top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Пармиджанино – «Малыш из Пармы»


Франческо Пармиджанино. История Дианы и Актеона. Восточная сторона фрескового цикла. 1524. Замок Фонтанеллато
История Дианы и Актеона. Восточная сторона фрескового цикла. 1524 // Замок Фонтанеллато

Этот итальянский художник из Пармы, вместе с Якопо Понтормо и Россо Фьорентино считается основоположником маньеризма, возникшего на границе Ренессанса и барокко.


Художники-маньеристы XVI века стремились к сохранению прекрасных образов, созданных Рафаэлем, Леонардо, Микеланджело и особое внимание уделяли красоте лица героев своих картин. Желание создать красивый образ подталкивало маньеристов к игре с цветом и формой, к изменению пропорций и экспериментам с композицией. В 1915 году немецкий историк искусства Вальтер Фридлендер заметил, что «…для маньеристов…существовал общий принцип: я вижу не так, как все».


11 января 2023 года исполнилось 520 лет со дня рождения итальянского художника-маньериста Пармиджанино.



Пармиджанино – «Малыш из Пармы»

Пармиджанино. Автопортрет в выпуклом зеркале. 1524 // Музей истории искусств, Вена
Автопортрет в выпуклом зеркале. 1524

Пармиджанино (1503-1540) был именно таким экстравагантным художником, отрицавшим ортодоксальность, видевшим не как все. Он хотел доказать, что классическая система гармонии – не единственный способ показать красоту, что красота не исчерпывается простотой и естественностью. В своем стремлении создать формы, отличные от природных, он был, в каком-то смысле, одним из первых современных художников.

 

Пармиджанино. Автопортрет в выпуклом зеркале. 1524 // Музей истории искусств, Вена

 

Пармиджанино – это прозвище, означающее «малыш из Пармы». Настоящее имя художника Джироламо Франческо Мария Маццола. Он родился 11 января 1503 года в Парме, в семье живописца Филиппо Мацоллы. Через два года мальчик потерял отца, через три – мать, и его растили братья отца, которые тоже были художниками, малоизвестными, но имевшими собственную мастерскую. Они и обучили Франческо азам живописи. Племянник подрос и оказался таким талантливым, что именно благодаря его работам мастерская братьев Мацолла стала получать постоянные заказы от состоятельных клиентов.


Франческо Пармиджанино. Мистическое обручение Святой Екатерины (алтарь Барди). 1521. Церковь Санта Мария, Барди, Италия
Мистическое обручение Святой Екатерины (алтарь Барди). 1521 // Церковь Санта Мария, Барди, Италия

В очень юном возрасте Пармиджанино посчастливилось участвовать в работе над оформлением церкви Сан Джованни Эванжелиста, принадлежащей монашескому Ордену святого Бенедикта. Выполняя этот заказ, он познакомился со знаменитым Антонио Аллегри, более известным сегодня как Корреджо, который тоже был приглашён принять участие в декорировании церкви. Его фрески потрясли Пармиджанино. Он не был официальным учеником Корреджо, но перенял многие черты стиля этого замечательного мастера и приобрёл ценный опыт, позволивший ему сформироваться в самостоятельного живописца.


В 1523 году Франческо написал изысканные фрески, рассказывающие историю Дианы и Актеона. Они украсили потолок в покоях Паолы Гонзага в замке Фонтанеллато. Некоторые искусствоведы склонны видеть в этой работе сильное влияние Корреджо, но, вне всякого сомнения, «малыш из Пармы», выполняя этот заказ, проявил талант великолепного рисовальщика.


Затем Пармиджанино отправился в Рим. Там он изучал и копировал шедевры античного искусства и мастеров Ренессанса – Рафаэля и Микеланджело.

Молодой художник привёз в Рим свой «Автопортрет в зеркале» – очень необычную работу, выполненную уже в стиле маньеризма. Франческо основательно подошёл к созданию этого автопортрета. Он купил деревянный шар, расколол его на полусферы, чтобы имитировать изгиб выпуклого зеркала, и, соблюдая все искажения линий и пропорций, создал свой автопортрет – отражение. Только лицо художник оставил практически нетронутым искажающим влиянием зеркала. Пармиджанино представили папе Климентию VII, и художник продемонстрировал ему свой экспериментальный автопортрет. Папа был удивлён потрясающим мастерством столь молодого художника. Он так хвалил Пармиджанино, что Франческо надеялся уже на получение большого заказа по росписи одной из папских станц, но как раз в это время войска императора Карла V вторглись в Рим, и подвергли город полному разграблению.


Франческо Пармиджанино. Обращение Павла. 1527-1528. Церковь Сан Петронио, Болонья
Обращение Павла. 1527-1528 // Церковь Сан Петронио, Болонья

Пармиджанино пришлось покинуть Рим, и он отправился в Болонью. Именно в этом городе пройдёт самый яркий период творчества художника. В Риме он был одним среди многих, а здесь стал первым среди лучших.


