top of page
sanews logo
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Паоло Веронезе: воспитанный Вероной и прославленный Венецией

Паоло Веронезе. Пир в доме Левия. 1573 // Галерея Академии, Венеция, Италия
Паоло Веронезе. Пир в доме Левия. 1573 // Галерея Академии, Венеция, Италия

Этот итальянский художник Позднего Возрождения известен во всём мире как автор великолепных алтарных картин, колоссальных многофигурных полотен, монументальных росписей, удивляющих сложностью композиции.


В 2023 году исполняется 495 лет со дня рождения итальянского художника Паоло Веронезе. Он был одним из величайших венецианских живописцев XVI века. Родившись в Вероне, писал преимущественно Венецию. Однажды художник приехал в этот город работать, полюбил его, и главной героиней его фресок и картин стала Венеция.


Мы знаем его как Паоло Веронезе (родившийся в Вероне, веронец), но настоящее его имя –Паоло Кальяри. Живописец работал в Вероне, Мантуе, Виченце и Падуе, но большую часть жизни он посвятил Венеции.

Паоло Кальяри (1528-1588) был пятым сыном в семье скульптора Габриеле Кальяри. В 13 лет Паоло начал обучение в мастерской своего дяди, известного художника Антонио Бадиле (1518-1560). Позже его учителем стал веронский мастер Джованни Франческо Карото (1480-1555). В 17 лет Паоло был уже вполне самостоятельным художником.


Паоло Веронезе. Мистическое обручение Святой Екатерины. 1547 // Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США
Мистическое обручение Святой Екатерины. 1547 // Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США

Одна из ранних картин Веронезе «Мистическое обручение святой Екатерины» (1547). Средневековые художники обычно писали этот сюжет как мистическое видение, помещая Мадонну на небеса, а у Веронезе сюжет лишён мистики и напоминает семейную сцену: две женщины играют с младенцем. Живописный пейзаж и хорошенькие ангелочки-путти (позже их очень полюбят художники эпохи барокко) прекрасно дополняют картину.


В 1553 году Веронезе приехал в Венецию для украшения плафонов во Дворце дожей. Паоло был великолепным рисовальщиком и мастером плафонной живописи, он любил сложные перспективные построения и замысловатые ракурсы.


Юпитер, мечущий молнии в пороки. 1553-1555 // Лувр, Париж, Франция

Триумф Добродетели над Пороком. 1553-1555 // Дворец дожей, Венеция, Италия

Юнона, осыпающая дарами Венецию. 1553-1555 // Дворец дожей, Венеция, Италия


Главными работами Веронезе во Дворце Дожей были «Юпитер, мечущий молнии в пороки» (вывезен Наполеоном), «Триумф Добродетели над Пороком» и «Юнона, осыпающая дарами Венецию».


Прежде чем окончательно поселиться в Венеции, художник работал во многих городах и монастырях Италии. В 1555-1556 годах Веронезе написал «Преображение Господне» в кафедральном соборе города Монтаньяна. Это самая ранняя работа, на которой стоит подпись художника: «Мессир Паоло Кальяри Веронезе (то есть человек из Вероны), проживающий в Венеции».


Паоло Веронезе. Преображение Господне. 1555. // Кафедральный собор. Монтаньяна, Италия
Преображение Господне. 1555. // Кафедральный собор. Монтаньяна, Италия

Веронезе выполнял не только церковные, но и светские заказы. Один из таких - вилла Барбаро в местечке Мазер, близ Виченцы. Она была построена по заказу братьев Даниэле и Маркантонио Барбаро в 1560-х годах по проекту знаменитого Андреа Палладио. Программу росписей составил Даниэле Барбаро. Ему хотелось внести в повседневную жизнь владельцев виллы темы времени, веры, любви и милосердия. Этим абстрактным понятиям посвящались отдельные залы, а центральную часть свода в каждом зале украшали мифологические и аллегорические композиции.


Здесь Веронезе удалось создать иллюзию выхода за пределы стен. Такая иллюзорность напоминает жанр «обманки» (trompe l’oeuil), но он возник и стал популярен значительно позже.

