
В начале октября в фонде Бейелера открылась грандиозная по своим масштабам выставка: в Базель привезли 70 картин, более 100 рисунков и гравюр Гойи. Экспозиция организована фондом Бейелера совместно с Национальным музеем Прадо к 275-летию со дня рождения художника.
Знаменитые шедевры из Прадо соседствуют здесь с десятками полотен, практически неизвестных широкой публике. На выставке много произведений из частных коллекций и небольших музеев. Например, работы Гойи на исторические и жанровые темы из коллекции маркиза Ла Романа. Увидеть их – большое везение.
Франсиско де Гойя

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746-1828) занимает особое место в истории европейской живописи: он – один из последних придворных живописцев и один из первых нарушителей догматических установок, царивших в то время в искусстве.
Испанский философ Ортега-и-Гассет справедливо заметил о Гойе: «Он поистине достигает возможных пределов искусства, преодолевая их и теряясь в безумии и вседозволенности творчества». Чтобы подчеркнуть уникальность Гойи, талант которого развивался в период от позднего барокко и рококо до эпохи романтизма, выставка демонстрирует все грани мастерства художника: живопись, рисунки, гравюры, полотна большого формата и небольшие произведения позднего периода его творчества.
Выставка «Гойя» в Фонде Бейелер
Прогуливаясь по выставке, с лёгкостью перемещаешься из одной реальности в другую: парадный мир королей, герцогинь и министров сменяется ярким и соблазнительным миром очаровательных мах, мрачной вселенной уродливых ведьм, зловещих инквизиторов и сумасшедших. Здесь есть исторические и жанровые картины и даже натюрморт. Экспозиция продумана так, что перед зрителями постепенно разворачивается многомерная, а точнее – многомирная реальность великого Франсиско.
Ф. Гойя. «Шабаш ведьм» (1798) © Museo Lázaro Galdiano, Madrid
Ф. Гойя. «Полёт ведьм», 1797–1798. © Museo Nacional del Prado. Madrid

Гойя, по мнению Ортеги-и-Гассета, «пишет на все темы – божественные, человеческие, инфернальные, фантасмагорические – без исключения…» С этим утверждением сложно не согласиться.
На афише выставки – «Маха одетая». У этого полотна есть известная пара «Маха обнажённая», но она осталась в Испании, где с 1901 года полотна выставлены одно рядом с другим в Национальном музее Прадо в Мадриде. Во времена Гойи было иначе: картины демонстрировались не рядом, а одна за другой.


С этими полотнами связана инквизиторская история. Сведения о картинах крайне противоречивы, и трудно сказать, где правда, а где вымысел. Известно, что они находились в коллекции герцогини Альба и только после её смерти попали к первому министру Испании и фавориту королевы Мануэлю Годою. Вероятнее всего, он и был заказчиком «Махи обнажённой». В начале XIX века в Испании ещё существовала инквизиция, так что держать дома такие картины было непозволительно. Чтобы избежать неприятностей, Годой скрыл обнажённую маху за махой одетой. В нужный момент специальный механизм убирал верхнее полотно, и глазам являлась абсолютно немыслимая для того времени картина.
Однако в 1808 году «Маха обнажённая» была всё-таки обнаружена и затем конфискована инквизицией. Начался судебный процесс; Мануэль Годой назвал имя художника. Гойю обвинили в безнравственности, но каких-либо серьезных наказаний не последовало – инквизиция в то время была уже гораздо менее влиятельна.
Есть на выставке и другие, не менее прекрасные и загадочные махи: перламутрово-золотистые красавицы, которые лукаво, задумчиво или вопросительно смотрят на вас, опираясь на балконные решётки. Эти редко выставляемые работы находятся в частных коллекциях – «Маха и Селестина на балконе» и «Две махи на балконе».
Ф. Гойя. «Маха и Селестина на балконе». 1808–1812 . Частное собрание. (слева)
Ф. Гойя. «Махи на балконе». 1808–1812 . Частное собрание. (справа)
Портреты, выполненные Гойей в качестве придворного художника, напоминают парадные портреты Рейнолдса и ван Дейка, а поблёскивание золота и мягкие переливы шёлковых тканей заставляют вспомнить Тициана и Веласкеса.
Но он гораздо более беспощаден по отношению к портретируемым. Ни один из придворных художников не оставил таких же откровенных портретов важных особ! Гойя всегда писал людей так, как он о них думал. Честно. Без лести.