1527-1530 годы были для Франческо очень плодотворными. Он открыл в Болонье мастерскую по производству офортов со своих рисунков. Считается, что Пармиджанино первым из итальянских мастеров применил эту технику.


Франческо Пармиджанино. Мадонна со святой Маргаритой и другими святыми. 1527-1529 // Национальная Пинакотека, Болонья
Мадонна со святой Маргаритой и другими святыми. 1527-1529 // Национальная Пинакотека, Болонья

Картина Пармиджанино «Святой Рох» украсила капеллу кафедрального собора города. Затем последовали еще более грандиозные полотна: «Мадонна со святой Маргаритой и другими святыми» и «Видение святого Иеронима», «Мадонна с розой», «Обращение Павла (Савла)».


«Мадонна с розой» произвела огромное впечатление на современников, и с картины было сделано множество копий. Это полотно предназначалось для писателя Пьетро Аретино, который часто использовал в своих произведениях мифологические сюжеты. Существует версия, что первоначальное название этого полотна «Венера и Амур». Уже завершая работу над картиной, Пармиджанино решил подарить её папе Климентию VII, и, поменяв название, внёс небольшие изменения и в образы.


Франческо Пармиджанино. Мадонна с розой. 1528 // Галерея старых мастеров, Дрезден
Мадонна с розой. 1528 // Галерея старых мастеров, Дрезден

Полотно Пармиджанино «Обращение Павла» долгое время считалось работой Никколо дель Аббате (1512-1571), но сравнительно недавно были найдены подготовительные эскизы Франческо и автором был признан именно он.


В 1530 году художник создал портрет императора Карла V, который остался очень доволен работой талантливого итальянца.


 Франческо Пармиджанино. Обращение Павла. 1520-е гг. // Музей истории искусств, Вена
Обращение Павла. 1520-е гг // Музей истории искусств, Вена

В 1531 году Пармиджанино вернулся в родную Парму. Именно здесь он написал свою знаменитую «Мадонну с длинной шеей». Эта картина была создана для украшения фамильной капеллы Елены Байярди в Парме. Полотно вызывает много вопросов. Почему у трона, на котором восседает Мадонна, отсутствует спинка? Что означает странная колонна без капители? Почему так явно нарушены пропорции фигур? Вероятнее всего, Пармиджанино стремился создать образы, совершенно непохожие на те, что писали художники Ренессанса.


В эпоху Возрождения существовал канон идеальных пропорций: голова должна быть равна одной девятой части от общей высоты человеческой фигуры. У художника из Пармы была своя система пропорций – очень маленькие головы на удлиненных шеях, чрезмерно вытянутые конечности. «Змеевидная фигура» – одна из основных характерных черт маньеризма, и полотно Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей» – яркий пример маньеристического канона красоты.


Франческо Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей. 1534-1540 // Галерея Уффици, Флоренция
Мадонна с длинной шеей. 1534-1540 // Галерея Уффици, Флоренция

В 1530-х годах община церкви Санта Мария делла Стекатта обратилась к художнику с заказом на роспись потолка. Франческо с радостью и воодушевлением взялся за работу, но постепенно охладел к ней. Вероятно, заказ оказался слишком сложным: архитектурные особенности сводов церкви не позволяли художнику создать целостную композицию. Биограф Вазари называет другую причину: в это время Пармиджанино увлёкся «алхимией и забросил совершенно живопись, рассчитывая, что если он заморозит ртуть, то скоро разбогатеет».


Так или иначе, но терпение заказчиков кончилось, и художника арестовали. Он торжественно обещал закончить росписи, добился освобождения и сразу же сбежал из Пармы вместе со своим другом. Они какое-то время скрывались в провинциальном городке Казальмаджоре. Там Франческо создал несколько полотен, среди которых «Мадонна со Святым Стефаном и Иоанном Крестителем», «Лукреция».


В 1540 году Пармиджанино заболел лихорадкой и умер. Ему было всего 37 лет.


Франческо Пармиджанино. Видение святого Иеронима. 1527-1529 // Национальная галерея, Лондон
Видение святого Иеронима. 1527-1529 // Национальная галерея, Лондон

Художественное наследие Пармиджанино весьма велико, и его работы составляют сегодня гордость музейных и частных коллекций. Никого из итальянских художников (после Рафаэля) так часто не копировали как Пармиджанино. Его офорты и рисунки сделали «малыша из Пармы» известным по всей Европе.


 Франческо Пармиджанино. Лукреция. 1530-е гг. // музей Каподимонте, Неаполь
Лукреция. 1530-е гг. // Музей Каподимонте, Неаполь

Художник оставил своим последователям маньеристический идеал – рафинированную красоту непропорционально вытянутых тел и утонченность черт прекрасных лиц. Биограф Вазари писал о Пармиджанино: «Франческо Маццола из Пармы превзошёл всех живописцев в том, что придавал своим фигурам совершенно особенную прелесть, сладость и нежность».


Франческо Пармиджанино. Лукреция. 1540 // музей Каподимонте, Неаполь
Лукреция. 1540 // Музей Каподимонте, Неаполь

Comments


bottom of page