В Зале Олимпа, кроме античных богов, Веронезе изобразил и реальных людей – хозяйку виллы Джустиниану Барбаро, сопровождающую её пожилую кормилицу и единственного наследника Маркантонио, выглядывающего из глубины лоджии. Написал он и домашних любимцев – зелёного попугая и маленькую пятнистую собачку.


Паоло Веронезе. Свод зала Олимпа. Вилла Барбаро
Свод зала Олимпа. Вилла Барбаро
Паоло Веронезе. Зал Олимпа. Джустиниана Барбаро. Вилла Барбаро.
Зал Олимпа. Джустиниана Барбаро. Вилла Барбаро.

Росписи виллы Барбаро часто сравнивают с картинами импрессионистов и Веронезе называют их предтечей. Его росписи очень воздушны, а мазок свободный, действительно, почти импрессионистический.


Славу Веронезе принесли большие по размеру картины, выполненные в его мастерской, в которой вместе с Паоло работали его дети, племянники, ученики и подмастерья.

В 1562 году община бенедектинского монастыря Сан-Джорджо Маджоре заказала Веронезе картину «Брак в Кане Галилейской». На колоссальном (6,6х9,9 м) полотне художник изобразил 132 персонажа: Христос, Богоматерь, апостолов и множество исторических личностей. Обрамлением и фоном послужила величественная архитектура, которая играла огромную роль в творчестве Веронезе. На его полотнах она практически везде.

В самом центре полотна «Брак в Кане Галилейской» – Иисус. Он прямо смотрит на зрителя. Рядом с ним Дева Мария. Их можно узнать по нимбам над головами. Дама, сидящая слева в углу и опирающаяся локтем на стол – Виттория Колонна, муза Микеланджело, знаменитая итальянская поэтесса. Рядом с ней – Сулейман Великолепный и великий визирь Соколлу Мехмед-паша. Французский король Франциск I и его супруга Элеонора Австрийская изображены в роли жениха и невесты. За королевской четой стоит знаменитый шут Трибуле. Рядом с ними император Священной Римской империи Карл V и английская королева Мария Тюдор.


Гостей развлекают игрой на музыкальных инструментах четыре выдающихся венецианских художника (слева направо) – сам Веронезе (в белом одеянии с виолой в руках), Якопо Бассано, Тинторетто и Тициан. Рядом с художниками-музыкантами стоит писатель Пьетро Аретино с бокалом в руке, разглядывая чудесным образом появившееся вино.


Паоло Веронезе. Брак в Кане Галилейской. 1562-1563 // Лувр, Париж, Франция
Паоло Веронезе. Брак в Кане Галилейской. 1562-1563 // Лувр, Париж, Франция

Паоло Веронезе. Брак в Кане Галилейской. Фрагмент. Французский король Франциск I и его супруга Элеонора Австрийская, шут Трибуле, император Священной Римской империи Карл V, английская королева Мария Тюдор.


Веронезе изобразил окончание свадебного пира – на столах расставлены фрукты и сладости. Сцена мало напоминает библейскую. Это настоящий венецианский пир. Стендаль в своей «Истории живописи в Италии» заметил о Венеции: «Очаровательные венецианцы были очень набожны. Но история их нравов убедительно свидетельствует о том, что они не придавали религии Христа того сурового и унылого отпечатка, который мы наблюдаем в ней за последнее время».


Паоло Веронезе. Брак в Кане Галилейской. Фрагмент. Великий визирь Соколлу Мехмед-паша, Сулейман Великолепный, Виттория Колонна.
Брак в Кане Галилейской. Фрагмент. Великий визирь Соколлу Мехмед-паша, Сулейман Великолепный, Виттория Колонна.

На полотне есть христианские символы, и они расположены в самом центре, на одной линии. Прямо над головой Христа разделывают ягнёнка. Этот символ напоминает о грядущей жертве. А на столике, вокруг которого сидят музыканты у ног Христа, стоят песочные часы, говорящие о конечности земной жизни, но, в то же время, они символизируют и надежду на возрождение.


