
Художественное движение Дада или дадаизм, ставшее предшественником сюрреализма, родилось из разочарования художников-авангардистов, которые нашли убежище в Швейцарии во время Первой мировой войны.
Дадаизм возник во время Первой Мировой войны как течение искусства, отрицающее бессмысленность и жестокость множества смертей, как противовес беспощадному рационализму и логике. Колыбель дадаизма – нейтральный швейцарский Цюрих, – стал пристанищем для многих творческих людей: художников, поэтов, писателей, творцов, которых ужас войны выгнал из их родных стран.

Датой возникновения дада принято считать 5 февраля 1916 года, когда несколько друзей развесили свои работы по стенам цюрихского «Кабаре Вольтер», созданного незадолго до этого поэтом Хуго Баллем.
Хуго Балль так описал первый вечер, состоявшийся в кабаре: «Ресторан был переполнен, не хватало мест. Около шести часов вечера, когда ещё вовсю стучали молотками и развешивали футуристические плакаты, появилась депутация восточного типа из четырёх человечков с папками и картинами под мышкой; часто, но сдержанно кланяясь. Они представились: Марсель Янко, художник, Тристан Тцара, Жорж Янко и ещё четвёртый, имя которого я не запомнил. Арп оказался случайно также здесь, и мы быстро друг друга поняли. Вскоре великодушные «Архангелы» Янко уже висели на стенах рядом с другими красивыми вещами, а Тцара еще в тот же вечер читал стихи старого стиля, которые он не без изящества вытаскивал из карманов пиджака».

После этого, помимо художников-авангардистов, к зарождавшемуся движению примкнули поэты, музыканты и другие творческие люди. Последующие выставки уже включали в себя не только демонстрацию новых рисунков и коллажей, но и чтение стихов, показ перфомансов и бесконечные споры, без которых не обходилось ни одно собрание.
«На языке негритянского племени Кру "дада" означает хвост священной коровы; в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета… Во всяком случае – нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения» – писал родоначальник дадаизма, поэт Тристан Тцара.
Из Цюриха дадаизм быстро распространился по Европе и США, став прелюдией к сюрреализму, начало которому было положено в Париже манифестом Андре Бретона в 1924 году.
Но в Швейцарии дадаизм исчез. Со временем «Кабаре Вольтер» превратилось в бар, затем в танцевальный клуб, где иногда выступали художники-нонконформисты. За границей этот дух продолжал распространяться под разными названиями (Nouveaux RéalistesLien externe, SituationnismeLien externe, LettrismeLien externe, FluxusLien externe).

После Первой мировой войны в Швейцарии осталось лишь несколько художников, причислявших себя к этому движению. Большинство уехало за границу.
Потребовались десятилетия, чтобы дадаизм вновь обрёл отклик в Швейцарии.
Но в начале 1980-х годов панки вернули дадаизм в моду, восстав против установленного порядка. В Швейцарии на улицах и даже у здания Цюрихской оперы происходили беспорядки, возвещавшие о появлении альтернативной молодежи.
В Цюрихе до сих пор стоит «Кабаре Вольтер». Оно было спасено и отреставрировано в 2002 году. На первом этаже разместилась аптека, а на верхних этажах были построены роскошные квартиры.//sa
(тв)
Comments