top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Максимилиан Волошин: «Мои стихи о природе утекли в акварели…»


Максимилиан Волошин: «Мои стихи о природе утекли в акварели…»
Максимилиан Волошин: «Мои стихи о природе утекли в акварели…»

Ему часто задавали вопрос: «Вы поэт или художник?» Он всегда отвечал: «Конечно, поэт». Но сразу же уточнял: «И художник». Поэт и художник, переводчик и искусствовед, философ и мечтатель – Максимилиан Волошин (1877-1932) был «хранителем Коктебеля и Карадага», строителем и хозяином «Киммерийских Афин».


«Мои стихи о природе утекли в акварели…» 28 мая 2022 года исполняется 145 лет со дня рождения Максимилиана Волошина (1877-1932).


Максимилиан Александрович Волошин

Как художник-акварелист Волошин получил признание ещё при жизни. Его пейзажами восхищались друзья, поэты, художники и многочисленные гости его дома в Коктебеле: Марина Цветаева, Александр Бенуа, Александр Головин, Илья Эренбург и многие другие знаменитые современники.


М. Волошин. Голубой залив. 1912 © Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского, Феодосия

// М. Волошин. Голубой залив. 1912 © Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского, Феодосия


М. Волошин. Карадаг в облаках. 1929 © http://maxvoloshin.ru

// М. Волошин. Карадаг в облаках. 1929 © http://maxvoloshin.ru


Максимилиан Александрович Волошин (Кириенко-Волошин) родился 28 мая (16 мая по старому стилю) 1877 года в Киеве. Детство его прошло в Таганроге. Когда мальчику было четыре года, умер отец, и мать с сыном переселились в Москву, откуда в 1893 году уехали в Крым, в Коктебель. Это была поворотная точка в судьбе Максимилиана Волошина, но Коктебель он полюбил далеко не сразу.


Позже Волошин признавался, что только постепенно смог почувствовать притяжение этого места и ощутить его как свою духовную родину.

Волошин много путешествовал – «от гималайских ступеней до древних пристаней Европы». В начале 1900-х Максимилиан побывал в Италии, Швейцарии, Франции и Греции. С 1901 по 1916 год он жил попеременно то в Европе, то в Крыму. Особенно Волошин любил Париж.


М. Волошин. Заливы гулкие земли глухой и древней.1928 © Симферопольский художественный музей, Симферополь

// М. Волошин. Заливы гулкие земли глухой и древней.1928 © Симферопольский художественный музей


М. Волошин. Осенняя земля. 1924 © Симферопольский художественный музей, Симферополь

// М. Волошин. Осенняя земля. 1924 © Симферопольский художественный музей

Многолетние странствия не были целью сами по себе. Путешествуя, Максимилиан искал своё место в этом мире. И для Волошина таким местом стал Коктебель. После долгих поисков Вселенная для него сконцентрировалась в одной точке на карте, и возник удивительный дуэт творческого человека и места, где он хотел и мог творить.


Именно здесь Волошин открыл себя и как художника. В очерке «О самом себе» он написал: «Оказавшись в Коктебеле, я воспользовался вынужденным перерывом в работе, чтобы взяться за самовоспитание в живописи. Прежде всего, я взялся за этюды пейзажа: приучил себя писать всегда точно, быстро и широко».


Максимилиан пришёл к акварельной живописи, ощутив ограниченность выразительных возможностей слова и желая расширить эти границы. Пейзажи Волошина – поэзия без слов, область интуиции и созерцания. Он говорил: «Мои стихи о природе утекли в акварели и живут в них, как морской прибой, – с приливами и отливами».


М. Волошин. Ореолы облаков. 1928 © http://maxvoloshin.ru

// М. Волошин. Ореолы облаков. 1928 © http://maxvoloshin.ru


// М. Волошин. Тревожный ветер клубится над землёю. 1928 © Симферопольский художественный музей


// М. Волошин. Заливы гулкие земли глухой и древней. 1928 © Симферопольский художественный музей


Художественное наследие Максимилиана Волошина насчитывает приблизительно 6000 акварельных работ, разбросанных по всему миру. Современники художника рассказывали, что он писал пейзажи «пачками» и с удовольствием дарил всем своим друзьям.


Своеобразный творческий метод Волошина заключался в том, что он не писал акварели с натуры. Все его пейзажи созданы по памяти.

Это не буквальное воспроизведение существующего пейзажа, а фантазии на тему. Важно ещё и то, что Волошин изображал не современный ему Коктебель, а Киммерию, древнюю землю.


