top of page
sanews logo
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Легенда об Амуре и Психее


Франсуа Буше. Брак Амура и Психеи. 1744 // Лувр, Париж, Франция
Франсуа Буше. Брак Амура и Психеи. 1744 // Лувр, Париж, Франция

Накануне праздника всех влюблённых – Дня Святого Валентина – мы решили обратиться к одной из самых известных романтических историй античности, нашедшей широкое отражение в живописи – легенде об Амуре и Психее, история коварства и любви.


Миф об Амуре и Психее был впервые изложен во II веке н.э. древнеримским писателем и поэтом Апулеем в романе «Метаморфозы» («Золотой осёл»). Эта романтическая история – один из самых популярных вечных сюжетов в истории мировой культуры. К нему обращались многие художники и скульпторы: Рафаэль, Рубенс, Бугро, Климт, Канова, Даннекер, Роден. Швейцарские художники Иоганн Фюссли и Ангелика Кауфманн тоже вдохновились этим мифологическим сюжетом.


Франсуа Жерар. Амур и Психея, или Психея, получающая первый поцелуй любви. 1796 // Лувр, Париж, Франция
Франсуа Жерар. Амур и Психея, или Психея, получающая первый поцелуй любви. 1796 // Лувр, Париж, Франция

Психея, младшая дочь царя, была так прекрасна, что соперничала с самой Венерой. Богиню стали забывать, её храмы опустели, а люди начали поклоняться смертной деве! Ревнуя, Венера позвала своего сына Амура и приказала ему поразить Психею стрелой любви к самому презренному из людей. Но всё случилось совсем не так, как хотела богиня. Увидев красавицу, Амур влюбился в неё и обратился с просьбой к западному ветру Зефиру. Бог любви попросил его перенести Психею в свой дворец.


Этот сюжет получил название «Похищение Психеи» и был особенно популярен в XIX веке. Французский художник, придворный живописец Наполеона, Пьер Прюдон (1758-1823), изобразил красавицу среди облаков: три крылатых существа (Зефиры) поднимают бесчувственную Психею во дворец Амура.


Пьер Прюдон. Похищение Психеи. 1800 // Лувр, Париж, Франция
Пьер Прюдон. Похищение Психеи. 1800 // Лувр, Париж, Франция

Оказавшись во дворце Амура, Психея получила всё, кроме одного – возможности увидеть своего мужа. Это было запрещено. Психея не возражала, но вскоре её любопытные сестры убедили красавицу нарушить запрет. И Амур улетел, а Психея оказалась на земле и была вынуждена выполнять задания коварной Венеры, прежде чем снова встретиться с мужем и стать счастливой.


Жан Оноре Фрагонар. Психея показывает сестрам дары Амура. 1753 // Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Жан Оноре Фрагонар. Психея показывает сестрам дары Амура. 1753 // Национальная галерея, Лондон

Французские художники очень любили эту очаровательную историю. На полотне Вильяма Адольфа Бугро (1825-1905) «Амур и Психея в детстве» влюблённые изображены в виде пухленьких милых детишек и напоминают открытку-валентинку.


Вильям Адольф Бугро. Амур и Психея в детстве. 1890 // Частная коллекция
Вильям Адольф Бугро. Амур и Психея в детстве. 1890 // Частная коллекция

Есть у Бугро и очень необычная по колористическому решению версия похищения Психеи (1895).


Вильям Адольф Бугро. Похищение Психеи. 1895 // Частная коллекция
Вильям Адольф Бугро. Похищение Психеи. 1895 // Частная коллекция

Художник Франсуа Эдуард Пико (1786-1868) выбрал для своего полотна момент, когда Амур на рассвете покидает Психею.


Франсуа Эдуар Пико. Амур и Психея. 1817 // Лувр, Париж, Франция
Франсуа Эдуар Пико. Амур и Психея. 1817 // Лувр, Париж, Франция

Наверное, самую трогательную версию мифа создал из мрамора скульптор Антонио Канова (1757-1822).


Антонио Канова. Амур и Психея. 1787-1793 // Лувр, Париж, Франция

Антонио Канова. Амур и Психея. 1797 // Лувр, Париж, Франция


Эту скульптурную группу многократно копировали, срисовывали и фотографировали. Авторская копия «Амура и Психеи» (1798) украшала Архангельское – подмосковную усадьбу князя М. Б. Юсупова. Теперь она, как и копия другой группы – «Купидон и Психея, созерцающие бабочку» (1796–1800) – находится в собрании Государственного Эрмитажа, а оригиналы – в Лувре. Эти скульптуры дополняют друг друга: первая символизирует пылкость любви, а вторая – целомудрие.


В Художественном музее Цюриха есть два полотна, посвящённых Амуру и Психее. Одна картина написана женщиной в классицистическом стиле, автор второго полотна – мужчина, которого часто называют одним из предшественников европейского романтизма. Речь идёт о полотнах Ангелики Кауфман и Генриха Фюссли. И Кауфман, и Фюссли родились в Швейцарии, но к успеху и славе пришли, работая в Англии.


