эскиз мозаики для станции метро «Комсомольская». 1951 © Государственная Третьяковская галерея, Москва
// Павел Корин. Александр Невский. Эскиз мозаичного панно для станции метро «Комсомольская». 1951 © Государственная Третьяковская галерея, Москва
// Витражи, сделанные по эскизам Павла Корина. Метро «Новослободская», Москва
// Павел Корин. Портрет художников Кукрыниксов. 1956-1958 © Государственная Третьяковская галерея, Москва
// Павел Корин. Портрет Ренато Гуттузо. 1961 © Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В 1950-х – 1960-х годах Корин написал замечательные портреты армянского живописца Мартироса Сарьяна, художников-карикатуристов Кукрыниксов, итальянского художника Ренато Гуттузо, режиссёра Рубена Симонова. Постепенно к нему пришли заслуженные награды и звания. В 1954 году Корина избрали членом-корреспондентом Академии художеств СССР, через четыре года он стал её действительным членом. В 1962 году Павел Дмитриевич Корин получил звание народного художника СССР, в 1963 – Ленинскую премию. В 1965 году состоялась персональная выставка его произведений в Нью-Йорке в галерее Арманда Хаммера.
Павел Корин умер 22 декабря 1967 года. По его завещанию вся принадлежавшая художнику коллекция древнерусских икон была передана Государственной Третьяковской галерее. Корин поставил единственное условие – сохранить в доме все, как было при его жизни. Вдова художника, Прасковья Тихоновна Корина, обратилась к министру культуры СССР Е.А.Фурцевой и председателю Совета Министров СССР А.Н.Косыгину с просьбой принять в дар Третьяковке коллекцию древнерусского искусства и организовать в доме музей. 22 мая 1968 года мемориальный Дом-музей народного художника СССР Павла Корина был создан и открылся для посетителей в 1971 году. Вдова художника стала главным пожизненным хранителем музея, а ей в помощь набрали штат сотрудников. Сам дом был поделён на две части: в одной была устроена экспозиция, а в другой жила Прасковья Тихоновна.
Собрание икон Павла Корина, начавшееся как частное и формировавшееся в течение нескольких десятков лет, приобрело теперь национальное значение. Он говорил: «Я собираю иконы не ради удовольствия. Глядя на них, я творчески расту».
Павел Корин всю жизнь писал только то, что хотел, однако главное полотно своей жизни он так и не создал. Огромный пустой холст, предназначавшийся для написания «Реквиема», стоит в его музее. //SA
Comentários