top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Марк Ротко – живопись «цветовых полей»


Марк Ротко. В метро. 1937 // Национальная галерея искусства, Вашингтон, США
Марк Ротко. В метро. 1937 // Национальная галерея искусства, Вашингтон, США

Этот знаменитый американский художник XX века пробовал себя в самых разных стилях, постепенно эволюционируя от фигуративной живописи до абстрактной, и в 1950-х годах нашёл свой стиль – мягко очерченные прямоугольные формы, зыбко плывущие по цветовому полю.


В 2023 году исполнилось 120 лет со дня рождения Марка Ротко


Марк Ротко (1903-1970)

Mark Rothko // Consuelo Kanaga / Brooklyn Museum
Mark Rothko // Consuelo Kanaga / Brooklyn Museum

Творчество Марка Ротко (1903-1970), одного из самых образованных художников своего времени, вдохновлено иудео-христианской традицией, греческой мифологией, философией Ницше, психоанализом Фрейда и Юнга, а его ранние живописные работы сочетают экспрессионизм и сюрреализм.


Поиск новых форм выражения привёл Ротко к созданию картин в стиле «цветовых полей» (Color Field). Английский художественный критик Джон Бёрджер (1926-2017) написал о художнике: «Ротко вывернул живопись наизнанку, поскольку цвета, которые он так старательно изобретал, жаждут запечатлеть ещё не существующее».


Настоящее имя Марка Ротко – Маркус Роткович. Художник сократил, американизировал своё имя только в 1940 году, в 37 лет.

Маркус родился в 1903 году в России, в Двинске (территория современной Латвии). Он был четвёртым ребенком в семье Якоба и Анны Роткович. В 1910 году Якоб вместе с двумя старшими сыновьями эмигрировал в США, а через три года отправился за остальными членами семьи. Ротковичи поселилась в Портленде, штат Орегон. Отец Маркуса умер всего через несколько месяцев после переезда, и Анне с детьми пришлось одной зарабатывать на жизнь в чужой стране. Это было очень сложно, поскольку говорили они только на иврите и русском. Маркус начал усердно учить английский язык и пошёл работать, хоть и был ещё совсем ребёнком. Он блестяще учился в школе, проявляя больший интерес к театру и музыке. В 17 лет будущий художник получил стипендию для обучения в Йельском университете, но ему не понравилась консервативная обстановка в Йеле и в 1923 году он бросил учёбу.


Марк Ротко. Номер 7. Тёмно-коричневый, серый, оранжевый. 1963 // Художественный музей, Берн, Швейцария
Номер 7. Тёмно-коричневый, серый, оранжевый. 1963 // Художественный музей, Берн, Швейцария

Вскоре Ротко отправился в Нью-Йорк, где в течение следующих нескольких лет посещал занятия художника-кубиста Макса Вебера (1881-1961). Эти занятия и стали художественным образованием Маркуса.


Ранние картины Ротко, в основном, портреты, обнажённая натура и городские пейзажи. В 1928 году был первый успех – Маркуса пригласили участвовать в выставке в галерее Opportunity. Это стало настоящим прорывом для молодого художника, не имевшего академического образования.


Марк Ротко. Иерархические птицы. 1944 // Национальная галерея искусства, Вашингтон, США
Иерархические птицы. 1944 // Национальная галерея искусства, Вашингтон, США

В 1930-е годы Ротко, под влиянием экспрессионизма, писал городские сцены, передающие тревожное ощущение Великой депрессии («В метро»).


В конце 1930-х годов художник ненадолго отвлёкся от живописи, чтобы заняться изучением мифологии и философии. Особенно его впечатлила работа Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки».

В 1940-х годах Ротко уже отказался от экспрессионизма и переключился на сюрреализм, перейдя к абстрактным образам, соединявшим человеческие, растительные и животные формы. Ротко считал их архаичными символами, с помощью которых можно было передавать эмоции, заложенные в древних мифах.


Марк Ротко. Многообразие. 1948 // Национальная галерея Австралии, Канберра, Австралия
Многообразие. 1948 // Национальная галерея Австралии, Канберра, Австралия

В середине 1940-х годов Ротко совсем ушёл от фигуративности. Он больше не хотел писать человеческие фигуры. Однако, художник не любил, когда его работы называли «беспредметной живописью». О себе Ротко всегда говорил: «Я не абстракционист». Марк подчеркивал, что в основе его картин лежат основные человеческие эмоции – «трагедия, экстаз, обреченность». Для выражения этих базовых эмоций Марк использовал цвет.


Марк Ротко. Номер 16. Красный, белый и коричневый. 1957 // Художественный музей, Базель, Швейцария
Номер 16. Красный, белый и коричневый

В конце 1940-х годов цветовые пятна на его полотнах постепенно превратились в «цветовые поля». Такое название для нового абстрактного направления придумал влиятельный американский арт-критик Клемент Гринберг (1909-1994). Он использовал этот термин в 1950-х годах для описания работ трёх художников: Марка Ротко, Барнетта Ньюмана (1905-1970) и Клайффорда Стилла (1904-1980).

 

Номер 16. Красный, белый и коричневый. 1957 // Художественный музей, Базель, Швейцария

 

В 1949 году Марк создал образец своего будущего фирменного стиля – полотно «Фиолетовое, чёрное, оранжевое, жёлтое на белом и красном». Эта картина имеет внушительные размеры – примерно два метра в высоту и полтора в ширину. Расплывчатые формы цветовых полос перетекают и свободно смешиваются друг с другом. Кричаще яркие цвета напоминают палитру фовистов.