Ангелика Кауфман. Амур и Психея. 1792 // Художественный музей, Цюрих, Швейцария
Ангелика Кауфман. Амур и Психея. 1792 // Художественный музей, Цюрих, Швейцария

Мария Анна Ангелика Катарина Кауфман (1741-1807) родилась в маленьком швейцарском городке Кур, не получила систематического образования, но благодаря таланту и обаянию добилась больших успехов и признания. Ангелика была избрана членом Академии св. Луки в Риме и членом-основателем Королевской академии в Лондоне. Успех её работ объяснялся тем, что чрезмерная красивость и чувствительность, в которой иногда упрекали художницу, сочетались с удивительным благородством созданных ею образов. Ангелика была очень разносторонней личностью и писала мифологические, библейские, аллегорические, исторические сюжеты, а также портреты.

Картина «Амур и Психея» (1792) была создана Ангеликой по заказу графини Екатерины Петровны Барятинской. На полотне изображен эпизод, связанный с самым сложным и опасным заданием, которое Венера дала Психее. Выполняя волю богини, красавица спустилась в Аид и взяла у Персефоны шкатулку с волшебными снадобьями. Шкатулку открывать было строго запрещено, но Психея опять проявила любопытство и её сразу же одолел беспробудный, подобный смерти сон. Психею спас Амур. Он разбудил её поцелуем. На полотне Кауфман нет поцелуя – Амур стирает усыпляющие ароматы с лица Психеи своими золотыми локонами.


В Художественном музее Кура, родного города Ангелики, есть еще одна ее картина на сюжет об Амуре и Психее, написанная через три года после цюрихского полота.

Это двойной портрет сына и дочери лорда Плимута, на котором они представлены в виде Амура и Психеи на фоне яркого пейзажа с цветами и деревьями. Когда Ангелика писала этот портрет, картина для княгини Барятинской всё ещё находилась в мастерской художницы. Полотна похожи (трактовка переднего плана, одежда Психеи). Но главное и важное отличие в том, что на цюрихской картине Ангелика изобразила конкретную сцену из мифа, а на двойном портрете фигуры детей просто подчиняются композиции – повёрнуты к зрителю и держатся за руки, не взаимодействуя друг с другом. Здесь нет никакого повествования, только роли.


Ангелика Кауфман. Брат и сестра Плимут в образе Амура и Психеи. 1795 // Музей изобразительных искусств, Кур, Швейцария
Ангелика Кауфман. Брат и сестра Плимут в образе Амура и Психеи. 1795 // Музей изобразительных искусств, Кур, Швейцария

Вернёмся к полотну из Цюрихского художественного музея, демонстрирующему иное восприятие Амура и Психеи. Его автор, Иоганн Генрих Фюссли (1741-1825) был швейцарцем, потомственным живописцем, сыном известного историка искусства. Фюссли получил прекрасное образование: отлично разбирался в литературе, философии и теологии, знал в совершенстве многие языки.


Фюссли. Амур и Психея. 1810 // Художественный музей, Цюрих, Швейцария
Фюссли. Амур и Психея. 1810 // Художественный музей, Цюрих, Швейцария

В творчестве Фюссли всегда преобладала фантазия, область ирреального. Его картины - проекции бессознательного. В образах, созданных Иоганном Генрихом, естественно объединены два мира – мир реального человеческого существования и мир видений, мир без контроля разума, когда на свободу вырываются неуправляемые чувства и желания.

Фюссли называют предшественником английского романтизма, первым английским романтиком, вдохновившим целое поколение художников. Он, как и все представители этого направления в искусстве, преклонялся перед гением творческого воображения.

Фантастическому миру идей художника полностью соответствовала и его живописная манера, создававшая эффект ирреальности, сна. Гротеск, контрастность, искажения, гиперболизация и экспрессия – всё это можно сказать о творчестве Фюссли. Для своего полотна он, как и Ангелика Кауфман, выбрал эпизод, который не мог не заинтересовать его, поскольку был связан с темой сна и подземного царства.


Иоганн Генрих Фюссли. Ночной кошмар. 1781 // Институт искусств, Детройт, США
Иоганн Генрих Фюссли. Ночной кошмар. 1781 // Институт искусств, Детройт, США

Полотно «Амур и Психея» (1810) вызывает ассоциации с самой известной картиной Фюссли, репродукция которой висела в кабинете у Зигмунда Фрейда – «Ночной кошмар» (1781). Фюссли очень интересовал этот сюжет, и он написал четыре варианта «Ночного кошмара». На полотне «Амур и Психея» тот же тёмный фон и изогнутая женская фигура с запрокинутой головой и безвольно повисшей рукой.


На картине Ангелики Кауфман Психея выглядит именно спящей, и зритель чувствует, что девушка вот-вот проснётся. У Фюссли она во власти тяжёлого сна, очень похожего на смерть, а Амур так печален, как будто не надеется спасти любимую.


 Франсуа Буше. Брак Амура и Психеи. 1744 // Лувр, Париж, Франция
Франсуа Буше. Брак Амура и Психеи. 1744 // Лувр, Париж, Франция

Но у романтического мифа, все-таки, замечательный финал. Психея пробудилась от сна, и не только вновь обрела счастье с Амуром, но даже получила от богов бессмертие, сама став богиней. Влюблённые остались вместе навсегда и у них родилась дочь, которой дали имя Наслаждение.//SA


Komentarze


bottom of page