top of page
sanews logo
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

П.М. Третьяков – бескорыстный коллекционер


Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственная Третьяковская галерея, Москва // istock

«Чего не делают большие общественные учреждения, то поднял на плечи частный человек – и выполняет со страстью, с жаром, с увлечением, и что всего удивительнее – с толком», – говорил критик В.В. Стасов о Павле Михайловиче Третьякове.


«В его коллекции, говорят, нет картин слабых, плохих, но, чтобы разбирать таким образом, нужны вкус, знание. Сверх того, никто столько не хлопотал и не заботился о личности и нуждах русских художников, как господин Третьяков», – писал Стасов.


31 августа 1892 года предприниматель и меценат Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) передал в дар Москве свою коллекцию русского искусства.


// Павел Михайлович Третьяков
И.Н. Крамской. Павел Михайлович Третьяков. 1876  Государственная Третьяковская галерея, Москва
И.Н. Крамской. Павел Михайлович Третьяков. 1876

П.М.Третьяков родился 15 декабря 1832 года в купеческой семье в Замоскворечье. Павел и его младший брат Сергей с детства любили родной город и интересовались историей своей страны. Этот интерес поддерживал их отец, серьезно относившийся к воспитанию детей. Он приучал их к делу с ранних лет: мальчики сидели в конторе, общались с покупателями, принимали и отпускали товар. Павлу было 18 лет, когда отец умер, оставив сыновьям свою торговлю и завещав им продолжать семейное дело.

 

И.Н. Крамской. Павел Михайлович Третьяков. 1876 // Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Павел исполнил волю отца: работая много и добросовестно, он довольно быстро приумножил капитал. Постепенно братья стали крупными и уважаемыми купцами, а затем и знаменитыми меценатами, собирателями, общественными деятелями.


И.И. Шишкин. Рожь. 1878 // Государственная Третьяковская галерея, Москва
И.И. Шишкин. Рожь. 1878 // Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ещё в юности Павел Третьяков поставил перед собой цель – создать общедоступный национальный художественный музей, показать миру русскую школу живописи. Именно эта цель определила всю его судьбу. Позже Третьяков писал художнику Крамскому: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь».


И.И. Левитан. Март. 1895 // Государственная Третьяковская галерея, Москва
И.И. Левитан. Март. 1895 // Государственная Третьяковская галерея, Москва

Датой основания Третьяковской коллекции принято считать 22 мая 1856 года, когда Павел Третьяков впервые приобрел два произведения русских художников: «Искушение» Николая Шильдера и «Стычку с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. В то время Павлу было всего 24 года, но он уже точно знал, что страсть к искусству – на всю жизнь.


Николай Шильдер. Искушение. 1856 // Государственная Третьяковская галерея, Москва
Николай Шильдер. Искушение. 1856 // Государственная Третьяковская галерея, Москва

Знакомясь со все новыми и новыми художниками, Третьяков стал покупать у них картины. Приобретая у неизвестных тогда мастеров их произведения, Павел Михайлович помогал им материально и способствовал их участию в выставках. Он постоянно расширял свои знания в области искусства, выезжал за границу, посещая выставки и музеи, так что его художественные интересы нередко отодвигали даже торговые дела, а собрание картин постоянно увеличивалось.


Василий Худяков. Стычка с финляндскими контрабандистами. 1853  Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Худяков. Стычка с финляндскими контрабандистами. 1853 // Государственная Третьяковская галерея, Москва

Уже в 1860-е годы XIX в. в коллекции Третьякова появляются картины старых мастеров – Боровиковского, Щедриных, Брюллова.


Павел Михайлович очень любил сам лакировать картины и реставрировать их. Он запирался в своём кабинете, и никто не осмеливался тревожить его в такие часы. Напротив, домашние всячески старались соблюдать тишину. «Священнодействуя» над картинами, увлечённый коллекционер отдыхал душой.