На выставке можно увидеть портрет королевского фаворита Мануэля Годоя. Министр высокомерен и самодоволен, он на пике своего могущества. Гойя выбрал необычную для подобных портретов позу: не вертикальную, а диагональную, подчёркивающую вальяжность и самоуверенность фаворита.

Одна из безусловных жемчужин выставки – портрет герцогини Альба. «Он писал её на лоне природы. Бережно и тщательно выписывал ландшафт, но так, что ландшафт стирался, и оставалась одна Каэтана. Белая, гордая и хрупкая, с неправдоподобно выгнутыми бровями под чёрными волнами волос, с высокой талией и красным бантом на груди, а перед ней – до нелепости крохотная белая мохнатая собачка с красным бантом на задней лапке – смешной копией её банта.

Сама же она грациозным, жеманным и надменным жестом указывала вниз, себе под ноги, где тонкими мелкими буквами стояло: «Герцогине Альба – Франсиско Гойя», – и буквы были почтительно повёрнуты к ней». Так узнаваемо описал этот портрет Лион Фейхтвангер в романе «Гойя, или Тяжкий путь познания».
Всего на выставке представлены 26 портретов, включая несколько автопортретов художника.

Знаменитая серия «Капричос» («Причуды», «Капризы») тоже здесь есть, в том числе и одна из наиболее известных гравюр №43 «Сон разума рождает чудовищ». О «Капричос» известно, что вначале они были задуманы как карандашные рисунки, которые предполагалось показывать только в узком кругу, но позже Гойя сделал гравюры и снова попал в поле зрения инквизиции.
От преследований его спас Карлос IV, приняв в дар все офорты «Капричос». Кроме того, король заявил, что не усматривает в этих изображениях никаких возмутительных намёков на королевскую семью, придворных или духовенство.
Завершить впечатление о выставке можно, посмотрев фильм французского художника Филиппа Паррено «Дом глухого».
Фильм был снят специально к открытию экспозиции по заказу фонда Бейелера. Он посвящён серии из 14 картин, созданных Гойей на стенах его дома в пригороде Мадрида. Эти картины – последний всплеск, финал бурной жизни Гойи. Серия «Мрачные картины» была создана в 1819-1824 годах, а обнаружена уже после смерти художника. В 1874 году настенные изображения были перенесены на холст, а с 1889 года они хранятся в Прадо, и их никогда не вывозят из музея.
***
Фонд Бейелер представляет одну из самых значительных выставок, когда-либо посвященных Франсиско де Гойя (1746-1828). Организаторам удалось блестяще осуществить грандиозный проект. Выставка гармонично сочетает логичность и хронологию с многомерным разнообразием тем, персонажей и техник, показывая, насколько сложно и противоречиво творчество Гойи. Оно аллегорично и архетипично. Его невозможно классифицировать, определить, ограничить рамками. Гойя сам по себе. Вне правил.
// Место // Дата // Время // Стоимость

Выставка:
Гойя
Goya
Даты: 10.10.2021 ‒ 23.01.2022
Место:
FONDATION BEYELER
Baselstrasse 101
CH-4125 Riehen/Basel
Phone +41 61 645 97 00
Fax +41 61 645 97 19
info@fondationbeyeler.ch
ПН-ВС: с 10ч до 18ч СР: с 10ч до 20ч
Стоимость: от 15CHF до 30CHF
Comentarios