Марк Шагал создал уникальную систему символов, с помощью которой он разговаривал с людьми и миром, делился своими чувствами и переживаниями. Этот удивительно разносторонний художник совсем не похож на других.
7 июля 2022 года исполняется 135 лет со дня рождения Марка Шагала.
Марк Захарович Шагал (1887-1985)
Творчество Марка Шагала искреннее и очень автобиографичное. На его картинах легко совмещаются реальное и нереальное, земное и небесное, сознательное и бессознательное. Его полотна многоцветны и эмоциональны, а темы картин и техники, которыми владел художник, поражают разнообразием.
Марк Шагал. Автопортрет с мольбертом. 1914 © Частная коллекция
Марк Шагал – псевдоним. Настоящее его имя – Мойша Сегал. Будущий художник родился 7 июля 1887 года недалеко от Витебска, в Лиозно. Семья Сегалов была очень простой: отец коптил рыбу, а мать эту рыбу продавала. У Мойши было восемь сестёр и брат. Сначала Мойша учился в школе при синагоге, потом в светской гимназии. Учёба в гимназии ему не нравилась, но художником он себя осознал именно там. Однажды Мойша увидел красиво перерисованную одноклассником иллюстрацию из журнала «Нива» и бросился в библиотеку тоже перерисовывать картинки. Эти рисунки увидел его товарищ и назвал Мойшу художником. Момент оказался для гимназиста поворотным – вскоре он решил поступить в Школу живописи и рисунка художника Юрия Моисеевича Пэна.
Родители Мойши не относились серьёзно к увлечению сына живописью, но нашли средства, чтобы отдать его в школу Пэна. Шагал очень ценил своего первого наставника и помнил его всю свою жизнь.
В 17 лет Мойша уехал в Петербург и поступил в школу Общества поощрения художеств, которой в то время руководил Николай Рерих. Позднее он занимался в частной студии С.М. Зейденберга и в школе Е.Н. Званцевой, где его учителем стал Лев Самуилович Бакст.
Вскоре меценат Максим Винавер выделил талантливому Мойше Сегалу стипендию, и молодой художник смог уехать учиться в Париж. Именно во Франции Мойша Сегал взял творческий псевдоним и стал Марком Шагалом.
Он поселился в павильоне «La Ruche» («Улей»), где располагались дешёвые мастерские, сдающиеся в аренду живописцам и скульпторам. Марк сразу же начал посещать занятия в свободных художественных академиях и с воодушевлением накапливал опыт: ночами работал, а днём ходил по галереям и выставкам.
Реалистическая живопись не вдохновляла его и, интуитивно чувствуя перемены в художественной культуре начала XX века, Шагал постепенно создал свой неповторимый стиль.
Марк был знаком со многими западноевропейскими художниками – Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Анри Матиссом, но его собственная художественная философия – сплав славянской культуры, еврейских корней и западного рационализма – устояла перед модными авангардными течениями в искусстве и стала уникальным явлением.
Специфическая «шагаловская» философия искусства – чрезвычайно сложная система миропонимания со своими архетипами, символами и метафорами – философия личности, очень субъективно воспринимающей окружающий мир.
В 1912 году картины Шагала были впервые выставлены на Осеннем парижском салоне, а через два года состоялась его первая персональная выставка в Берлине. Она сыграла очень важную роль в истории немецкого экспрессионизма.
В 1914-1915 годах Марк Шагал жил в Витебске и много писал город, его жителей, свою семью. Так возникла целая серия полотен – более 70 работ.
Летом 1915 года Марк женился на Белле Розенфельд – своей музе, с которой познакомился ещё в 1909 году. Он писал о Белле: «С тех давних пор и по сей день она парит на моих картинах, озаряет мой путь в искусстве». «Моя невеста в черных перчатках» (1909) – одна из первых картин Шагала, посвящённых будущей жене.
