top of page
sanews logo

Неизвестная Швейцария: Автоматоны или прото-роботы Пьер-Жака Дро

SANEWS
Автоматоны Пьер-Жака Дро возрастом 250 лет //  mahn
Автоматоны Пьер-Жака Дро возрастом 250 лет //  mahn 

Швейцарский кантон Нёвшатель издавна известен, как мировой центр часовой промышленности. Из этих мест вышли многие из самых знаменитых часовых брендов современности. Здесь же были созданы одни из самых необычных механизмов знаменитые автоматоны Пьер-Жака Дро.


В XVIII веке человечество так преуспело в науке и технологии, что было совершено множество значительных изобретений в самых разных областях. Например, паровой двигатель, телефон, прививки от оспы, рояль, парашют, воздушный шар и анимированные часы.


Одним из лучших часовых мастеров, создававших анимированные часы с поющими птицами и фонтанами в те годы считался выходец из княжества Нёвшатель часовщик Пьер-Жак Дро (1721-1790). История первой крупной продажи изготовленных им часов больше похожа на сказку: по протекции губернатора княжества Нёвшатель Пьер-Жак Дро представил созданные им шедевры испанскому королю Фердинанду VI. Презентация прошла настолько успешно, что восхищённый король приобрёл сразу всю коллекцию, заплатив за неё фантастическую по тем временам сумму в 2000 золотых пистолей.


Став материально независимым, мастер не только продолжил создание новых анимированных часов, но и смог позволить себе заняться экспериментами по созданию так называемых «автоматонов» или механических кукол, которые его потомки назовут прото-роботами.

Первую автоматическую куклу Пьер-Жак Дро сделал в 1773 году. Это был андроид ростом с пятилетнего ребёнка, названный «Пишущим мальчиком». Как следует из названия, автоматон сидел за столом и писал фразы на бумаге.


«Пишущий мальчик» // collections.mahn
«Пишущий мальчик» // collections.mahn

При этом он не просто водил пером по бумаге, но макал кончик пера в чернильницу, стряхивал капли, аккуратно выписывал фразу, после чего промокал чернила пресс-папье, откладывал листочек в сторону, брал новый и начинал писать следующую фразу.


Внешне абсолютно похожий на ребёнка, к тому же одетый в дорогой костюм, автоматон выглядел настолько живым, что во время презентации при французском дворе в 1774 году перепугал придворных дам только что вступившего на трон Людовика XVI. Особенно зрителей шокировало то, что во время письма глаза механического «ребёнка» внимательно следили за движениями пера.

«Рисовальщик» // wikipedia
«Рисовальщик» // wikipedia






К изготовлению следующей механической игрушки, «Рисовальщика», Пьер-Жак Дро привлёк своего сына Анри.


По аналогии с «Пишущим мальчиком», «Рисовальщик» также сидел за конторкой. Но не писал, а рисовал. Он мог изобразить на бумаге портрет Людовика XV и его собаку, после чего подписать рисунок «Mon toutou» (с фр. — мой пёсик), королевскую чету Марию Антуанетту и Людовика XVI и сцену с Купидоном, управляющим колесницей, запряжённой бабочками.



«Музыкантша» // mahn
«Музыкантша» // mahn

Затем последовала «Музыкантша», над

которой трудились уже три мастера: отец и сын Дро и часовщик Фредерик Лешо.


В результате их совместных усилий было создана очаровательная дама, ростом с восьмилетнего ребёнка, одетая в изысканный кринолин с корсажем, украшенным бантами. Кукла сидела за миниатюрным клавесином и исполняла на нём пять музыкальных композиций. Кстати, хоть и маленький, но клавесин был настоящим, и играла на нём механическая «дама», что называется «вживую», а не просто зависала над клавишами.


Конструкция последнего автоматона оказалась настолько сложной, что механическая дама могла не только играть обеими руками сразу, но и смотреть по сторонам, «дышать», улыбаться, вставать из-за клавесина и делать заключительный реверанс.


Надо заметить, что уникальность созданных автоматонов, самый простой из которых , состоял более чем из 6‘000 деталей, заключалась не только в ювелирной сборке, но и в том, что для работы им не требовался внешний источник питания. Энергию для работы механизм вырабатывал себе сам.


После феерического успеха в Париже уже ставшая знаменитой троица побывала во всех главных королевских дворах Европы, в том числе в Великобритании, Голландии, Фландрии (в 1780-1781 году) и на севере Франции. Их успех был настолько велик, что породил моду на механических кукол, которая продержалась пости до конца ХIХ века. Около ста лет производством механических кукол занимались практически все часовые дома того времени. О них писались философские трактаты, сказки и поэтические произведения, ставились балеты и даже парочка немых фильмов. Ажиотаж утих только к началу ХХ века, когда на смену механическим чудесам пришли электрические.


Автоматоны в экспозиции музея Нёвшателя // mahn
Автоматоны в экспозиции музея Нёвшателя // mahn

С тех пор Европа пережила множество потрясений, во время которых большая часть уникальных механических кукол была безвозвратно утеряна. Тем более удивительно, что, по прошествии почти 250-ти лет, первые три автоматона швейцарского часовщика Пьер-Жака Дро не только отлично сохранились, но и заняли достойное место в музее Нёвшателя.


Более того, каждое первое воскресенье месяца в 14:00, 15:00 и 16:00 в музее проходят публичные демонстрации, во время которых, как и в прежние времена, «Пишущий мальчик» пишет и роняет исписанные листы на пол, «Рисовальщик» рисует, а «Музыкантша» исполняет на несколько поблёкшем клавесине давно забытые мелодии.//sa


(тв)

Comments


bottom of page