Паоло Веронезе. Брак в Кане Галилейской. Фрагмент. (слева направо) Веронезе (в белом одеянии с виолой в руках), Якопо Бассано, Тинторетто, Тициан.
Брак в Кане Галилейской. Фрагмент. (слева направо) Веронезе (в белом одеянии с виолой в руках), Якопо Бассано, Тинторетто, Тициан.

Паоло Веронезе. Брак в Кане Галилейской. Фрагмент. (слева направо) Веронезе (в белом одеянии с виолой в руках), Якопо Бассано, Тинторетто, Тициан.


Брак в Кане Галилейской. Фрагмент. Пьетро Аретино.

Фрагмент. Христианская символика.


Другое огромное (5,5 на 12,8 м), многонаселённое полотно Паоло Веронезе – «Пир в доме Левия». Эта картина была написана в 1573 году для монастыря Сан Джованни и Паоло.

Изначально полотно носило название «Тайная Вечеря», но позже художник назвал картину иначе, чтобы избежать неприятностей с инквизицией. Трибунал инквизиции обвинил художника в том, что он исказил смысл евангельского текста. Сохранилась запись беседы инквизиторов с Паоло Веронезе. На вопрос о том, как он посмел изобразить евангельский сюжет «Тайная вечеря» без должного уважения к Священному Писанию, художник ответил: «Мы, живописцы, пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие. Если в картине остается некое пространство, я украшаю его фигурами, которые кажутся мне подходящими и соответствующими замыслу. Художник должен быть свободен в своем творчестве, ведь только тогда ему удается создать нечто нужное людям…У меня был заказ украсить картину по моему разумению, она большая, и могла вместить много фигур...»


Такой дерзкий ответ художника абсолютно не понравился инквизиторам, и трибунал постановил «исправить картину, чтобы она отвечала важности изображаемого сюжета».

Однако находчивый Веронезе ничего не изменил на полотне, только добавил надпись: «И сделал для Него Левий в доме своём большое угощение» (Лк. 5:24). Так «Тайная вечеря» стала «Пиром в доме Левия».


Как и у всех художников Возрождения, у Веронезе было много полотен и на античные сюжеты, но его всегда больше интересовали не сами сюжеты, а возможность показать сложные ракурсы, сложные композиции, великолепие архитектуры, богатство и живописность прекрасных тканей.


Паоло Веронезе. Венера и Адонис. 1580 // Национальный музей Прадо, Мадрид, Испания
Венера и Адонис. 1580 // Национальный музей Прадо, Мадрид, Испания
Паоло Веронезе. Похищение Европы. 1578 // Дворец дожей, Венеция, Италия
Похищение Европы. 1578 // Дворец дожей, Венеция, Италия

В конце жизни Веронезе увлекся религиозными темами, особенно страстями, неоднократно писал «Пьету» («Оплакивание»). Колорит его картин изменился, став более тёмным, не таким солнечным, сверкающим и сочным, как на знаменитых полотнах с пирами.


Паоло Веронезе. Оплакивание Христа. 1582 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Оплакивание Христа. 1582 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Итальянский искусствовед Родольфо Паллуччини писал: «Веронезе – последний великий гений Ренессанса: неиссякаемый источник вдохновения он находил для себя в античном искусстве, хотя в последние годы в его картинах все чаще присутствуют печальные мотивы с оттенком меланхолии: так скорбь ночи перекрывает радость дня».


Церковь Сан-Себастьяно в Венеции

Коронация Девы. 1555. Церковь Сан-Себастьяно, Венеция


Венецианцы обожали Веронезе за его умение гармонично изображать на полотнах и фресках огромные толпы людей и придавать этому великолепие. Когда в 1588 году Паоло Веронезе умер от воспаления легких, вся Венеция переживала это как общий траур. Художника похоронили в венецианской церкви Сан Себастьяно. Здесь Паоло работал более двух десятилетий, монахи-францисканцы постоянно делали ему заказы – небольшая церковь полностью украшена работами Веронезе.//SA

Comments


bottom of page