Два года Шагалы жили в Петрограде, а после Октябрьской революции вернулись в Витебск, и Марк организовал в городе Народное художественное училище. В качестве преподавателей Шагал пригласил Юрия Моисеевича Пэна, Мстислава Валериановича Добужинского и Казимира Малевича. Но с Малевичем возник конфликт, и Шагалу пришлось уйти из школы.
Летом 1920 года Марк уехал в Москву, где сотрудничал с театрами и создавал театральные декорации, а летом работал учителем в колонии для беспризорников. Устав от постоянных задержек в оплате работ и не найдя понимания в художественной среде, Марк решил покинуть Россию и в 1922 году уехал в Берлин. Там он освоил новые техники (офорт, ксилографию) и создал серию иллюстраций к своей книге «Моя жизнь».
Спустя год Шагал получил приглашение от известного французского маршана (торговца произведениями искусства) Амбруаза Воллара и переехал в Париж, чтобы сделать иллюстрации к роману Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и к «Басням» Лафонтена.
В 1931 году Шагал путешествовал по Сирии и Палестине, выполняя ещё один заказ Воллара – иллюстрации к Библии. Они стали основой «Библейского послания Марка Шагала» – огромного цикла произведений, состоящего из рисунков, гравюр, шпалер, витражей, керамических скульптур и рельефов.
В 1933 году в Мангейме, по приказу Геббельса нацисты изъяли из музеев более 50 работ Шагала и публично сожгли их на костре. Для художника это был страшный удар. Преследования евреев в фашистской Германии и постоянное ощущение надвигающейся всемирной катастрофы заставили Марка изменить колорит полотен – он потемнел.
В 1937 году Шагал стал гражданином Франции, но с началом Второй мировой войны оставаться в Европе стало слишком опасно и в мае 1941 года, получив приглашение нью-йоркского Музея современного искусства, Шагалы перебрались в Америку. В США художник занимался оформлением балета «Алеко» по мотивам поэмы «Цыганы» А.С. Пушкина и балета Игоря Стравинского «Жар-птица».
В августе 1944 года Марк уже готов был вернуться в освобождённый Париж, но 2 сентября его любимая Белла умерла от сепсиса. Художник был раздавлен горем и девять месяцев не мог даже прикоснуться к кистям и краскам. Окончательно он переехал во Францию только через четыре года и поселился в предместье Ниццы.
С 1960-х годов Марк Шагал преимущественно занимался шпалерами, витражами и мозаиками. По заказу Шарля де Голля художник расписал плафон Гранд-опера в Париже, а в здании парламента в Иерусалиме есть его мозаики и шпалеры. В Нью-Йорке он создал панно для Метрополитен-опера, а в здании Национального банка Чикаго – мозаику «Четыре времени года».
По приглашению Министерства культуры СССР в 1973 году Марк Шагал побывал в Ленинграде и Москве, в Третьяковской галерее прошла выставка картин художника, и Марк подарил Советскому Союзу несколько своих работ.
В 1977 году Шагал получил высшую награду Франции – Большой крест Почётного легиона, а через год, к 90-летнему юбилею художника, Лувр организовал выставку его полотен.
Марк Шагал не прекращал творить до последнего дня своей жизни. 28 марта 1985 года он умер в лифте по дороге домой из мастерской. Художнику было 97 лет. Его могила находится на городском кладбище в городке Сен-Поль-де-Ванс, недалеко от Ниццы.
Марк Шагал – очень экспрессивный художник. Его мир был полон чудес, в которые он искренне верил.
Настоящая реальность для Шагала – эмоции, чувства, переживания, ощущения пространства и времени, смесь восточных, европейских и национальных художественных традиций. Хотя он никогда полностью не примыкал к какому-либо одному направлению, он вплетал элементы кубизма, фовизма, символизма и сюрреализма в лирически-эмоциональную эстетику своих полотен.
В Швейцарии картины Марка Шагала можно увидеть в Художественных музеях Цюриха и Базеля, в Собрании фонда Эмиля Бюрле. //SA
Comments