top of page
sanews logo
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Манускрипты Леонардо да Винчи



15 апреля исполнилось 570 лет со дня рождения Леонардо да Винчи – одного из титанов эпохи Возрождения, «универсального человека»: художника, гениального учёного, изобретателя, философа, музыканта.



Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452–1519)

Леонардо да Винчи. Автопортрет
Леонардо да Винчи. Автопортрет

Известны не только картины Леонардо да Винчи («Мона Лиза» и другие шедевры живописи), но и чертежи различных механизмов и устройств, исследования и открытия в области ботаники, зоологии, анатомии, оптики, химии, аэродинамики, теории искусства.


Самые необычные идеи и проекты Леонардо: летательный аппарат с машущими крыльями, специальная обувь для хождения по воде, костюм для подводного плавания.

 

Леонардо да Винчи. Автопортрет (предполагаемый). После 1512 © Королевская библиотека, Турин

 

Рукописное наследие Леонардо в виде рисунков, чертежей и записей во много раз превышает объем всех его живописных и скульптурных произведений. Секретарь кардинала Арагонского, Антонио де Беатис, посещавший мастерскую Леонардо во Франции, говорил о его многочисленных записях по анатомии и другим разделам знания, употребляя выражение «бесчисленные тома». Наследие действительно огромно - около 20 тысяч страниц.


После смерти художника эти бумаги были завещаны его ученику Франческо Мельци, который в 1523 году вернулся из Франции в Милан, и, вероятно, предпринял какие-то попытки разобрать и организовать бесценные рукописи. Именно он, скорее всего, скомпилировал «Трактат о живописи» и собирался его издать, но, однако, издан трактат был гораздо позже.

Джованни Больтраффио. Портрет мужчины в шляпе
Джованни Больтраффио. Портрет мужчины в шляпе
 

Джованни Больтраффио. Портрет мужчины в шляпе (Франческо Мельци) около 1510-1511 © Амброзианская библиотека, Милан

 

Франческо Мельци завещал манускрипты Леонардо своему сыну, который не проявил интереса к драгоценным бумагам. Долгие годы рукописи переходили из рук в руки, их вывозили из Италии и привозили обратно, делили на части и разбирали на отдельные листы, чтобы как можно более выгодно их продать. Изучением наследия никто не занимался, манускрипты были предметом гордости коллекционеров, которых интересовали, в основном, только рисунки Леонардо.


В настоящее время сохранившаяся часть манускриптов существует в виде кодексов. Самым крупным является «Атлантический кодекс» из Амброзианской библиотеки в Милане. Он был составлен итальянским скульптором Помпео Леони в конце XVI века. Кодекс состоит из 12 тетрадей примерно по 50 листов. Для того, чтобы объединить отдельные рукописи, были использованы огромные листы бумаги, которые применялись для создания географических атласов. Так появилось название этого кодекса – «Атлантический». Это собрание манускриптов охватывает записи и рисунки Леонардо, которые он создавал на протяжении практически всей своей жизни.


// Атлантический кодекс. Лист f 72 © Амброзианская библиотека, Милан

// Атлантический кодекс. Лист f 860 © Амброзианская библиотека, Милан

// Атлантический кодекс. Лист f 26 © Амброзианская библиотека, Милан

// Атлантический кодекс. Лист f 116 © Амброзианская библиотека, Милан



Затем следуют меньшие по количеству листов, но не менее интересные собрания рукописей: «Кодекс Арундела» из Британской библиотеки и «Виндзорский кодекс».


// Кодекс Арундела 263. Заметки и диаграммы по оптике; схематические наброски и заметки по механике, касающиеся изучения гравитации © Британская библиотека, Лондон

// Кодекс Арундела 268. Заметки и диаграммы по оптике, касающиеся отражения © Британская библиотека, Лондон


«Кодекс Арундела» посвящён в основном оптике, геометрии, физике и механике и совсем немного архитектуре. Леонардо описал эти манускрипты, как «сборник без порядка, состоящий из множества страниц, которые я уже скопировал, надеясь затем положить их в надлежащем месте, в соответствии с тем, к чему они относятся».


«Виндзорский кодекс» – собрание листов с анатомическими рисунками и художественными набросками Леонардо. Этот сборник с XVII века хранится в Виндзорском замке, в фондах Королевской коллекции.

В Национальной библиотеке Испании находится «Мадридский кодекс» Леонардо. Он был найден в 1966 году. Кодекс состоит из двух томов. В первом томе представлены чертежи пружины, подшипника, редуктора и других теперь уже хорошо знакомых нам устройств. Второй том содержит записи Леонардо о геометрии.


// Лист из анатомического манускрипта А, пять рисунков правой руки, показывающих кости и мышцы © https://www.rct.uk/

// Лист из Мадридского кодекса Леонардо © Национальная библиотека Испании, Мадрид


Трёхтомный «Кодекс Форстера» хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. В него входят пять небольших записных книжек Леонардо. В этом кодексе представлены исследования и проекты Леонардо в области гидрологии, гидравлических машин, архитектуры.


«Кодекс Форстера II» © Музей Виктории и Альберта, Лондон
// «Кодекс Форстера II» © Музей Виктории и Альберта, Лондон

// «Кодекс Форстера II», страница 10, правая сторона © Музей Виктории и Альберта, Лондон

// Лист из Кодекса Тривульцио © Библиотека Тривульцио Кастелло Сфорцеско, Милан


«Кодекс Тривульцио», содержащий рукописи Леонардо об архитектуре и религии, находится в Милане в библиотеке Тривульцио Кастелло Сфорцеско.


