top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Охотники, рыболовы и ботаники Василия Перова

Василий Перов. Охотники на привале. 1871 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Василий Перов. Охотники на привале. 1871 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

2 января 2024 года исполнилось 190 лет со дня рождения русского художника Василия Перова.


Картина Василия Перова «Охотники на привале» – очень, даже слишком, известное произведение художника, а с известными картинами часто происходит следующее – зрители перестают обращать внимание на детали, появляются новые толкования смысла, иногда надуманные, возникают разные предположения, появляются мифы. Так случилось и с этой картиной.


О полотне хорошо отзывались многие известные современники Василия Перова: писатель М.Е.Салтыков-Щедрин, критик В.В.Стасов.

Ф.М. Достоевский, восхищаясь реалистичностью персонажей, писал: «Что за прелесть! Конечно, растолковать – так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врёт он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чём он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».


Если бы великий писатель был таким же увлечённым и опытным охотником, как Василий Перов, то он бы заметил, что врёт не только один из героев картины, но и само полотно в некоторых деталях отнюдь не правдиво.

Картина «Охотники на привале» хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Существуют две её авторские копии: в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Николаевском областном художественном музее имени В.В.Верещагина на Украине.

Что касается авторской копии из музея имени В.В.Верещагина, то долгое время считалось, что это всего лишь замечательная, достаточно поздняя копия, созданная неизвестным художником. Но в 2004 году реставратор Николай Титов определил, что и холст, и краски относятся к XIX веку. Полотно было отправлено на экспертизу, в результате которой выяснилось, что оно является не копией, а авторским повторением.


Василий Перов. Охотники на привале. 1871 Холст, масло. 119 × 183 см // Третьяковская галерея, Москва (инв. 383)

Василий Перов. Охотники на привале. 1877. Холст, масло. 58 × 89 см // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (инв. Ж-4092) авторская копия


«Охотников на привале» художник создавал как картину комическую, картину-анекдот, которая должна была вызывать удивление и смех у бывалых охотников. Разбирающиеся в охоте легко замечали на полотне детали, не соответствующие действительности.

Картина интересна ещё и тем, что Перов совместил в ней несколько живописных жанров: бытовой, пейзажный и натюрморт.


Главные герои полотна – трое охотников, которые расположились отдохнуть. Пожилой рассказчик, хорошо и удобно одетый для охоты, скорее всего, из «господ». Он выразительно и эмоционально повествует о своих охотничьих подвигах и приключениях. Молодой человек в дорогом лакированном картузе, сидящий напротив, вероятно, новичок. Об этом говорят его сапоги с высокими каблуками – такая обувь для охоты не подходит. Он увлечён рассказом и с искренним удивлением смотрит на собеседника. Крестьянин, полулежащий в центре, саркастически улыбается – не очень-то он верит таким историям.


М.Е. Салтыков-Щедрин описал его так: «ямщик, лежащий около охотников и как бы приглашающий зрителя не верить лгуну-охотнику и позабавиться над легковерием охотника-новичка».

Почему ямщик? Потому что на нём армяк, а в России он был и типичной крестьянской одеждой, и кучерским кафтаном. На голове крестьянина шапка гречневик(гречник), названная так за схожесть с гречневым пирогом по форме. Если присмотреться, то становится видно, что она вся в дырках. Вероятнее всего, это следы старой охотничьей забавы: шапку подкидывали вверх и на спор стреляли по ней.


Существует версия, что моделями были знакомые художника – известный московский врач Дмитрий Кувшинников (рассказчик), врач и художник-любитель Василий Бессонов (ухмыляющийся скептик в центре) и их друг и коллега Николай Нагорный (слушатель). В Третьяковской галерее хранится портрет Бессонова, написанный Перовым ещё до создания «Охотников». По нему можно судить о сходстве с героем картины.


Василий Перов. Портрет Безсонова В.В. 1869 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Портрет Безсонова В.В. 1869
 

Василий Перов. Портрет Безсонова В.В. 1869 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

 

Какое время года изображено на полотне? Существуют самые разные версии – от ранней весны до поздней осени. На самом деле, когда речь идёт об охоте, можно обозначить чёткие рамки: по законам того времени сезон охоты начинался в Петров день – 12-го июля, а псовая охота – приблизительно 8-го сентября. Филолог и фольклорист Владимир Головин предположил, что, судя по пейзажу, действие происходит поздней осенью. Это предположение подтверждает и один из охотничьих трофеев на первом плане – заяц-русак. На зайцев охотились с собаками (на картине собака есть). Важно и то, что линька у зайцев начинается в сентябре и продолжается до ноября, при этом дольше всего летний мех остаётся у зайца на спине и на голове. Именно это Перов и показал на картине. Значит, перед нами осенняя псовая охота. Только собака изображена так, что определить её породу трудно, но, вероятно, это борзая.