В.Л. Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной. 1797 // Государственная Третьяковская галерея, Москва
В.Л. Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной. 1797

Когда возникло Товарищество передвижных художественных выставок, Третьяков поддержал убеждение передвижников в том, что искусство призвано служить «серьезным интересам народа» и всячески содействовал их намерению знакомить с искусством русскую провинцию.

 

В.Л. Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной. 1797 // Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Роль Третьякова в художественной жизни России была настолько важна, что Академия художеств в 1868 года признала его сначала Почётным, а позже Действительным членом. Он счёл свои долгом приносить помощь Академии и передал в дар большую коллекцию литографий с картин европейских мастеров, собранную им во время зарубежных поездок.


К.П. Брюллов. Всадница. 1832  Государственная Третьяковская галерея, Москва
К.П. Брюллов. Всадница. 1832

Третьяков всегда любил портреты. Сначала он покупал их, интересуясь не столько изображёнными людьми, сколько кистью автора – Брюллова, Боровиковского. Но уже в конце 1860-х годов коллекционер решил подобрать для своей галереи портреты выдающихся деятелей русской культуры и искусства.

 

К.П. Брюллов. Всадница. 1832  Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов, исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретён в год смерти собирателя («Портрет А.П. Чехова» И.Э. Браза, 1898). Самый многочисленный и самый яркий блок заказных живописных портретов относится к начальному периоду замысла портретной галереи – к 1869 и первой половине 1870-х годов.


В.Г. Перов. Портрет Ф.М.Достоевского. 1872 // Государственная Третьяковская галерея, Москва
В.Г. Перов. Портрет Ф.М. Достоевского. 1872

Галерея портретов, собранная Третьяковым – это всем известные живописные шедевры, исполненные выдающимися русскими художниками Перовым, Крамским, Репиным, Серовым –портреты замечательных представителей русской культуры: Достоевского, Толстого, Мусоргского, Левитана и многих других.

 

В.Г. Перов. Портрет Ф.М.Достоевского. 1872 // Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

К 1870-м годам за Третьяковым установился авторитет ведущего собирателя современного искусства. Помимо коллекционирования, Павел Михайлович участвовал в работе художественных обществ Москвы и Петербурга. Из своего собрания Третьяков отсылал картины на всевозможные выставки, даже зарубежные.


Во второй половине 1870-х и в первой половине 1880-х годов заказы и приобретения продолжались, но их стало меньше. Количественное снижение портретов, вероятно, связано с неким программным поворотом в коллекционировании Третьякова. Александр Бенуа отмечал, что Третьяков по натуре и знаниям был учёный, а по характеру деятельности не только собиратель, но и историк русского искусства. В 1879 году Павел Третьяков так обозначил цель своего коллекционирования: «Я задался целью собрать русскую школу, как она есть в последовательном её ходе».


В.М. Васнецов. Богатыри. 1881-1898 // Государственная Третьяковская галерея, Москва
В.М. Васнецов. Богатыри. 1881-1898 // Государственная Третьяковская галерея, Москва

Попасть в галерею Третьякова было не просто почётно – это означало получить общественное признание. «Продать свою картину Павлу Михайловичу, – писал художник Остроухов, – стало давно уже заветной мечтой каждого молодого художника, ибо Третьяковская галерея часто впервые давала ему своего рода право гражданства в русском искусстве».

А.К. Саврасов. Грачи прилетели. 1871 // Государственная Третьяковская галерея. Москва
А.К. Саврасов. Грачи прилетели. 1871
 

А.К. Саврасов. Грачи прилетели. 1871 // Государственная Третьяковская галерея. Москва

 

Уже в 1870-е годы коллекция Третьякова стала внушительной, а картин приобреталось все больше. Заполнив столовую, а затем и гостиную дома Третьяковых, они размещались уже и в других комнатах. Места для новых приобретений не хватало, и к дому делались пристройки. Встал вопрос о постройке отдельного здания для картинной галереи. Строительство возглавил архитектор Александр Каминский. К 1874 году он закончил возведение двухэтажного здания, примыкающего к особняку. В нём был обустроен отдельный вход для посетителей, а художественная коллекция перемещена в два просторных зала.