«Цветовые поля» Ротко, как правило, масштабны и, по замыслу художника, должны приводить зрителей в состояние катарсиса, вызывать сильные эмоциональные переживания.

Критик Джон Бёрджер однажды сказал о картинах Марка Ротко: «В них – пророчество о цветах или свете, ожидающих создания видимого мира. Их выразительность – это интенсивное предчувствие того, что может открыться в момент ослепительной вспышки Большого Взрыва».

Марк Ротко. Фиолетовое, чёрное, оранжевое, жёлтое на белом и красном. 1949 // Музей Соломона Гугенхайма, Нью-Йорк, США
Фиолетовое, чёрное, оранжевое, жёлтое на белом и красном
 

Фиолетовое, чёрное, оранжевое, жёлтое на белом и красном. 1949 // Музей Соломона Гугенхайма, Нью-Йорк, США

 

В некоторых редких языках будущее понимается как нечто, находящееся позади говорящего, поскольку оно непознаваемо, а прошлое, наоборот – впереди, потому что оно понятно и очевидно. Именно так происходит у Марка Ротко – он смотрит вперёд, в когда-то бывшее время, и погружает в это время своих зрителей.


Марк Ротко был убеждён: «Люди, которые плачут перед моими работами, получают такой же религиоз­ный опыт, какой получил я, когда писал их. Если вы тронуты только их цветовыми отношениями, вы ничего не поняли».


Разглядывая репродукции полотен Ротко в альбоме или на экране компьютера, зритель не сможет прочувствовать эти картины. Именно поэтому Марк требовал для своих произведений определенных условий: приглушенного освещения, создающего атмосферу таинственности, и особой развески. А рассматривать полотна, по мнению художника, нужно с максимально близкого расстояния, чтобы граница между зрителем и картиной становилась неуловимой, исчезала и позволяла погрузиться в «цветовые поля». Марк писал: «Картина живёт благодаря процессу взаимодействия, она открывается и оживает под взглядом восприимчивого наблюдателя». По мнению художника, близкий контакт с живописной плоскостью даёт возможность пережить сильные эмоции, ощутить то, что невозможно выразить словами.


Номер 6. Фиолетовый, зелёный, красный. 1951 // Частная коллекция

Чёрный на бордовом. 1958 // Тейт Модерн, Лондон, Великобритания


Ротко, будучи очень принципиальным, всегда отстаивал свои убеждения, даже если это стоило дорого. Известен случай, когда в 1958 году художнику предложили создать серию живописных панно для ресторана Four Seasons в небоскребе Сигрем-билдинг в Нью-Йорке. Сначала Марку очень понравилась идея вписать свои работы в архитектурную среду.


В течение двух лет он работал над заказом, но затем категорически отказался передавать работы заказчику и вернул уже выплаченный ему огромный гонорар.

В какой-то момент Ротко твёрдо решил, что фешенебельный ресторан – не место для его картин. Позднее художник передал большую часть этих панно (с подробными указаниями об освещении и развеске) в лондонскую галерею Тейт. Теперь их можно увидеть в музее Тейт-Модерн. 


Интерьер часовни Марка Ротко в Хьюстоне. https://www.mark-rothko.org/rothko-chapel.jsp
Интерьер часовни Марка Ротко в Хьюстоне. https://www.mark-rothko.org/rothko-chapel.jsp

В 1964 году Марк Ротко получил большой заказ от крупных хьюстонских коллекционеров и филантропов Джона и Доминик де Менил. Художник должен был создать большие настенные панно для часовни, которую заказчики собирались построить на территории католического университета Святого Фомы (Хьюстон, штат Техас).


Марк написал четырнадцать картин с очень тёмной, фиолетово-чёрной палитрой. Такая гамма создавала ощущение глубины, медитативную атмосферу, позволяла посетителям часовни настроится на особый лад.

Часовню открыли в 1971 году. К сожалению, Марк Ротко не увидел своих масштабных работ в интерьере – он покончил с собой в 1970.


Марк Ротко. Посвящение Матиссу. 1954 // Частная коллекция
Посвящение Матиссу

Из-за проблем со здоровьем у Ротко развилась глубокая депрессия, в этот период распался его брак, а в живописи всё более популярным становился поп-арт, который Марк не выносил. Эмоциональное состояние художника резко ухудшилось, он стал обижаться на то, что его работы не вызывают должного уважения. Ротко замкнулся, целыми днями сидел один в студии, слушая музыку Моцарта и перечитывая Ницше. А утром 25 февраля 1970 года он принял смертельную дозу антидепрессантов и перерезал себе вены. Ассистент Марка – Оливер Стейндеккер, придя в студию на Восточной 69-й улице, обнаружил Ротко в ванной комнате на полу, залитом кровью.

 

Посвящение Матиссу. 1954 // Частная коллекция

 

При жизни Марк Ротко не получил того внимания, которого, по мнению художника, заслуживали его работы, но за время, прошедшее после его смерти, слава и стоимость «цветовых полей» Ротко невероятно выросли.


В 1943 году Марк Ротко и художник-абстракционист Адольф Готлиб (1903-1974) в письме в журнал «The New York Times» написали: «Для нас искусство – это путешествие в неведомый мир, в которое могут отправиться те, кто не боится рискнуть». Попробуйте рискнуть и совершить путешествие в неведомый мир «цветовых полей». В Швейцарии это возможно. Полотна Марка Ротко есть в Художественных музеях Берна и Базеля.//SA

Comments


bottom of page