top of page
sanews logo
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Мейндерт Хоббема: домики в лесу, дороги и водяные мельницы


Мейндерт Хоббема. Пейзаж с таверной. 1665   Собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих, Швейцария
Мейндерт Хоббема. Пейзаж с таверной. 1665  Собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих, Швейцария

Этот талантливый голландский пейзажист XVII века был учеником знаменитого Якоба ван Рёйсдала (1628-1682). Он не стал известным при жизни. Англичане и французы ценили его работы больше, чем соотечественники, и в XVIII веке многие картины этого художника покинули Голландию.

В 2023 году исполняется 385 лет со дня рождения голландского пейзажиста Мейндерта Хоббемы.



Мейндерт Хоббема (1637-1709)

В XIX веке пейзажи Мейндерта Хоббемы заново открыли английский художник-романтик Джон Констебл (1776-1837) и французские живописцы Барбизонской школы Жюль Дюпре (1811-1889), Нарсис Диас (1807-1876) и Теодор Руссо (1812-1867), которых восхитил взгляд этого голландского живописца на природу, его манера письма и умение передать световые эффекты.


Пейзажи Мейндерта Хоббемы не изображают какую-то конкретную местность. Это некие пейзажные мотивы, навеянные окружающей природой.

Многие полотна долгое время приписывались его учителю Якобу ван Рёйсдалу. В настоящее время художественное наследие Хоббемы составляет более 150 картин.


О жизни художника известно немного. Он родился в Амстердаме и в 1655-1658 годах учился живописи у Якоба ван Рёйсдала, который стал ему не только учителем, но и другом, крестил его детей. Вместе они много путешествовали и делали зарисовки с натуры.


Мейндерт Хоббема. Лес. 1660-1662 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Лес. 1660-1662 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Ранние работы Мейндерта Хоббемы, написанные под влиянием учителя, часто повторяют мотивы полотен и офортов Рёйсдала. Однако Мейндерт выбирал для подражания только то, что нравилось ему самому: дорога на опушке леса, водяная мельница, спрятанные в густой зелени деревенские домики. Мотивы повторялись, но характеры картин учителя и ученика были различны.


Пейзажи Рёйсдала всегда выражали философские размышления художника об отношениях человека и окружающего мира: природа на них выглядит величественной, дикой, нетронутой. Картины его ученика Хоббемы показывали природу более дружелюбной, близкой и понятной, уже обжитой людьми.

 
 

На полотнах Мейндерта под деревьями прячутся хорошенькие домики с красными крышами, на берегах рек стоят мельницы, по дорогам идут люди, мирно пасутся коровы.


Мейндерт Хоббема. Лес. 1660-е гг. // Собрание Уоллеса, Лондон, Великобритания
Лес. 1660-е гг. // Собрание Уоллеса, Лондон, Великобритания

Мейндерта мало привлекали эпические и романтические мотивы, которые так любил его учитель. Он быстро нашёл свой собственный стиль – лиричные пейзажи для спокойного созерцания. На его полотнах тихие, будничные, уютные уголки. Даже если на картине Хоббемы изображены развалины замка, то в этом мотиве нет ничего символического, пугающего или таинственного.


Мейндерт Хоббема. Дорога на дамбе. 1662 // Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Дорога на дамбе. 1662 // Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Пейзажи Мейдерта Хоббемы отличаются непосредственностью восприятия, он не сосредоточен на мелких деталях (кроме ранних работ, написанных под сильным влиянием Рёйсдаля), не прорисовывает каждую травинку, а облака и воду иногда пишет совсем свободными мазками. Однако, он, как и Рёйсдал, был великолепным рисовальщиком. Французский художник и историк искусства Эжен Фромантен, глядя на картину Хоббемы, заметил, что она «как будто была вначале целиком только выгравирована, а уж затем превосходно написана поверх строгой гравюры».


Хоббема любил лето и многие его картины посвящены этому времени года. Солнце и яркая зелень, красная черепица крыш, тихие лесные уголки и, конечно, мельницы на берегах рек.

Один из шедевров Хоббемы – «Дорога в лесу» (1760), отличается ярким свежим колоритом. Спрятавшийся в зеленовато-серебристой листве домик из красного кирпича – один из любимых мотивов Хоббемы. Такие домики часто появляются на его картинах среди пышной лесной растительности. Тёплый солнечный свет освещает дорогу вдоль забора, по голубому небу плывут облака. Летний пейзаж такой светлый и радостный, что его не омрачает даже печальный мотив (очень часто встречающийся у Рёйсдала как главный акцент) – лежащие слева у дороги обломки поваленного дерева.


Мейндерт Хоббема. Дорога в лесу. 1670 // Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
Дорога в лесу. 1670 // Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

Кроме лесных пейзажей любимой темой Хоббемы были мельницы. Мейндерт написал более тридцати вертикальных и горизонтальных «портретов» водяных мельниц на основе рисунков, сделанных им на востоке Голландии. Он рисовал одну и ту же мельницу под разными углами, чтобы можно было увидеть, как именно она собрана. Хоббему интересовала прежде всего техническая конструкция деревянного водовода.