Эскиз фасада Третьяковской галереи
Эскиз фасада Третьяковской галереи

В 1874 году была ограниченно открыта для публики первая экспозиция картин. Этот год Павел Михайлович считал началом существования галереи как музея. С 1881 года галерея полностью открылась для свободного посещения.


И.Н. Крамской. Христос в пустыне. 1872 // Государственная Третьяковская галерея, Москва
И.Н. Крамской. Христос в пустыне. 1872 // Государственная Третьяковская галерея, Москва

Внезапная смерть младшего брата Сергея, тоже коллекционера и единомышленника, подтолкнула Третьякова к принятию решения – подарить галерею Москве.


31 августа 1892 года предприниматель и меценат Павел Третьяков передал в дар Москве свою коллекцию русского искусства (1287 живописных работ и 518 графических изображений) вместе с завещанной ему братом Сергеем небольшой, но со вкусом подобранной коллекцией картин иностранных и русских художников.


16 мая 1893 г. музей открылся для всеобщего бесплатного посещения как Московская городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых. Московской городской думе Павел Михайлович завещал и капитал на её содержание. До 1897 г. он приобрёл ещё 220 произведений.


Так выглядел зал галереи вскоре после передачи коллекции городу в 1892 г. Фотография позволяет судить об изначальном плане экспозиции.
Зал галереи вскоре после передачи коллекции городу в 1892 г. Фотография позволяет судить об изначальном плане экспозиции.

Третьяков всегда был благосклонен к художникам-передвижникам. Их произведения составляли основу его коллекции. Образ Третьякова-собирателя передвижников превратился в устойчивый штамп. Однако у Павла Михайловича была прекрасная художественная интуиция и он понимал, что в русскую живопись пришла талантливая молодежь. Новое поколение – Левитан, Серов, Архипов, Остроухов, Нестеров, Коровин – интересовались пленэрной живописью, изображением на полотнах солнечного света. Быстро и чутко реагируя на все происходящее в художественной среде, Третьяков раньше самих передвижников интуитивно почувствовал их отставание. Поэтому в конце 80-х годов XIX века он обратил внимание на новое поколение живописцев.


М.В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890 // Государственная Третьяковская галерея, Москва
М.В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890 // Государственная Третьяковская галерея, Москва

Старшие передвижники, чтобы усилить контроль над молодёжью, создали Совет из семи учредителей передвижничества. Совет был консервативен, как прежде Академия. Художественный мир России раскололся на две группы, яростно спорившие между собой. Выбирать «необходимое нужное» для коллекции становилось все сложнее. Но и в этой трудной ситуации Третьяков оставался объективным и умным историком русской живописи. Принадлежность художников к передвижничеству или иному лагерю не имела для него особого значения. Он сохранял свою внутреннюю независимость, выбирая все наиболее заметное и новое в искусстве.


В 1890-х годах Третьяков увлекся собиранием древнерусской иконописи, помещая ее пока в своих комнатах. К концу жизни у собирателя насчитывалось 62 иконы. После смерти коллекционера все они были переданы галерее.

Павел Михайлович Третьяков стал основателем музея, который прошёл путь от частной коллекции до общедоступной художественной галереи. По количеству полотен и по охвату самых значимых художественных явлений XVIII – XIX веков эта галерея представляла собой самый масштабный музей русского искусства, отразивший все этапы его истории.


Особняк в 1-м Голутвинском переулке. Музей Павла и Сергея Третьяковых в Москве. © ИА REGNUM
Особняк в 1-м Голутвинском переулке. Музей Павла и Сергея Третьяковых в Москве. // ИА REGNUM

В 2022 году Государственная Третьяковская галерея открыла Музей Павла и Сергея Третьяковых. Открытие было приурочено к 190-летию со дня рождения Павла Михайловича. Музей расположился в двухэтажном особняке в 1-м Голутвинском переулке. В этом доме родились Павел и Сергей Третьяковы – основатели Третьяковской галереи. //SA

留言


bottom of page