top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Мадонны Ганса Гольбейна Младшего

Золотурнская мадонна. Фрагмент. 1522 // Художественный музей, Золотурн, Швейцария

Ганс Гольбейн Младший был одним из величайших художников Возрождения и одним из лучших художников-портретистов XVI века.

В 2023 году исполнилось 525 лет со дня рождения этого немецкого художника.


Ганс Гольбейн Младший (1498-1543) создал целую галерею портретов представителей английской правящей элиты. Кроме этого, Гольбейн занимался религиозной живописью, писал фрески, разрабатывал дизайн ювелирных изделий и одежды, а также делал книжные иллюстрации. В его творчестве гармонично сочетались черты Северного и итальянского Возрождения.


Два шедевра религиозной живописи Ганса Гольбейна, известные в наше время всему миру, были заказаны и написаны в Швейцарии: «Золотурнская Мадонна» или «Алтарь Герстера» (1522) и «Дармштадтская Мадонна» или «Мадонна Якоба Мейера» (1526).

В 1522 году Ганс Гольбейн Младший написал «Золотурнскую мадонну». Другое название этой картины – «Алтарь Герстера». Считается, что заказчиками были городской архивариус Базеля Ганс Герстер и его жена Барбара Гильдинкнопф. Доказательством служат гербы супругов, которые вплетены в ткань ковра, покрывающего ступени трона. Там же художник поставил свою подпись и дату.


Золотурнская мадонна. 1522 // Художественный музей, Золотурн, Швейцария
Золотурнская мадонна. 1522 // Художественный музей, Золотурн, Швейцария

Ганс Гольбейн изобразил сидящую Деву Марию, которая держит на руках младенца Иисуса. Марию окружают святые. Слева стоит святой Мартин Милостивый, епископ Турский (по другой версии – Николай Мирликийский), подающий милостыню нищему, скрытому плащом Богородицы.


Святого Мартина Милостивого очень почитали в Германии и Франции. Его базилика в Туре была религиозным центром меровингской и каролингской Франции, а его мантия – государственной святыней франкских королей.


Ганс Гольбейн Младший. Золотурнская мадонна. Святой Мартин и Святой Урс. Фрагменты. 1522 // Художественный музей, Золотурн, Швейцария
Cвятой Мартин и Святой Урс. Фрагменты
 

Ганс Гольбейн Младший. Золотурнская мадонна. Святой Мартин и Святой Урс. Фрагменты. 1522 // Художественный музей, Золотурн, Швейцария

 

Справа от Девы Марии изображён воин в сияющих доспехах, Святой Урс Золотурнский. Он показан в полном боевом снаряжении, с мечом на боку и с красно-белым флагом в правой руке. В III веке Святой Урс принял мученическую смерть в составе Фиванского легиона. Он был обезглавлен за отказ поклоняться идолам. Святому Урсу посвящён монастырь в Золотурне, а первый храм в честь святого был воздвигнут в Женеве в конце V века. Он также почитается в соборе Святого Мартина в Базеле. Считается, что картина предназначалась именно для этой церкви.


«Золотурнская Мадонна» представляет собой «святое собеседование» (sacra conversazione) – популярную в западноевропейском Средневековье и в эпоху итальянского Возрождения композицию с участием Девы Марии, где Богородица почти всегда изображается сидящей или стоящей в центре и в окружении святых. Богородица смотрит на зрителей ласковым взглядом, слегка склонив голову, а Младенец Христос, благословляя, поднимает руку.


Ганс Гольбейн Младший. Золотурнская мадонна. Фрагмент. 1522 // Художественный музей, Золотурн, Швейцария
Золотурнская мадонна. Фрагмент

Моделью для Младенца послужил старший сын Ганса Гольбейна Филипп, родившийся около 1522 года, а этюдом для Девы Марии – портрет его жены Елизаветы Бинзеншток (сейчас хранится в Лувре).

 

Ганс Гольбейн Младший. Золотурнская мадонна. Фрагмент. 1522 // Художественный музей, Золотурн, Швейцария

 

В «Золотурнской мадонне» Гольбейна прослеживается особенность живописи Возрождения – очеловечивание образов Богоматери и Младенца. В Средние века фигуры Богородицы и Младенца обычно изображались с золотыми дисками или нимбами, были значительно больше и выше ростом, чем окружающие их персонажи, но в эпоху Возрождения ситуация изменилась. В «Дармштадтской мадонне» Гольбейна Богородица и Младенец более человечны, написаны без нимбов и соответствуют росту остальных фигур. Однако Гольбейн поместил на голову Девы корону, означающую, что перед нами «Царица Небесная».