Дом Максимилиана Волошина в Коктебеле

Киммерия – это старое название пустынного, сожжённого солнцем Восточного Крыма. Изломы горных вершин, крутые обрывы, глубокие ущелья, тёмные гроты и безлюдное побережье создавали ощущение древнего, доисторического пейзажа и восхищали Волошина. Он видел Киммерию, населённую нимфами, сатирами и демонами в окружении стихий – воды, камня и воздушных просторов неба.


Дом Максимилиана Волошина в Коктебеле. Фото: © https://www.domvoloshina.ru/o-voloshine


// М. Волошин. Настороженная земля. 1928 © http://maxvoloshin.ru


// М. Волошин. Пейзаж. 1929 © Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля


// Звучанье солнц из глубины веков. 1929 © Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского


Уже в 1903 году Максимилиан по собственному проекту начал строить дом в Коктебеле. «Киммерийские Афины» – так называли этот особняк современники. Волошин увлекался теософскими идеями и, по примеру Теософского общества, которое основывалось на принципах всеобщего Братства, он объединил творцов, сделав свой дом подобием древнегреческого полиса. Многие писатели, художники, артисты и учёные гостили здесь.


В разное время в «Киммерийских Афинах» жили Андрей Белый, Вячеслав Брюсов, Алексей Толстой, Максим Горький, Николай Гумилёв, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Михаил Булгаков.

Волошин принимал участие и в строительстве Гётеанума (всемирный центр Антропософского движения, расположенный в швейцарском городе Дорнах и названный в честь Гёте), который символизировал братство всех народов и религий. Строительство проходило в период Первой мировой войны, и объединило представителей воюющих стран. Все архитектурные и декоративные элементы Гётеанума наделены символическим смыслом.


В годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны в России, Волошин продолжал следовать принципу «Все во мне, и я во всем», отстаивать идею всеобщего единства, исключающую вражду и войны, идею, побуждающую каждого воспринимать себя как часть единого Целого.


// Мои долины лукоморья, мои полынные холмы. 1927© Симферопольский художественный музей


Акварельные пейзажи Максимилиана Волошина – его духовные поиски и результат увлечения масонством, мистикой, теософией, антропософией, религиями Востока. Он стремился к синтезу древних и новых учений, искренне считая, что божественная мудрость одинакова для всех. Волошин относил себя к посвящённым, ощущая, что он в земном мире лишь «прохожий». Как сторонник теософской идеи Всемирного Братства человечества, Максимилиан ужасался разобщённости людей, в которых он всегда видел своих сестёр и братьев, тесно связанных между собой через «мир иной».


Пейзажи Волошина – о вечности. Они абсолютно безлюдны – только небо и море, камни и скалы. То, что не меняется в течение тысячелетий.

На фоне этой незыблемой вечности земная жизнь ощущается явлением непостоянным, чем-то, что приходит и уходит без следа. Так исчезли, растворились во времени греки и другие народы, которые когда-то жили в Киммерии.


// М. Волошин. «А в душе пустыня Меганома...» 1927 © Симферопольский художественный музей.


Волошинские акварели очень символичны. Это «пейзажи» внутреннего мира, души поэта. В душе у каждого есть сияющие вершины и страшные пропасти, сухие пустыни и мрачные пещеры. Небо на картинах Волошина – символ «двери» в «мир иной», море – вечность, горы – ступени, высоты человеческого духа. 


Максимилиан стремился писать «землю, по которой можно ходить, и небо, по которому можно летать» и гордился тем, что его акварельные пейзажи, при всей их символичности и декоративности, были очень точны в описании потоков ветра и движений облаков. Они помогали планеристам ориентироваться на местности, а геологи нашли в них важные сведения о структуре Киммерийских гор.


Акварели Волошина даже были включены в качестве иллюстраций в геологическое издание Томского университета.

В 1927 году в Москве прошла персональная выставка Волошина. К этому моменту он достиг максимальных успехов в акварельной живописи. Волошин не был профессиональным живописцем, но ему удалось найти свой уникальный стиль: он был очень точен и конкретен в рисунке. Его графика имела чёткий ритм, который воспроизводил характерные очертания коктебельских холмов и гор, заливов и мысов. Сухая чёткость рисунка сочеталась у Волошина с эпическим, философским содержанием картин.


// М. Волошин. Коктебель. 1932 © http://maxvoloshin.ru


Максимилиан Волошин умер в 1932 году. Посмертные выставки его акварелей были с большим успехом проведены в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и во многих крымских городах.


После смерти Волошина, согласно его воле, дом был передан в дар Союзу писателей СССР. Огромное собрание акварелей Максимилиана и его рукописи, а также великолепную библиотеку сохранила его жена – Мария Степановна Волошина. А с 1984 года Дом в Коктебеле стал музеем. //SA


 

Б.М.Кустодиев. Портрет М.А. Волошина. 1924 © Государственный литературный музей, Москва

 

Comments


bottom of page