top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

«Отец Менн» – мастер лирических пейзажей и великий педагог


Бартелеми Менн. Автопортрет в соломенной шляпе. 1867 // Музей искусства и истории, Женева, Швейцария
Бартелеми Менн. Автопортрет в соломенной шляпе. 1867 // Музей искусства и истории, Женева, Швейцария

Этот швейцарский живописец XIX века был талантливым пейзажистом и гениальным педагогом, учителем знаменитого Фердинанда Ходлера. Он возглавлял женевское общество «Гуманисты» и мечтал о создании в Женеве Института гуманизма.


Лирические пейзажи Бартелеми Менна (1815-1893) наполнены мягким светом, созерцательны и создают ощущение задумчивого, неторопливого погружения в природу.

Большую часть своей жизни Менн посвятил преподаванию в Женевской школе изящных искусств. Он создал очень современную педагогическую систему, основанную не на механическом копировании, а на изучении окружающего мира, наблюдении натуры. Его ученики получали не только прекрасные теоретические знания и практические навыки, но и становились самостоятельными художниками, развивали и сохраняли свою индивидуальность.


Бартелеми Менн (1815-1893)
Бартелеми Менн. Фото // Bibliothèque de Genève
Бартелеми Менн // Bibliothèque de Genève

Бартелеми Менн родился 20 мая 1815 года в семье граубюнденского кондитера из Скуоля и дочери фермера из Коинсинса кантона Во. Первые уроки живописи Бартелеми получил в двенадцатилетнем возрасте. Сначала он учился у местного художника, писавшего пейзажи для продажи туристам, а затем в рисовальной школе Женевского общества искусств.


В шестнадцать лет Бартелеми поступил в мастерскую известного швейцарского портретиста и исторического живописца Жана Леонарда Лугардона (1801-1884).


В 1833 году Менн отправился в Париж, где его учителем стал очень известный французский художник-академист Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867). Затем Бартелеми провёл некоторое время на родине и в 1835 году уехал в Италию, где посетил Венецию, Флоренцию, Милан, Падую и Рим. Во Флоренции он познакомился с творчеством Тициана и Тинторетто, в Риме восторженно копировал «Станцы» Рафаэля, творчество которого считал «квинтэссенцией красоты». На юге Италии Менн сделал серию этюдов с натуры: Неаполь и Везувий, Капри, Салерно, затем Орвието и Витербо.


Пейзаж (Отдыхающая женщина с ребёнком) 1843/1845 // Художественный музей, Винтертур, Швейцария
Пейзаж (Отдыхающая женщина с ребёнком) 1843/1845 // Художественный музей, Винтертур, Швейцария
Бартелеми Менн. Тибр в окрестностях Рима. 1835/1838 // Художественный музей, Винтертур, Швейцария
Тибр в окрестностях Рима. 1835/1838 // Художественный музей, Винтертур, Швейцария

В 1838 году Менн вернулся в Париж, где его работы выставлялись в Салонах с 1839 по 1843 годы. В этот же период началась его дружба с пейзажистами барбизонской школы: Шарлем Добиньи (1817-1878) и Камилем Коро (1796-1875).


Бартелеми занимался рисованием с сыном Жорж Санд (1804-1876) и часто посещал её салон, где познакомился с Эженом Делакруа (1798-1863) и Фредериком Шопеном (1810-1849), который покупал у Менна картины.

В 1842 году Делакруа получил заказ на создание крупных декоративных росписей для Бурбонского и Люксембургского дворцов. Он предложил Менну принять участие в этой работе, но по каким-то причинам Бартелеми отказался. К сожалению, шанс был упущен и этот отказ кардинально изменил весь ход жизни швейцарского художника. Долгое время других заказов и предложений не поступало и, не найдя себя в Париже, Менн был вынужден в 1843 году вернуться в Женеву.


Бартелеми Менн. Мон-д'Орж в окрестностях Сиона. 1860 // Художественный музей, Винтертур, Швейцария
Мон-д'Орж в окрестностях Сиона. 1860 // Художественный музей, Винтертур, Швейцария

В Швейцарии Менн попробовал свои силы в альпийской живописи, но его работы были плохо приняты на Городской выставке в Женеве. Картина «Вид на Веттерхорн из Хаслиберга» (1843-1845) не оправдала ожиданий публики и критиков, показавшись им недостаточно величественной.


Бартелеми Менн. Вид на Веттерхорн из Хаслиберга. 1843-1845 // Музей искусства и истории, Женева, Швейцария
Вид на Веттерхорн из Хаслиберга

Под влиянием своих друзей барбизонцев Бартелеми писал естественные, скромные, полные спокойной красоты пейзажи. Это было ново и непонятно. Швейцарцев в то время восхищали картины Франсуа Диде (1802-1877) и Александра Калама (1810-1864) – грандиозные виды с продуманными планами, эффектными водопадами и неизменными горными вершинами на горизонте.

 

Бартелеми Менн. Вид на Веттерхорн из Хаслиберга. 1843-1845 // Музей искусства и истории, Женева, Швейцария

 

Вскоре Бартелеми Менн начал принимать в свою мастерскую учеников, а в 1850 году был назначен профессором Женевской школы изящных искусств, где преподавал в течение сорока двух лет.


