
Швейцарский архитектор Юстус Дахинден (1925-2020)сожалел о том, что в функционалистском модерне не хватает души. Он сделал ставку на сочетание форм предков и утопии.
Отец Юстуса Дахиндена был мятежным лыжным инструктором. В 1970-х годах он разработал достаточно агрессивный стиль катания «мамба», который одновременно совершенствовал и радикализировал старый способ катания, пишет Swissinfo.
Его сын унаследовал стремление к лаконичным формам. Его первой постройкой стала горная хижина на горе Риги, в родной деревне своего отца.

Дахинден чувствовал, что современному строительству не хватает направления и чёткого эстетического видения. В поисках ориентиров он обратился к истории архитектуры и нашёл их в таких примитивных формах, как купол, сфера, портал, а также в «плавающей коробке» Ле Корбюзье.
В поиске интересных и органичных форм Юстус Дахинден стремился уйти от прямого угла, для чего обращался к холмам каменного века и доисторическим ступенчатым пирамидам. Поскольку эти сооружения были наклонены к небу, обеспечивая возможность встречи с космосом, он назвал их «космоформами». Ему показалось, что они больше подходят для человека.

В 1970 г. на набережной цюрихского озера он возвёл пирамиду из кортеновской стали, которая своей управляемой ржавчиной напоминала многим не только лунную станцию, но и храм майя. Но этот выбор был продиктован и прагматическими соображениями. Пирамиды отбрасывают меньше тени, а строительные нормы в Цюрихе, например, требовали даже демонтажа верхних этажей.
Тем не менее, сообщает Swissinfo, Дахинден понимал, что его здание не вызовет аплодисментов. Поэтому оно было наглухо закрыто лесами до самого завершения строительства. «А когда все было закончено, никто ничего не мог с этим поделать», – сказал он в интервью архитектурному журналу Hochparterre.
Дахиндена интересовало создание эмоций с помощью архитектуры, будь то кафе быстрого питания, такие как Silberkugel, где люди собирались за чизбургерами, или храм высокой кухни Tantris в Мюнхене. Не случайно его первым проектом был стадион для цюрихского футбольного клуба FCZ - монументальный восьмиугольник, который был отвергнут в урне для голосования.
Но Дахиндена интересовали не только храмы потребления. Он построил несколько церквей, в том числе в Цюрихе-Витиконе, где он жил, а также на других континентах. Для него церкви были зданиями, в которых бросающиеся в глаза формы имели центральное культовое значение. Таким образом, форма служила функции, но без модернистских ноток.
Архитектурные символы, по мнению Дахиндена, должны были приглашать людей к использованию зданий.

Дахинден не хотел создавать европейскую «промышленную экспортную архитектуру», которая игнорировала бы культурные и символические данные во имя функционалистского прогресса. Его здания должны были вписываться в архитектурные и символические реалии тех мест, где он строил.
Его пирамиду в Цюрихе многие называли «грудой ржавчины», а ресторан Tantris в Мюнхене – «часовней на автостраде». Сегодня оба эти здания внесены в список памятников архитектуры, поскольку в них по-прежнему неизменно воплощается дух эпохи обновления.//sa
(тв)
Kommentare