В «Золотурнской мадонне» восхищает внимание Гольбейна к деталям – от складок одежд Марии и Святого Мартина до узоров на ковре.

Через сто с лишним лет картина была утеряна и в 1864 году в плачевном состоянии – почерневшую, изъеденную червями, без рамы – её обнаружили в маленькой часовне Всех Святых в Гренхене недалеко от Золотурна. Еще немного и она была бы полностью утрачена – в часовне шла реконструкция и картина, заляпанная белилами, лежала под досками, служившими настилом, по которому ходили рабочие. Реставраторы ещё в XIX веке попытались устранить повреждения, но этого оказалось недостаточно. Очередная реставрация была проведена уже в XX веке и в 1971 году картина стала ближе к оригиналу. С 1879 года «Золотурнская мадонна» находится в собственности муниципалитета Золотурна и демонстрируется в Золотурнском художественном музее.


«Золотурнская мадонна» – вторая по величине из сохранившихся мадонн Ганса Гольбейна, следующая после «Дармштадтской мадонны».

«Дармштадтская мадонна», которую иногда называют «Мадонной бургомистра Мейера», была написана Гольбейном в 1526 году по заказу Якоба Мейера, бургомистра Базеля. Бургомистр заказал эту картину для своей личной капеллы в замке Гундельдинген. Он попросил написать Мадонну, оказывающую покровительство ему и его семье, склонённой перед Девой Марией в горячей молитве.


Почему Якоб Мейер сделал такой заказ? Дело в том, что бургомистр Базеля, ревностный католик и принципиальный человек, был обвинён в коррупции членами городского совета и чудом избежал казни. В благодарность он и решил заказать картину с изображением Богородицы, защищающей его семью.


Ганс Гольбейн Младший. Дармштадтская мадонна. 1526 // Художественная галерея Вюрт, здание церкви Св. Иоанна, Швабиш-Халль, Германия
Дармштадтская мадонна. 1526 // Художественная галерея Вюрт, здание церкви Св. Иоанна, Швабиш-Халль, Германия

Иконографический тип «Дармштадтской Мадонны» – «Мадонна Милосердия» (Madonna della Misericordia) или «Мадонна с покровом», накрывающая своим плащом (покровом) жертвователей, заказавших картину. В православии подобный тип изображения называется «Покров Пресвятой Богородицы».


Образ «Мадонны Милосердия» впервые встречается в Италии в XIII веке. Существует мнение, что эта композиция имеет тот же источник, что и православный «Покров Пресвятой Богородицы» – видение святого Андрея в Константинополе. Но более вероятно, что «Мадонна Милосердия» появилась в западной живописи под влиянием сочинения «Видение о чудесах», написанного в XIII веке католическим монахом Цезарием Гейстербахским.


Ганс Гольбейн Младший. Дармштадтская мадонна. Якоб Мейер с сыновьями. Фрагмент. 1526 // Художественная галерея Вюрт, здание церкви Св. Иоанна, Швабиш-Халль, Германия
Якоб Мейер с сыновьями. Фрагмент
 

Ганс Гольбейн Младший. Дармштадтская мадонна. Якоб Мейер с сыновьями. Фрагмент. 1526 // Художественная галерея Вюрт, здание церкви Св. Иоанна, Швабиш-Халль, Германия

 

На картине Ганса Гольбейна плащ Богородицы охватывает всю семью бургомистра, давая ей защиту. Слева от Богородицы с Младенцем изображён Якоб и его сыновья (или, согласно другой версии, сын, держащий младенца Иоанна Крестителя). Справа изначально были изображены вторая жена бургомистра – Доротея Канненгиссер и их дочь Анна. Но в 1528 году Мейер попросил внести некоторые изменения. С помощью рентгеновских лучей удалось увидеть, что именно было изменено. Художник добавил изображение первой жены Якоба, Магдалены Баер, умершей в 1511 году, немного изменил одежду Доротеи, чтобы лучше было видно её лицо и переписал причёску Анны – её длинные распущенные волосы сменила сложная коса, символизирующая обручение девушки. Так в окончательном варианте картины справа от Богородицы оказались Магдалена, Доротея и Анна.


Изменения, о которых попросил Мейер, спасли картину от уничтожения. Обычно она висела в церкви, но в 1528 году, когда в Базеле вспыхнуло иконоборчество и было уничтожено множество произведений религиозного искусства, картина находилась в мастерской Гольбейна и её не тронули.


