top of page
sanews logo
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Эдуард Мане: «…Он просто хотел быть самим собой, а не кем-либо другим»



23 января 2022 года исполнилось 190 лет со дня рождения Эдуарда Мане, французского живописца, гравёра, одного из родоначальников импрессионизма.


1 мая 1863 года в Париже открылся очередной Салон – выставка под патронажем Академии изящных искусств. Парижские Салоны проводились раз в два года (с 1875 года ежегодно) со времен Людовика XIV. В 1863 году жюри проявило особую строгость и многие картины на выставку не допустили. Таких «отверженных» было значительно больше, чем обычно, и художники взбунтовались. Император Наполеон III был вынужден отдать распоряжение организовать в помещении Дворца промышленности, где проходил официальный Салон, дополнительную выставку – специально для картин, которые отклонило жюри. Так открылся знаменитый «Салон отверженных» – первая выставка современного искусства. Среди художников, представивших свои работы, был Эдуард Мане. (Édouard Manet).


Он выставил три картины и одна из них – «Завтрак на траве» – вызвала бурю эмоций и оказалась в центре большого скандала. Почему же именно эта картина привлекла к себе такое внимание? Чем Эдуард Мане так возмутил публику и критиков?



В поиске стиля

Эдуард Мане родился в Париже 23 января 1832 года в семье высокопоставленного чиновника юстиции Огюста Мане и Эжени-Дезире Фурнье, дочери дипломата и крестницы маршала Бернадотта. История детства и юности художника довольно типична: состоятельные родители желали видеть сына серьезным юристом, а он хотел одного - рисовать! Интерес Эдуарда к искусству развивал и поддерживал его дядя, капитан Эдуард Фурнье. Он часто ходил с мальчиком в Лувр.


Эдуард Мане. Около 1880. Фото: Надар

В 1850 году, с большим трудом получив согласие отца, Мане поступил в мастерскую известного художника-академиста Тома Кутюра. Одновременно с занятиями у Кутюра Эдуард изучал и копировал в Лувре работы старых мастеров.


Сначала Мане был прилежным учеником знаменитого художника, но довольно быстро традиционные методы обучения в его мастерской стали вызывать у Эдуарда скуку и часто являлись причиной столкновений с учителем. «Не понимаю, зачем я здесь. Свет неправильный, тени неправильные. Захожу в мастерскую, и ощущение будто спускаюсь в могилу».


Эдуарду не нравилось изо дня в день думать только об античных гипсовых фигурах и исторических сюжетах, ему хотелось писать живых современных людей.


Тома Кутюр. Римляне времён упадка. 1847 © Музей д’Орсе, Париж

В 1856 году Мане покинул Кутюра и начал самостоятельные живописные поиски. В этот период Эдуард много путешествовал по Италии, Германии, Голландии.


Эдуард Мане. Музыка в саду Тюильри. 1862 © Галерея Хью Лейна, Дублин, Ирландия

В 1862 году молодой художник представил на выставку картину «Музыка в саду Тюильри». Современников невероятно возмутил сюжет, а точнее – его отсутствие. На этом полотне Мане не выстроил продуманную сцену, не создал интригу – он просто показал кусочек светской жизни современного ему Парижа. Той жизни, в которой Эдуард всегда с удовольствием принимал участие. Подобные картины до него не писал ещё никто. Мане яростно раскритиковали поклонники академической живописи, но им восхитились молодые художники.


Завтрак на траве

И, наконец, в 1863 году случился тот самый громкий скандал с «Завтраком на траве».

Когда Мане создавал это полотно, он думал о картине Джорджоне «Сельский концерт», находящейся в Лувре. На ней нимфы и два пастуха задумчиво слушают музыку.

Мане был удивлен, услышав резкую критику – он не собирался шокировать и устраивать революцию. О замысле своей картины он говорил: «Я хочу это написать заново, поместив всю композицию в прозрачную атмосферу».


Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 © музей д’Орсе, Париж

На картине Мане вместо юношей в ренессансных костюмах посетители выставки увидели двух своих современников в обществе обнаженных женщин, в одной из которых, невозмутимо смотрящей на зрителя, они узнали Викторину Мёран – любимую натурщицу Мане и известную даму полусвета. Реалистичность и естественность женской фигуры современники посчитали возмутительной и картину признали непристойной.


Кроме сюжета, картина Мане раздражала поклонников академического искусства и техникой исполнения. Модная салонная живопись была гладкой в прямом смысле: картины писались чрезвычайно мелкими мазками, которые невозможно увидеть даже вблизи – красочная поверхность полотна была гладкой как фарфор. А у Мане мазки были рельефные, крупные, ясно различимые. Любителям гладкой живописи они показались откровенно неряшливыми.