Есть манускрипты Леонардо и Париже. В институте Франции хранятся 12 манускриптов, обозначенных буквами латинского алфавита (от A до M). В них – исследования Леонардо в области военного искусства, оптики, гидравлики, геометрии и полёта птиц. Там же находится и Кодекс Ашбернхема. Эти рукописи посвящены архитектуре и живописи.


// Кодекс Ашбернхема. Лист 93v © Институт Франции, Париж

// Кодекс Ашбернхема. Лист 94r © Институт Франции, Париж

Королевская библиотека в Турине – счастливая обладательница «Кодекса о полете птиц». В этой рукописи содержатся размышления Леонардо о возможности покорения человеком воздушного пространства. Изучая особенности полёта птиц, он работал над созданием летательного аппарата. Уже в 1505 году Леонардо писал о том, что реализуется в далёком будущем: о парашюте и аэроплане. В рукописи множество зарисовок разнообразных птиц в различных стадиях полёта. В тексте манускрипта Леонардо пояснял строение крыльев, делал записи о дальности полёта и особенностях движения птиц в воздухе.



// Кодекс о полете птиц © Королевская библиотека, Турин

// Кодекс о полете птиц © Королевская библиотека, Турин

// Кодекс о полете птиц © Королевская библиотека, Турин


Только одно собрание манускриптов, «Лестерский кодекс», является частной собственностью. Сейчас он находится в коллекции Билла Гейтса. Кодекс посвящён природным явлениям, в нем описываются течение воды, лунный свет, окаменелости, минералы и т.д.


Лестерский кодекс © Частная коллекция
Лестерский кодекс © Частная коллекция

Это обширное рукописное наследие Леонардо, тем не менее, не является полным – многое, к сожалению, утрачено. Неизвестно местонахождение некоторых рукописей, о которых упоминали основоположник современного искусствознания Вазари и миланский художник Джованни Ломаццо. Остаётся надежда, что будут найдены и эти манускрипты.


Изучение рукописей показало, что у Леонардо да Винчи было несколько способов организации своих обширных записей. Часто Леонардо работал на отдельных несшитых листах. Помимо этих отдельных листов, у Леонардо были записные книжки карманного формата. Из записей художника известно, что он обдумывал трактаты на самые разные темы. Леонардо делал не только отрывочные заметки, но и планировал нечто более сложное и структурированное. Например, «Лестерский кодекс» считается сшитым самим Леонардо. Но чаще всего разрозненные записи Леонардо были искусственно организованы в кодексы. Именно так составлены «Атлантический кодекс» и «Мадридский кодекс».


Отличительной чертой всех этих манускриптов является зеркальное письмо. Достоверно неизвестно, почему Леонардо предпочитал писать так, что прочесть его записи можно только с зеркалом в руке (он писал не слева направо, а справа налево, в зеркальном отражении). Вероятно, это связано с тем, что художник был левшой и писать чернилами слева направо ему было просто неудобно, а может быть, Леонардо хотел сохранить секретность своих рукописей. Возможно, это был оригинальный способ шифрования.


По мере открытия манускриптов их издавали, создавали факсимильные издания, которые выходили на протяжении всего XX века, а сейчас рукописи переживают новый этап – большая часть кодексов уже оцифрована.

Атлантический кодекс Леонардо да Винчи
Атлантический кодекс Леонардо да Винчи

К юбилею Леонардо в 2019 году, был полностью оцифрован и представлен на специальном сайте Атлантический кодекс. Все содержание манускриптов на сайте систематизировано по пяти разделам: инструменты и механизмы, архитектура и прикладные искусства, геометрия и алгебра, физика и естественные науки, гуманитарные знания. Помимо этих больших разделов, дана более подробная классификация всех тем, которые затрагиваются в рукописях.

 

Атлантический кодекс Леонардо да Винчи © Амброзианская библиотека, Милан

 

Восхищает разнообразие интересов Леонардо! «Атлантический кодекс», помимо научных записей и чертежей, включает в себя сказки, шутки, кулинарные рецепты. Считается, что Леонардо был вегетарианцем и очень внимательно относился к еде, аккуратно записывал расходы и рецепты.


В кодексе содержатся пророчества, проекты трактатов, цитаты из самых разных авторов, переводы из Овидия.

Интересно, что сайт позволяет поворачивать по часовой или против часовой стрелки отдельные листы, и это очень удобно, поскольку записи и рисунки можно рассматривать под разными углами зрения.


Цифровизация манускриптов Леонардо открыла новые возможности для исследований. Раньше научные записи Леонардо изучались с точки зрения его вклада в развитие ренессансной науки, но очень мало внимания уделялось тому, как мыслил Леонардо, как он разрабатывал ту или иную тему, какие этапы проходили его размышления, расчёты и чертежи. Создание общей базы рукописного наследия художника поможет понять особенности его напряжённой мыслительной работы. Появилась возможность обратиться к первоисточникам и «полистать» рукописи Леонардо, увидеть его почерк, найти заметки на полях, рассмотреть рисунки и чертежи, попытаться увидеть и понять мышление гения самостоятельно. Но, к сожалению, кодексы ничего не скажут о его личности – среди этих записей нет откровений и тайных мыслей, нет ничего о личной жизни Леонардо. Это хроники гениального, неутомимого и мудрого исследователя, восхищённого Вселенной, в которой он жил. //SA


 

// Ссылки:


Атлантический кодекс:


Кодекс Арундела:


Кодекс Форстера:


Мадридский кодекс:



Comments


bottom of page