Ганс Гольбейн Младший. Дармштадтская мадонна. Магдалена, Доротея, Анна. Фрагмент. 1526 // Художественная галерея Вюрт, здание церкви Св. Иоанна, Швабиш-Халль, Германия
Магдалена, Доротея, Анна. Фрагмент
 

Ганс Гольбейн Младший. Дармштадтская мадонна. Магдалена, Доротея, Анна. Фрагмент. 1526 // Художественная галерея Вюрт, здание церкви Св. Иоанна, Швабиш-Халль, Германия

 

Великолепный портретист, Ганс Гольбейн изобразил всех членов семьи бургомистра удивительно реалистично. В этом проявился не только безусловный талант художника, но и одно из основных влияний гуманизма на искусство эпохи Возрождения. Живопись должна была выражать красоту человеческой формы.


Основной приём, позволяющий художникам добиться реалистического изображения – светотень. Именно светотень придаёт двухмерному изображению иллюзию трёхмерности. И Гольбейн очень эффектно использовал этот приём в своих работах. На картине «Дармштадтская мадонна» именно мастерская работа со светотенью делает изображение потрясающе реалистичным. Смятый ковёр на переднем плане намеренно сделан таким неидеальным – это создаёт иллюзию реальности, зритель как будто может шагнуть в пространство полотна.


Как и в «Золотурнской Мадонне» Ганс Гольбейн внимателен к изображаемым деталям. «Дармштадская Мадонна» восхищает каждой мелочью: сложный тканый узор ковра, золотое шитье в виде нежного цветочного мотива, бисерная вышивка, плиссировка.


Многие историки искусства усматривают влияние Леонардо да Винчи на Гольбейна и считают, что у «Дармштадтской мадонны» «леонардовское» лицо. Однако, лицо Мадонны Гольбейна – не стереотипное изображение в традициях итальянских художников эпохи Возрождения. Оно написано с натуры и даже известно имя модели – Магдалена Оффенбург. Так же как Мадонна из Золотурна, «Дармштадтская Мадонна» изображена без нимба, но увенчана короной.



Ганс Гольбейн Младший. Дармштадтская мадонна. 1526 // Художественная галерея Вюрт, здание церкви Св. Иоанна, Швабиш-Халль, Германия
Дармштадтская мадонна. 1526 // Художественная галерея Вюрт, здание церкви Св. Иоанна, Швабиш-Халль, Германия

«Дармштадтская Мадонна» – прекрасная картина, её часто сравнивают со знаменитой работой Рафаэля и называют «Северной Сикстинской Мадонной». К сожалению, она покинула Швейцарию в XVII веке. После смерти Якоба Мейера, картину унаследовала его дочь Анна, потомки которой продали шедевр. В 1633 году амстердамский торговец картинами Мишель Ле Блон, бывший в тот момент владельцем «Дармштадтской Мадонны», заказал копию картины, а через какое-то время продал и оригинал, и копию, которую выдал за подлинную работу Ганса Гольбейна.


Оригинал, побывав у торговцев и банкиров, был приобретён в качестве подарка для принцессы Марианны Гессен-Гомбургской и оказался в Берлинском дворце. Наконец, «Дармштадтская Мадонна» прибыла в Дармштадт (владельцами шедевра долгое время были ландграфы Гессен-Дармштадтские).

А с 2003 года картина экспонировалась в Штеделевском художественном институте во Франкфурте-на-Майне, который был готов был выкупить шедевр у владельцев. Интересовался покупкой картины и музей Гетти.


В 2011 году меценат из Баден-Вюртемберга Райнхольд Вюрт заплатил за картину Ганса Гольбейна Младшего более 50 млн. евро (точная цена не разглашается). На сегодняшний день это самое дорогое произведение немецкой живописи. Теперь «Дармштадтская мадонна» хранится в Художественной галерее Вюрта, в здание бывшей церкви Св. Иоанна (теперь филиал галереи), в Швабиш-Халле (Германия).



Бартоломеус Сарбург. Мадонна бургомистра Мейера. 1635-1637. (Художник оригинала - Ганс Гольбейн Младший) // Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия
Бартоломеус Сарбург. Мадонна бургомистра Мейера. 1635-1637. (Художник оригинала - Ганс Гольбейн Младший) // Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

А копия картины, которая была настолько хороша, что все считали её оригиналом, в XVII веке была продана в Италию, а в 1743 году как подлинная работа Гольбейна была приобретена королём Польши Августом III, который поместил её в Дрезденской галерее. Итальянский агент по продаже произведений искусства граф Франческо Альгаротти (1712-1764) с гордостью сообщал, что «эта картина стоит целой галереи и является главным произведением не только Гольбейна, но и живописи в целом». Однако, в конце XIX века было доказано, что картина – копия, выполненная художником Бартоломеусом Сарбургом в 30-х годах XVII века.//SA

コメント


bottom of page