В своем творчестве Мане любил обращаться к полотнам старых мастеров.

Вскоре после «Завтрака на траве» его намек на картину великого венецианца Тициана вызвал еще один скандал. В 1865 году Эдуард показал «Олимпию».


Олимпия

Эдуард Мане. Олимпия. 1863 © музей д’Орсе, Париж

Об «Олимпии» критики писали: «Это самка гориллы, сделанная из каучука и изображенная совершенно голой, на кровати. Ее руку как будто сводит непристойная судорога…». Картину рекомендовали не показывать девушкам и беременным женщинам. Пришлось повесить полотно под самым потолком, чтобы разъяренные «добропорядочные» буржуа не потянулись до нее зонтиками и тростями. Эдуард Мане жаловался своему другу Шарлю Бодлеру: «Оскорбления сыплются на меня как из рога изобилия, такого представления я еще не видывал».


Тициан. Венера Урбинская. 1538 © Уффици, Флоренция

Джорджоне. Сельский концерт. 1508-1510 © Лувр, Париж


Интересно, что официальные Салоны обычно были полны картин с обнажёнными античными богинями и этими полотнами восхищались, их с удовольствием покупали.


В том же году, что и Мане, очень популярный в то время Александр Кабанель написал «Рождение Венеры», и картина удостоилась большой чести – была приобретена императором.


А.Кабанель. Рождение Венеры. 1863 © музей д’Орсе, Париж

Почему же «Олимпия» так взбесила зрителей и критиков? В чем разница между картинами Мане и Кабанеля?


Полотно Кабанеля – миф о прекрасной богине Венере, рожденной из морской пены. Она богиня и её позволительно изображать без одежды. А на картине Мане зрители увидели обнаженную Викторину Мёран, хорошо известную в Париже и имеющую отнюдь не безупречную репутацию. И эта женщина нагло и самоуверенно смотрела прямо им в глаза.


Мане коснулся темы, обычной для парижской жизни, но совершенно недопустимой для живописи.

В 1867 году, когда его работы не взяли на Всемирную выставку в Париже, художник организовал собственную и в каталоге к выставке четко сформулировал свое кредо: «Господин Мане… который никогда не претендовал на то, чтобы уничтожить прежнюю живопись или создать новую. Он просто хотел быть самим собой, а не кем-либо другим».


Бар в «Фоли-Бержер»

Мане всю жизнь мечтал быть представленным в Салоне, и незадолго до смерти он получил такую возможность. Уже смертельно больного художника наградили орденом почётного Легиона, который давал право показывать свои картины в Салоне, минуя жюри. И Мане удалось показать только одну работу. Последний шедевр. «Бар в «Фоли-Бержер».


Эдуард Мане. Бар в «Фоли-Бержер».1882 © Институт искусства Курто, Лондон

Жизнь Эдуарда была постоянной борьбой. Он хотел официального признания жюри Салона, но ему отказывали, его зло критиковали и грубо осмеивали. Однако в этой борьбе его поддерживали Шарль Бодлер и Эмиль Золя, ставшие близкими друзьями Эдуарда, и художники, которых мы теперь называем «импрессионистами», а тогда их называли – «банда Мане».


Творчество Эдуарда Мане сложно отнести к какому-то направлению, но, безусловно, именно он совершил революцию в живописи конца XIX века. Он отверг академический подход, изменил отношение к сюжетам, свету, цвету и объёму.


Мане иногда объединяют с импрессионистами, однако он никогда не участвовал в их выставках. Но именно Эдуард Мане был мощным импульсом, породившим импрессионизм.

В Швейцарии полотна Мане можно увидеть в Художественном музее Винтертура (в коллекции Оскара Райнхарта), в Музее изобразительных искусств Цюриха, в Бернском художественном музее.


Наиболее полно художник представлен в собрании фонда Эмиля Бюрле в Цюрихе.


Эдуард Мане. Ласточки. 1873 ©Собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих
Эдуард Мане. Автопортрет с палитрой. 1878-1879 © Частная коллекция
 

Эдуард Мане́ ( Édouard Manet)


Эдуард Мане. Автопортрет с палитрой. 1878-1879 ©Частная коллекция

Эдуард Мане: 23.01.1832 - 30.04.1883


Французский живописец, гравёр, один из родоначальников импрессионизма.


-----------------------


Kommentare


bottom of page