Мейндерт Хоббема. Лесной пейзаж. 1667,  // Музей Гетти, Лос-Анджелес, США
Лесной пейзаж. 1667, // Музей Гетти, Лос-Анджелес, США
Мейндерт Хоббема. Водяная мельница. 1670-е гг. // Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды
Водяная мельница. 1670-е гг. // Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды
Мейндерт Хоббема. Водяная мельница. 1665 // Собрание Уоллиса, Лондон, Великобритания
Водяная мельница. 1665 // Собрание Уоллиса, Лондон, Великобритания
Мейндерт Хоббема. Лес с большим дубом. 1660-1665 // Музей искусства и истории, Женева, Швейцария
Лес с большим дубом. 1660-1665 // Музей искусства и истории, Женева, Швейцария

В женевском Музее искусства и истории хранится полотно Мейндерта Хоббемы «Лес с большим дубом» (1660-1665), которое раньше считали работой Якоба ван Рёйсдала. Справа на картине художник написал огромный старый дуб, расщеплённый, сухой, безжизненный. Он находится в тени, а весь свет направлен на поляну в центре картины и широкую песчаную дорогу, которая придаёт всему полотну стройную структуру. Хоббема любил писать дорогу, этот мотив выстраивает композицию многих его полотен.


Мейндерт Хоббема. Сельские домики под деревьями. 1665 // Художественный музей, Цюрих, Швейцария
Сельские домики под деревьями. 1665 // Художественный музей, Цюрих, Швейцария

Неяркая палитра Мейндерта, ограниченная оттенками зелени и синевы, усиливается красочными пятнами – человеческими фигурками и кирпичным крестьянским домиком, спрятавшимся под деревьями. Половину композиции занимает светлое небо с белыми облаками, добавляющее полотну воздушности, а тёмная вода с кувшинками на переднем плане придаёт пейзажу меланхолическую поэтичность.


Мейндерт Хоббема. Деревенская улица с деревьями. 1665 // Музей изящных искусств, Гренобль, Франция
Деревенская улица с деревьями. 1665 // Музей изящных искусств, Гренобль, Франция

К сожалению, пейзажи не приносили художнику достаточного дохода и ему пришлось разделить судьбу многих голландских живописцев того времени. В 1669 году Мейндерт был вынужден поступить на работу в городскую таможню, чтобы содержать семью. С этого момента он почти не занимался живописью. Однако в 1689 году художник написал свою знаменитую картину «Аллея в Мидделхарнисе».


Cтройная композиция этого полотна – итог многолетней работы художника над лесными пейзажами с дорогой, уходящей в глубину.

Дорога на этом полотне как будто разрезает пейзаж и, огороженная двумя рядами тянущихся вверх стройных деревьев, оказывается самостоятельной частью картины, привлекающей внимание. Прямая аллея ведёт взгляд зрителя вглубь полотна, создавая мощную горизонтальную ось и уравновешивая вертикальные линии высоких деревьев. В полуденной тишине по аллее идут человек и собака.


Мейндерт Хоббема. Аллея в Мидделхарнисе. 1689 // Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Аллея в Мидделхарнисе. 1689 // Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Хоббема использовал здесь композицию, очень напоминающую композицию картины «Пшеничные поля» (1670), которую написал его учитель Рёйсдал. Однако настроение картины Мейндерта совершенно иное. Грозовые тучи, которые клубились на картине Рёйсдала, сменились голубым небом с белыми облаками, пейзаж сделался более ярким, упорядоченным и красочным. Взгляд Хоббемы лишен тех меланхолических, философских размышлений об отношениях между человеком и Вселенной, которые были свойственны его учителю.


Якоб ван Рейсдал. Пшеничные поля. 1670 // Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Якоб ван Рейсдал. Пшеничные поля. 1670 // Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Мейндерт Хоббема. Пейзаж близ Девентера. 1662-1663 //  Маурицхёйс, Нидерланды
Мейндерт Хоббема. Пейзаж близ Девентера. 1662-1663 // Маурицхёйс, Нидерланды

Живопись Мейдерта Хоббемы способствовала формированию нового художественного восприятия картин природы. Постепенно пейзаж стали воспринимать не как обобщённое, возвышенное и идеализированное представление о природе, а как её непосредственное изображение во всей изменчивости и естественной красоте.


Мейндерт Хоббема. Лесной пейзаж с весельчаками в повозке. 1665 // Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды
Лесной пейзаж с весельчаками в повозке. 1665 // Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды

В Швейцарии картины Мейндерта Хоббемы можно увидеть в Музее искусства и истории в Женеве, Художественном музее Цюриха, в собрании фонда Эмиля Бюрле.//SA

Comments


bottom of page