Бартелеми Менн был очень талантливым педагогом. Один из его учеников – знаменитый швейцарский художник Фердинанд Ходлер (1853-1918) говорил: «Менн научил меня, в некотором роде, открывать самого себя». А Камиль Коро, работавший с Менном над росписями в замке Грюйер, сказал о художнике: «Менн был учителем всех нас».


Бартелеми Менн. Вид на Римский форум. 1835/1838 // Художественный музей, Винтертур, Швейцария
Вид на Римский форум. 1835/1838 // Художественный музей, Винтертур, Швейцария
Бартелеми Менн. Фруктовый сад в окрестностях Сиона. 1860 // Художественный музей, Винтертур, Швейцария
Фруктовый сад в окрестностях Сиона. 1860 // Художественный музей, Винтертур, Швейцария

Н.В. Штольдер в своей монографии «Фердинанд Ходлер. Взгляд из России» подчёркивает, что именно под руководством Бартелеми Менна началось настоящее обучение известнейшего швейцарского художника. Менн «…обратил внимание на юношу, когда тот копировал в музее Рат; сделав ему замечание о «грязноватой» живописи, он принял его в Школу рисунка вольнослушателем. В течение нескольких месяцев талантливый педагог сделал из неприкаянного копииста… художника с узнаваемым почерком».


В чём же заключался секрет успеха педагогической системы Бартелеми Менна? Прежде всего, главной целью для Бартелеми было не традиционное обучение технике рисования и постоянное производство однотипных «маленьких Меннов», а пробуждение в каждом из учеников его собственной творческой личности, художественной индивидуальности. Достигалось это благодаря продуманному сочетанию наблюдений натуры с изучением творчества старых мастеров. Занятия на плэнере проходили поэтапно: сначала юные художники учились писать дерево или куст, затем изображали группы деревьев и, наконец, переходили к сложным природным мотивам.


Бартелеми Менн. Крестьянский двор. 1865 // Художественный музей, Винтертур, Швейцария
Крестьянский двор. 1865 // Художественный музей, Винтертур, Швейцария

Ученики Менна, конечно же, занимались копированием живописных произведений своих знаменитых предшественников, но делалось это не для механического повтора, а для вдумчивого исследования творчества великих художников и постепенного освобождения от их влияния, для развития самостоятельности и поиска своего индивидуального пути в живописи.


С целью серьёзного погружения учеников в историю искусства Бартелеми создал даже специальный «Фотографический музей шедевров всех школ», охватывающий произведения искусства со времён фараонов и до XIX века.

В классах Женевской школы он развесил различные дидактические картины. Например, картина «Искусство едино» (в настоящее время хранится в женевском Музее искусства и истории) помогала ученикам понять сложные теоретические положения о синтезе искусств, о разных языках искусства, о взаимосвязи формы и идеи.


Ученики любили и уважали Бартелеми, называли его «отец Менн». Среди его выпускников, помимо Ходлера, было много известных швейцарских художников: Огюст Бод-Бови, ЭженБюрнан, ЭдуарВалле, Фредерик Огюст Дюфо, Эдуар Кастр, Жан Эдуар Равель, Альбер Траксель и многие другие.


Бартелеми Менн. Вид на Женевское озеро со стороны Монетного двора. 1865 // Художественный музей, Винтертур, Швейцария
Вид на Женевское озеро со стороны Монетного двора. 1865 // Художественный музей, Винтертур, Швейцария

Трижды (в 1857, 1859 и 1861 годах) Менн проводил в Женеве выставки своих французских друзей, лучших живописцев своего времени: Коро, Дюбиньи, Делакруа и Курбе. Но швейцарцы их живопись совершенно не поняли. Первые две выставки были оставлены без внимания, а после третьей французским художникам посоветовали внимательнее наблюдать за природой.


Бартелеми Менн. Болото. 1835 // Художественный музей, Берн, Швейцария
Болото. 1835 // Художественный музей, Берн, Швейцария
Бартелеми Менн. Ферма. 1870 // Художественный музей, Винтертур, Швейцария
Ферма. 1870 // Художественный музей, Винтертур, Швейцария

Свои живописные работы Менн почти не показывал. Постоянная недоброжелательная критика и непонимание привели к тому, что в 1880-1890-е годы Бартелеми сжёг большую часть своих картин и посвятил себя в основном преподаванию. Он перестал выставляться, но продолжал писать спокойные, лишённые пафоса, лирические пейзажи.


Кроме пейзажей, художник создавал портреты своей семьи и друзей, в том числе «Автопортрет в соломенной шляпе» (около 1867 г.), который он назвал своей «автобиографией».


Бартелеми Менн. Берег Женевского озера. 1870 // Художественный музей, Винтертур, Швейцария
Берег Женевского озера. 1870 // Художественный музей, Винтертур, Швейцария

В Швейцарии работы Бартелеми Менна можно увидеть в женевском Музее искусства и истории, в Художественных музеях Берна и Винтертура.


Бартелеми Менн похоронен на Кладбище Королей в Женеве.//SA

Comments


bottom of page