top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Гора Сент-Виктуар – любимая модель Поля Сезанна

Поль Сезанн. Гора Сент-Виктуар. Около 1890 // Музей Орсе, Париж, Франция
Поль Сезанн. Гора Сент-Виктуар. Около 1890 // Музей Орсе, Париж, Франция

Сегодня этот французский художник – один из самых знаменитых живописцев XIX века, но при его жизни было иначе: до последних лет своей карьеры он был очень малоизвестен.


19 января 2024 году исполнилось 185 лет со дня рождения французского художника Поля Сезанна

Поль Сезанн (1839-1906)

Ни критики, ни зрители не понимали картин своеобразного живописца, обладавшего, к тому же, вспыльчивым, тяжёлым характером. Его натюрморты, пейзажи и портреты с искажённой перспективой и странными формами предметов вызывали недоумение и даже отторжение.


Поль Сезанн. Автопортрет с палитрой. 1890 // Коллекция Фонда Эмиля Бюрле, Цюрих, Швейцария
Поль Сезанн. Автопортрет с палитрой

Поль Сезанн  – современник импрессионистов, но он уже постимпрессионист, его иногда называют даже «отцом постимпрессионизма». В своей живописи Сезанн пошёл дальше «впечатления». Ему недостаточно было просто писать то, что он видит. Он хотел внести в свои картины осмысленное знание, понимание.


 

Поль Сезанн. Автопортрет с палитрой. 1890 // Коллекция Фонда Эмиля Бюрле, Цюрих, Швейцария

 

Для Сезанна картины были результатами глубокого анализа окружающего пространства. С помощью этого анализа художник конструировал формы изображаемых объектов. В своей живописи Сезанн пытался объединить две противоположности – постоянство и изменчивость окружающего мира.

Любимыми моделями Огюста Ренуара (1841-1919) были хорошенькие женщины, Клод Моне (1840-1926) очень любил писать стога и кувшинки, а любимой моделью Сезанна стала гора Сент-Виктуар. Конечно, у художника были и другие любимые объекты. Яблоки, купальщицы. Но он не был одержим ими так, как этой горой. Много раз в разные годы, Сезанн снова и снова, с маниакальным упорством писал Сент-Виктуар. Писал он очень медленно, обдуманно вырисовывая свою любимую модель то с одного, то с другого ракурса.


Удивительная настойчивость, даже упрямство - каждый день писать один и тот же мотив.

Сезанн говорил: «Я работаю очень медленно, природа представляется мне очень сложной; и нужно непрерывно совершенствоваться. Надо уметь видеть натуру и верно чувствовать…» Художник был невероятно самокритичен и мог изрезать, яростно растерзать собственную картину, если она казалась ему недостаточно удачной. И, многократно воспроизводя любимую модель, Поль всё время сомневался – ему казалось, что опять не получилось и надо попробовать ещё раз. Почему именно этот объект так притягивал внимание художника?


Поль Сезанн. Выемка грунта под железнодорожный путь и гора Сен-Виктуар вдали.  1870 // Новая Пинакотека, Мюнхен, Германия
Выемка грунта под железнодорожный путь и гора Сен-Виктуар вдали. 1870 // Новая Пинакотека, Мюнхен, Германия

Самая высокая точка горы, а точнее, горной гряды Сент-Виктуар всего 1011 метров. Это просто незначительный холмик по сравнению с такими эффектными и знаменитыми гигантами, как, например, Фудзияма или Монблан. Но Сент-Виктуар, всё-таки, возвышается над Экс-ан-Провансом, родным городом Поля Сезанна. Эта горная гряда выглядит одинокой крутой горой как раз со стороны Экса.


Поль Сезанн. Купальщики на отдыхе.1877 // Фонд Барнса, Филадельфия, Пенсильвания, США
Купальщики на отдыхе.1877 // Фонд Барнса, Филадельфия, Пенсильвания, США

Гора Сент-Виктуар постепенно стала одной из главных тем в творчестве художника. В 1870-х годах она появилась на картине «Выемка грунта под железнодорожный путь и гора Сен-Виктуар вдали» (1870), а несколько лет спустя стала фоном на полотне «Купальщики на отдыхе» (1877). В середине 1880-х годов Сезанн начал постоянно писать гору саму по себе  – она превратилась в смысловой центр его картин.


Настойчиво возвращаясь к мотиву горы, художник создал невероятно разнообразную серию работ – 44 полотна маслом и 43 акварели. На них гора изображена с разных точек зрения, в разную погоду и время года, в окружении постоянно меняющегося набора объектов: дома и мосты, поля и каменоломни, деревья или их ветви на переднем плане.


Поль Сезанн. Гора Сент-Виктуар с большой сосной.1887 // Институт искусств Курто, Лондон, Великобритания
Гора Сент-Виктуар с большой сосной.1887 // Институт искусств Курто, Лондон, Великобритания

В ноябре 1901 года Сезанн купил участок земли с видом на Сент-Виктуар, (на холме Ле-Лав, расположенном к северу от родного Экс-ан-Прованса). В этом месте он построил студию. Теперь художник мог в любое время писать свой любимый объект. Сезанн просто отправлялся на прогулку, находил нужное место, необходимый ему ракурс и изо дня в день творил. Художник Эмиль Бернар (1868-1941), единственный ученик Сезанна, вспоминал, что сопровождал его во время одной из таких прогулок: «Это было в двух километрах от его (Сезанна) студии, с видом на долину у подножия Сент-Виктуар, скалистой горы, которую он не переставал рисовать... Он был полон восхищения этой горой».