И здесь опытный охотник заметит первую странную деталь – заячья тушка не повреждена, а по правилам псовой охоты необходимо было произвести с ней определённые действия: отколоть (ткнуть зайцу кинжал между лопаток), отпазанить (отрезать у него передние лапки и дать их собакам) и приторочить (вставить за задние лапы в седло). Весь этот ритуал подробно описал в «Псовой охоте» Николай Некрасов.


Василий Перов. Охотники на привале. 1871. Фрагмент // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Охотники на привале. 1871. Фрагмент

Вторая странная деталь – лежащие рядом с зайцем тетерев и тетёрка. Все охотничьи трофеи свалены в одну кучу, что говорит о совместной охоте. Но какая же тогда это была охота? Псовая или ружейная? Всё вместе одновременно быть не может.


Судя по всему, охотник-рассказчик только что был именно на псовой охоте – на нём удобный свободный кафтан до колен, чёрная барашковая шапка, очень популярная среди поклонников псовой охоты, а на груди висит бинокль, который необходим, чтобы высматривать добычу. Бинокль старой модели – такие делали в первой половине XIX века – значит, охотник опытный, бывалый. Кроме того, на картине есть рожок, вещь абсолютно необходимая для псовой охоты – с его помощью собирают в стаю гончих. Но где же тогда стая? Единственный пёс на картине – борзая, или, по другой версии, может быть, сеттер - легавая, очень дорогая и популярная в то время порода.


Портупеи с пороховницей у рассказчика нет, следовательно, ружьё он не брал.


Охотники на привале. 1871. Фрагмент

Но на картине ружья, всё-таки, присутствуют, причём не просто какие-то, а очень дорогие и удобные, знаменитой английской фирмы «Энфилд». А вот обращаются герои картины со своими ружьями очень неаккуратно. Серьёзный охотник, чтобы не засорить ствол, никогда не стал бы класть ружье дульной частью на землю.


Опытный охотник заметит, что ружья на псовой охоте не требуются, на ней нужен нож или кинжал борзятника, длинный и обоюдоострый, а его как раз и нет на картине.


Охотники на привале. 1871. Фрагмент

Нет лошади, нет арапника (длинного охотничьего кнута на коротком кнутовище со свинцовым набалдашником), нет сворки (особого шнура для собаки). И даже на зайца одну борзую не берут. Да и тетеревов добыть на псовой охоте очень трудно. Нет, это не псовая охота. Но на ружейной охоте не нужен рожок, а он есть. Сплошные противоречия! Для опытного охотника – полная нелепица!


Василий Перов все эти странности и нелепицы изобразил на картине совершенно сознательно, а не потому, что не понимал каких-то охотничьих тонкостей – в охоте он разбирался великолепно. Его первый биограф Николай Собко рассказывал, что художник охотился «во все времена года и без устали». Перов даже писал очерки для журнала натуралиста Леонида Сабанеева «Природа и охота».


К сожалению, такое страстное увлечение охотой дорого обошлось художнику: в лесу он часто простужался, развилась чахотка и Перов умер, не дожив до 50 лет.

В творчестве Василия Перова «Охотники на привале» не единственная картина об охоте и природе. В 1870-х годах, в поздний период своего творчества, художник ушёл от остросоциальных сюжетов и создал серию поэтически-созерцательных полотен, которую иногда не совсем точно называют «охотничьей серией». В неё входят «Рыболов», «Голубятник», «Птицелов» и «Ботаник».


Василий Перов. Рыболов. 1871 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Рыболов. 1871 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Картина «Рыболов» написана живо и ярко, со множеством деталей. Василий Перов сам любил рыбачить и замечательно разбирался во всех тонкостях процесса.


Василий Перов. Голубятник. 1874 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Василий Перов. Голубятник. 1874 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Светлое полотно «Голубятник» излучает тепло лета и радость юности.


Василий Перов. Ботаник. 1874 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Василий Перов. Ботаник. 1874 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Натуралист-любитель, герой картины «Ботаник», сосредоточенно рассматривает какое-то интересное растение. Он уже давно гуляет в поисках новых экземпляров – короб за спиной полон травами и цветами.


Василий Перов. Голубятник. 1870 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Василий Перов. Птицелов 1870 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

А «Птицелов» как будто взят из рассказов Ивана Тургенева.


Эти картины показывают неожиданную грань таланта Василия Перова. Насколько он был резок в своих остросоциальных картинах, полных беспощадной сатиры, настолько же здесь он склонен к добродушному юмору и лирике.//SA

Comments


bottom of page