Поль Сезанн. Гора Сент-Виктуар и виадук в долине реки Арк.1882-1885 // Метрополитен музей, Нью-Йорк, США
Гора Сент-Виктуар и виадук в долине реки Арк.1882-1885 // Метрополитен музей, Нью-Йорк, США

Сезанна, в отличие от импрессионистов, не интересовали мимолётные состояния и нюансы, у него не было цели поймать момент ускользающей реальности. Он был гораздо более фундаментален, потому что хотел показать саму суть ландшафта.


Его гора Сент-Виктуар – за пределами времени. Незыблемая, мощная. Серия этих горных пейзажей достаточно реалистична, но, одновременно, все эти картины пытаются раскрыть зрителю некую общую «идею» горы.

Поэтому Сезанн и не стремился воспроизвести детали. Он хотел привлечь внимание к фундаментальной сути, первооснове.


Цветовая гамма горных пейзажей Сезанна чаще всего состоит из сочетаний натуральных и нейтральных оттенков: зелени, охры, коричневого и голубого, а также розоватого и сиреневого. Однако, постепенно художник пришёл к более ярким оттенкам.


Поль Сезанн. Гора Сент-Виктуар. 1897 // Художественный музей, Берн, Швейцария
Гора Сент-Виктуар. 1897 // Художественный музей, Берн, Швейцария

Картина «Гора Сент-Виктуар», написанная Сезанном в 1897 году, хранится в Художественном музее Берна, а когда-то была в собрании скандально известного коллекционера Корнелиуса Гурлитта. В 2012 году это полотно обнаружили во время обыска в его мюнхенской квартире. Картина, вместе с другими шедеврами, досталась Корнелиусу от отца Хильдебранда Гурлитта, который в 1940-х годах работал на Йозефа Геббельса.


Гурлитт занимался конфискацией и скупкой работ «дегенеративных» (как их называли нацисты) художников. «Дегенеративными» считались: импрессионисты, дадаисты, кубисты, фовисты, сюрреалисты и экспрессионисты.

Конфискованные картины Гурлитт успешно и выгодно продавал за рубеж, но немало прекрасных полотен он тайно оставил себе. После войны Хильдебранд сразу же сообщил, что подвергался гонениям со стороны нацистов, а его коллекция погибла во время бомбёжки Дрездена. В действительности, долгие годы собрание уникальных полотен хранил его сын. В 2014 году картину Сезанна «Гора Сент-Виктуар» Корнелиус Гурлитт добровольно передал Художественному музею Берна.


Поль Сезанн. Гора Св. Виктории. Вид со стороны Лов (пейзаж в Эксе). 1882-1885 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия
Гора Св. Виктории. Вид со стороны Лов (пейзаж в Эксе). 1882-1885 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия

Самые поздние пейзажи с горой Сент-Виктуар Сезанн писал уже с очень сильным акцентом на геометрию и гораздо более смелыми красками, уйдя от сдержанного стиля первых изображений горной гряды. Эти пейзажи менее реалистичны, но, вероятно, более близки к тому, как именно Поль Сезанн видел гору Сент-Виктуар.


На полотнах с изображением Сент-Виктуара плотная материя горной гряды кажется втиснутой в слишком маленький для неё объём – формы давят друг на друга, расширяются или сжимаются, неспокойно пульсируют. Они как будто находятся в состоянии постоянного формирования. Художнику удалось гениально совместить незыблемость горной гряды и постоянное необузданное стремление природы к развитию.


Поль Сезанн показал зрителям своих картин, что материя вечна, но не вечны формы, которые она принимает. Формы окружающего мира могут быть стабильны в пространстве, но не во времени.

Именно поэтому горная гряда Сент-Виктуар стала любимой моделью Сезанна. В ней художник увидел то, что хотел – непреодолимую творческую силу природы, скрытую под внешней неподвижностью. Гора Сезанна – не застывшая завершённость, а постоянно возникающий, формирующийся мир. Сезанн писал: «Я хочу написать девственность мира», «….я хотел видеть геологические слои». Он стремился показать неизменное и одновременно подверженное изменениям. Горы живут так долго, что мы, в течение нашей короткой человеческой жизни, не можем увидеть, как они меняются. Но это происходит.


Поль Сезанн. Вид на гору Сент-Виктуар из Ле-Лав. 1904-1906 // Художественный музей, Базель, Швейцария
Вид на гору Сент-Виктуар из Ле-Лав. 1904-1906 // Художественный музей, Базель, Швейцария

В Художественном музее Базеля хранится одна из последних картин серии с любимым мотивом Сезанна – «Вид на гору Сент-Виктуар из Ле-Лав» (1904-1906). Место, которое он выбрал для создания базельской картины, очевидно, находится совсем недалеко от его студии. Это плато Энтремон. На полотне могучая каменная глыба упирается в небо, а её предгорья, покрытые растительностью, написаны яркими сине-зелеными, местами очень тёмными красками.


Из сочетания синих, зелёных и жёлто-коричневых оттенков складывается, формируется пейзаж. Мастерски используя игру формы и цвета, Сезанн как будто вылепливает его.

В одном из писем Эмилю Бернару Сезанн написал: «Я стар, болен, и я поклялся умереть за работой». Так и случилось. Однажды он опять писал свою любимую гору. Начался сильный дождь, и Сезанн не смог вовремя вернуться домой. Его нашли лежащим на дороге без сознания. Через неделю он скончался от воспаления лёгких.


В Швейцарии картины Сезанна можно увидеть в музеях Женевы, Базеля, в собрании фонда Эмиля Бюрле в Цюрихе, в коллекции Оскара Рейнхарта.//SA

Comments


bottom of page